Скалолазание – «шахматы с физической нагрузкой»
Эльвира Ягудинова — бывшая воспитанница и действующий тренер секции скалолазания Салавата. Объехав всю Россию в качестве действующего спортсмена, она занялась тренерской работой и воспитала сильных учеников, достойно продолжающих традиции скалолазов нашего города.
— Ты знаешь секцию и как воспитанник, и как родитель, и как тренер. Кем быть сложнее?
— Я думаю, тренером. Приходится быть психологом, фармакологом, организатором, менеджером в одном лице.
Тренер должен уметь грамотно построить работу и с разрядниками, и с малышами. Поток деток в нашу секцию большой. В процессе их самоопределения тренер должен потратить много времени и сил, чтобы детский выбор был осмысленным и верным.
— А кем интереснее?
— «Вольным художником»! Приезжать на скалы, когда тебе захочется, тренироваться в свое удовольствие на природе, общаться с единомышленниками.
В 1992 году, когда я занималась, у нас не было тренажера, только две небольшие дорожки с деревянными зацепами в спортивном зале налоговой инспекции. Мы занимались общей физической подготовкой, много бегали. Выезжали тренироваться на скалы. Соревнования проходили на первом скалодроме Башкирии — в Мелеузе. Первоначально в секции занимались альпинизмом и скалолазанием, так как основатели нашей секции — альпинисты Николай Карпенко, Илья Туктагулов, Валерий Калтаков. Потом скалолазание выделилось в секцию и «зашло под крышу». Секция приобрела более спортивную направленность. Мы, конечно, продолжаем выезды на природу, в этом нам помогают фанаты своего дела — трассовики (те, кто занимается прокладыванием, чисткой и проверкой маршрутов, чтобы спортсмены имели возможность безопасно и результативно тренироваться на скалах). Из таких спортсменов — Руслан Суюндиков, Наиль Хужин.
— Почему ты выбрала направление «вверх», а не под землю и под воду?
— Когда мне было 11 лет, друг родителей привез нас на Юрактау, где проходило первенство Республики Башкортостан по скалолазанию. Там мне удалось пролезть финальный маршрут (правда, с верхней страховкой) без всякой подготовки. И мой будущий тренер по скалолазанию Сергей Бирюков, заметив это, сказал: «Тебе обязательно нужно заниматься!». В то время я не придала значения его словам. А спустя год пришла с друзьями на свои первые занятия к нему в секцию альпинизма и скалолазания.
— Что важно для работы тренера?
— Умение не только учить, но и учиться. Признать свою ошибку, если ты не прав. Очень здорово, когда твои воспитанники живут одной семьей: старшие помогают работать с младшими, придумывают игры для них, проводят общие праздники.
— Чему тебя научили твои тренеры?
— Первые — Сергей Бирюков и Татьяна Богданова. Сергей возил нас на скалы и дал важнейшие технические базовые навыки. Татьяна увлекалась математикой. Она заставляла нас думать, работать над стратегией. Эта составляющая занятий была не менее важна. Ведь скалолазание называют «шахматами с физической нагрузкой». Спортсмен визуализирует трассу — зрительно представляет, как он ее пролезет. Сначала каждый ход продумывается, а затем технически верно выполняется. Только в этом случае все складывается удачно.
Следующим тренером был Александр Козлов. Ему мы достались уже готовыми спортсменами и выполнили норматив КМС. Если в начале своей спортивной карьеры я занималась таким видом скалолазания, как «трудность», то здесь большее внимание стало уделяться «скорости» и физической подготовке.
Четвертый тренер в моей жизни — Ринат Мустакимов — очень техничный в лазании «на трудность» и боулдеринге.
— Когда из спортсменки ты перешла в тренеры?
— Сама тренировать я начала с 18 лет. Первые победы моих воспитанников случились на городских соревнованиях: сразу семь призовых мест — 5 золотых и 2 серебряных. Примерно через месяц меня ждал приятный подарок от них же на республиканских соревнованиях — 3 «золота», 2 «серебра» и довольно много мест рядом с призовыми. Сегодня те дети уже выросли, но продолжают нам активно помогать.