— Что вас привлекает в работе с детьми дошкольного возраста?
— Мне нравится быть воспитателем. Много лет назад я сделала свой выбор, считаю его правильным и сейчас. С самого детства любила примерять на себя роль педагога. В детстве часто играла с подружками в школу. Дома я не только училась самостоятельно, но и учила читать и писать кукол, а еще дедушку и бабушку. Мне безумно хотелось поскорее стать взрослой и получить специальность. Мечта осуществилась — в жизнь воплотились все мои детские игры.
— Как пришли в педагогическую профессию?
— Очень важный критерий для педагога — безусловная любовь к детям. Это и повлияло на мой выбор профессии. По первому образованию я бухгалтер, но работать по этой специальности мне не пришлось. Судьба распорядилась совсем по-другому: я получила второе образование и стала педагогом. И сейчас не представляю свою жизнь без воспитанников и коллег. Уверена, без любви к детям в детском саду делать нечего, потому что они — самая большая ценность, которую ни с какой другой сравнить невозможно. И эту ценность тебе доверяют — согласитесь, это дорогого стоит! У меня прекрасная миссия — дарить свою любовь детям. И я с большим удовольствием воплощаю ее в жизнь, одновременно прививая это чувство воспитанникам. Как говорил Лев Толстой: «Любить — значит жить жизнью того, кого любишь». В этих словах и заключается смысл того, зачем ты ежедневно идешь к детям и делаешь их счастливыми.
— Помните свой первый рабочий день воспитателем?
— Он пролетел для меня незаметно. Это было давно, но помню я его так, будто он был вчера. Очень запомнились глаза детей, которые окружили меня со всех сторон. Кто-то пытался залезть на коленки, кто-то просто обнимал, кто-то стоял и плакал рядом, глядя мне в глаза и ожидая, что его пожалеют. Но одно я поняла точно: мы подружимся. Домой я шла с уверенностью в том, что не ошиблась в выборе профессии.
— Современный воспитатель — какой он?
— В современном обществе происходят перемены: меняются взгляды, приоритеты и различные аспекты. Затронули они и систему дошкольного образования. Работа дошкольных учреждений строится с учетом новых видов планирования, вариативных программ, учебных планов и многого другого. В соответствии с ФГОС, задача современного педагога — не просто вложить в своих воспитанников знания, умения и навыки, но и развить в ребенке физические, личностные и интеллектуальные качества. Меняются требования не только к системе дошкольного образования, но и к самому воспитателю. Это, конечно, не просто профессия, а своего рода призвание, которым наделен не каждый человек. Его нужно заслужить своим трудом, талантом, желанием меняться, преображаться и совершенствоваться.
— Как выстраиваете взаимодействие с родителями?
— Работа с родителями в детском учреждении — приоритетное направление педагогической деятельности. Необходимость укрепления института семьи понимают все специалисты, работающие в детской среде. Только в семье ребенок может жить полноценной жизнью, а в хорошей семье — быть счастливым. Педагог, работающий с детьми, не может быть воспитателем родителей, относиться к ним свысока — это никогда не приводит к положительным результатам. Отношения с родителями можно построить лишь на принципе педагогической поддержки: помочь, подсказать, привлечь внимание к насущной детской проблеме.
— Какие формы сотрудничества считаете наиболее эффективными?
— Планирование работы с родителями воспитанников — первый шаг на пути построения эффективного взаимодействия. Используя разнообразные формы проведения родительских собраний, вовлечения родителей в жизнь детского коллектива, педагог может добиться сплочения родительского актива. Родительский комитет — это первый помощник воспитателя в группе. Совместные праздники, экскурсии, торжества, выставки семейного творчества — опыт изобилует примерами единения педагогического, детского и родительского сообществ.
— Есть ли в вашей группе дети с лидерскими качествами?
