Монумент, созданный скульптором Сосланбеком Тавасиевым в 1967 году, — это десятиметровая чугунная конная статуя весом около 40 тонн, которой необходима срочная реставрация. Работы начнутся в ноябре 2024 года за счет бюджета Уфы — на эти цели планируется выделить более 300 млн руб. Проект реставрации успешно прошел двойную историко-культурную экспертизу и сейчас находится на оценке в Главгосэкспертизе.
14 октября 2024 года Башкультнаследие опубликовало результаты государственной историко-культурной экспертизы документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения. Из них следует, что монумент находится в аварийном состоянии и нуждается в тщательной реставрации: в скульптуре разошлись элементы отливки, что стало причиной трещин и коррозии металла. Плиты постамента треснули, отколоты фрагменты, масштабные потертости. Ребра кургана просели и выветрились.
Ремонт нужен не только скульптуре всадника на коне, но и пьедесталу, на котором стоит памятник, а также кургану, который ежегодно движется в сторону реки. Затягивание с ремонтом рискует привести к обрушению всего памятника.
Что предполагается сделать?
Изначальный цвет скульптуры — темно-серый, в 2005 году его заменили на бирюзовый. Во время реставрации вернутся к исходному варианту. Также будет восстановлен утраченный элемент упряжи — нагрудник в форме кованой бляхи с геометрическими узорами. Памятнику вернут его историческую идентичность.
Для восстановления несущей способности памятника заменят внутренний металлический каркас, который находится в аварийном состоянии. Постамент облицуют идентичными по размеру, форме и фактуре блоками черного полированного гранита.
Реставрационные работы предусматривают восстановление первоначальной формы и габаритов кургана с дополнительным усилением.
Жители Башкирии понимают необходимость реставрации культурного объекта, но не готовы принять то, что памятник для этого снимут с постамента.
Эксперты в один голос подтверждают необходимость реставрации скульптуры в специально подготовленном и оборудованном помещении.
— У памятника особенная конструкция. Внешняя оболочка состоит более чем из 60 частей. Внутри — несущий каркас из швеллеров и двутавров. Экспертиза подтверждает необходимость замены именно внутреннего несущего каркаса памятника. Чтобы получить к нему доступ и выполнить эту работу, необходимо разобрать памятник. Не снимая, это сделать невозможно. Необходимо отремонтировать и сам пьедестал: техническое состояние бетона внутри неудовлетворительное, — рассказал заместитель начальника Управления по государственной охране объектов культурного наследия региона Айнур Муслюмов.
Кроме того, планируется привести в порядок и сам курган, на котором расположен памятник. Без демонтажа доступ к нему будет недостаточным.
Напомним, что памятник весит более 40 тонн, и ремонтировать его на месте рискованно. Именно по этим причинам проектировщик принял решение о безопасном демонтаже памятника.
По словам Айнура Муслюмова, организация, которая занимается в настоящее время разработкой проектной документации, имеет опыт реставрационной работы с памятником «Родина – мать зовет!».
Но тогда почему скульптура «Родина – мать зовет!» была отремонтирована на месте, а башкирского героя обязательно нужно увозить в цех?
Объясняет скульптор, автор более 40 монументальных композиций Салават Щербаков:
— Ремонт волгоградской скульптуры проводился в основном по внешней части. Кроме того, демонтажу мешало то, что скульптура была отлита из бетона прямо на том месте, где она сейчас стоит. Это был особый случай. Что касается памятника в Башкирии: в цеху памятник можно раскрыть, просветить, прогреть, посмотреть каркас, сделать замены, провести сварочные работы. В мастерской он может быть полностью восстановлен с учетом всех художественных особенностей, чего не сделаешь на улице. Там и погодные условия влияют, и другие неудобства. К тому же остро стоит вопрос необходимости ремонта постамента и кургана.
К слову:
многие известные архитектурные объекты были подвергнуты демонтажу при реставрации. Один из ярких примеров — реставрация знаменитой скульптуры «Рабочий и колхозница». В октябре 2004 года памятник, который представлял собой полуразрушенную груду металла, увезли на ремонт. Ржавчина въелась так глубоко, что скульптуру разбирали на 40 частей, чтобы восстановить каждую по отдельности. После реставрации один из главных символов Москвы появился на новом постаменте. Похожий путь к обновлению прошли и памятник Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому, расположенный на Красной площади, памятник маршалу Жукову. Подобные примеры можно найти и за рубежом. Например, в 2017 году путем демонтажа начали реставрировать Биг Бен в Лондоне.
Слухи о том, что памятник снимут и не вернут на место, не имеют под собой никакого основания. Работы по восстановлению монумента будут производиться в Уфе. В столице для этого есть все условия.
Монумент не могут просто демонтировать и забыть, ведь он — символ республики. Для многих россиян Башкортостан ассоциируется именно с Салаватом Юлаевым и этим памятником. Официальный герб республики включает в себя изображение памятника Салавату Юлаеву на фоне восходящего солнца.
Реставрацию памятников можно сравнить с инвестицией в будущее, которая дает возможность вернуть монументу его первоначальный облик и исторический статус как символа республики.
МНЕНИЯ САЛАВАТЦЕВ.
Азат Юлтимиров, председатель Исполнительного комитета Всемирного курултая башкир города Салавата:
— В оценке необходимости реставрации памятника я полагаюсь на официальные источники и мнения специалистов, которые в один голос говорят о том, что знаменитой скульптуре нужен срочный ремонт. А как, где и когда это осуществить, уверен, решат эксперты. И, конечно же, это должна быть полностью публичная история, это наша позиция. Хочется, чтобы всё было сделано быстро, качественно и с сохранением первоначального образа.
Руслан Сафиканов, директор МБУК и И «Наследие»:
— Салават Юлаев — фигура, которая объединяет поколения, напоминает о героическом прошлом и вдохновляет на новые свершения, олицетворяя силу воли, любовь к Родине и готовность защищать ее от любых угроз. Именно поэтому памятник Салавату Юлаеву занимает особое место в сердцах жителей Башкортостана и всей России.
К сожалению, время оставляет свой след даже на самых прочных материалах, и памятник Салавату Юлаеву уже давно нуждается в реставрации. Реконструированный памятник позволит сохранить память о великом герое для будущих поколений, станет местом притяжения туристов и символом культурной идентичности региона.
Важно отметить, что реконструкция должна проводиться с уважением к оригинальному замыслу автора и с использованием современных технологий, чтобы обеспечить долговечность и сохранность памятника. Это будет вклад в сохранение нашего общего культурного наследия и дань уважения к памяти великого сына башкирского народа.
Мы должны беречь такие символы, ведь они являются частью нашей общей истории и культуры.
Савия Бикмухаметова, учитель башкирского языка и литературы башкирской гимназии № 25:
— Священный дух нашего национального батыра Салавата Юлаева — навечно в сердце народа. Сколько произведений искусства, литературы посвящено ему! Одно из них — памятник на берегу реки Агидели в столице Башкирии Уфе. Скульптура, как и сам Салават Юлаев, является главным символом республики. Поэтому люди переживают за ее будущее. Мое мнение: если специалисты считают, что необходима реставрация памятника с демонтажом, нужно прислушаться к их словам. Я уверена, наш батыр вернется к народу еще более могущественным и красивым.
Фото Владислава Фаррахова.