— Я люблю этих детей как своих, люблю их такими, какие они есть. Важно позволять ребенку быть самим собой, дать возможность раскрыться, научить радоваться каждому мгновению жизни, верить в свои силы. Каждый из моих воспитанников по-своему необыкновенен и талантлив. Один любит динозавров и приводит такие факты из их жизни, о которых я порой и не догадывалась. Другой собирает из конструктора «Лего» удивительные вещи. Одна девочка потрясающе рисует, другая — с необычайным актерским и танцевальным талантом. У каждого — свой дар, порой скрытый — важно его увидеть и помочь раскрыться. С воспитанниками я разговариваю на равных. В разговорах часто привожу примеры из своего детства, вспоминаю смешные ситуации. Я уверена, что детей надо любить такими, какие они есть. Воспитывать в них чувства собственного достоинства, ответственности за себя и свои поступки. Хвалить, поощрять, одобрять, создавать положительную атмосферу. Всегда нужно верить в возможности каждого ребенка, в то доброе, что в нем заложено. Я учу детей доброте, заботе о ближнем, уважению к другим людям.
— Что для вас самое сложное в работе воспитателя?
— Современное общество диктует свои правила, и педагог уже не может выступать как простой источник знаний. Он организатор и координатор воспитательного процесса, он должен научить детей способам добывать знания, умению объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно и отвечать за результат своего труда. Он должен идти в ногу со временем, совершенствовать свое мастерство, но при этом следовать основополагающим принципам психологии и педагогики. Очень сложно находить в себе ресурсы и поддерживать интерес, всегда находиться на эмоциональном максимуме.
— А самое приятное?
— Моя профессия дает возможность окунуться в атмосферу счастливого детства. Работа в системе дошкольного образования — это шанс каждый раз заново открывать мир вместе с детьми. Возможность многократно переживать искренние эмоции первооткрывателя бесценна! Не знаю, как сложится моя жизнь в дальнейшем и что меня ждет за очередным поворотом, но уверена: где бы я ни была, какие бы трудности ни испытывала, моя судьба будет связана с детьми. Главное — меня любят и ждут малыши, они будут снова и снова задавать вопросы, а я — улыбаться и стараться ответить.
— Как вы видите развитие дошкольного образования в будущем?
— Образование — это крылья, позволяющие человеку подняться на высокую интеллектуальную орбиту. Сейчас мы не встретим человека, который бы не был образован. В раннем детстве родители отдают нас в детский сад, где мы получаем первые знания о мире, самое раннее, так называемое дошкольное образование. Современный детский сад, а именно так я могу назвать дошкольные образовательные учреждения уже сейчас, — это новый дом для подрастающего поколения, та самая база, которая должна уже с малых лет открыть в ребенке личность, индивидуума, ячейку современного социума. В современном детском саду мы не просто воспитываем ребенка, прививаем ему нормы поведения в обществе, а в первую очередь раскрываем и развиваем творческий потенциал каждого отдельно взятого малыша. Уже невозможно представить образовательный процесс без тесного взаимодействия воспитателя, родителя, ребенка и целой команды специалистов, работающих в дошкольной организации.
Как известно, все перемены — только к лучшему. Как бы парадоксально ни звучало, на начальных этапах любые перемены пугают, кажутся нереально сложными и лишними, но это лишь в первое время.
— Как семья относится к вашей профессии?
— Кто-то, возможно, усмехнется, услышав, кем я работаю, кто-то пожалеет, кто-то покачает головой: «Ну и работу себе выбрала...». Да, я воспитатель детского сада и горжусь своей профессией, тем, что мои бывшие воспитанники при встрече всегда улыбаются, здороваются, стараются поделиться своими новостями, достижениями. Горжусь профессией за то, что детство проживаю многократно. Это действительно так: вместе с детьми мы растем, развиваемся, проживаем самые счастливые годы — детство. Как говорил Василий Сухомлинский: «От того, как пройдет детство, кто будет вести ребенка за руку в детские годы, что вложат в его разум и сердце — от этого будет зависеть, каким человеком станет сегодняшний малыш». Рядом со мной — семья, которая поддерживает меня во всех начинаниях. Это мой любимый муж, моя защита и опора, мой смысл жизни. И две прекрасные дочери, мои любимые девочки.
Фото предоставлено Еленой Степкиной.