— Сегодня — закрытие мотосезона 2023 года. У нас очень хорошие, классные ребята. В этом сезоне гоняли по всей России на различные фестивали. Но среди нас есть и «домашние», они никуда не ездили. Я вот намотал 25 000 км за это лето. Был в Тюмени, Екатеринбурге, Перми, Первоуральске, Татарстане, Казани, Самаре, Оренбурге, Орске, — рассказал о событии представитель «Ассоциации вольных байкеров» города Салавата Геннадий Ляпустин.
Было удивительно наблюдать такое количество байкеров в одном месте. Оказалось, не все они из Салавата.
— Мы дружим городами! Салават, Ишимбай, Стерлитамак, Мелеуз, Кумертау, Уфа, Белебей — наше мотобратство активно развивается, так что еще не всё потеряно, — отметил Геннадий.
Среди байкеров — люди разных возрастов и профессий. Первым, с кем нам удалось пообщаться, стал участник «Ассоциации вольных байкеров» города Салавата Александр Тарасов.
— Я за рулем уже пятый сезон. Началось всё с рокерской компании: с ребятами собирались в парке, играли на гитарах. Целенаправленно пришел к мотоциклам в более сознательном возрасте. Мотоциклы — дорогое удовольствие, хотя сейчас, наверное, всё дорого. В среднем хороший мотоцикл стоит около миллиона рублей, многое зависит от состояния и года выпуска, — сказал он. — Летний сезон прошел отлично! Правда, ездили мы не так много, как хотелось бы: были несколько раз в Самаре, Тольятти, Казани. Там встречались с нашими знакомыми и друзьями. Собирались поехать на Байкал, но, к сожалению, по разным причинам не смогли. Чаще всего путешествуем вдвоем-второем, и скажу честно, это не так страшно, как может показаться на первый взгляд.
Если раньше Александр гонял на Honda Shadow 1100, то в начале этого сезона приобрел более подходящую для себя модель — Yamaha Stratoliner.
— Это был первый сезон на нем. Пробег уже около полтинника. Конечно, постепенно его усовершенствую: есть навесной бетвинг (прим. ред.: обтекатель для мотоцикла), колонки, задний суппорт и даже большая «косметичка» — туда много вещей помещается, что очень удобно во время путешествий, — отметил Александр.
Аксакал мотодвижения — Марат Вильданов. Он приехал в Салават из Ишимбая, где представляет организацию «Черные коты».
— На права я сдал в 1977 году, потом учился, прошел армию. С начала 90-х годов начал гонять на тяжелых мотоциклах. Как сел на мотоцикл в 14 лет, так и катаюсь. Помню, отец меня научил ездить на своем мотоцикле, с тех пор я и катался. Почти мотоциклетная династия получилась! — отметил он.
За эти годы Марат объехал всю Россию и даже выезжал за ее пределы: был в Казахстане.
— В России был везде, начиная с Байкала и заканчивая Питером. Каждый год куда-то езжу. В этом году было турне: Оренбург-Орск-Питер и обратно. Ранее ездил на юг, в Казахстан. Кстати, он очень большой! Я раньше думал, что Россия большая, но в пути до Алма-Аты понял, что просторы этой республики тоже необъятны! — заявил аксакал.
Как человек с многолетним опытом езды на мотоциклах Марат постарался объяснить, что чувствуешь во время езды.
— Едешь в сторону Грузии, преодолев 1 000 км, и думаешь: «Наверное, с утра я не смогу встать, потому что устал». Но в шесть часов утра встаешь, как ни в чем не бывало, садишься и едешь дальше. Снег, дождь, град — неважно, главное — продолжать путь. Приезжаю домой уставшим, а через два часа уже думаю, куда бы снова съездить, — отметил Марат.
Чтобы было яснее, любовь к мотоциклетному спорту настолько сильна, что у многих байкеров даже нет автомобилей. В основном они ездят именно на мотоциклах. В их числе и Марат. Не считая легких мотоциклов, за эти годы он сменил шесть тяжелых байков. К сожалению, сезон завершается. Чем будут заниматься любители мотоциклов зимой?
— Будем ждать лета! Станем встречаться с ребятами на разных зимних фестах, — отметил Марат. — А затем будем готовиться к следующему сезону: менять масло и прочие жидкости. В общем, проводить полное техобслуживание.
Наш город посетили байкеры из Стерлитамака. Среди них — президент мотоклуба «Стальные призраки MCC Башкирии» из этого города Тимофей Чугунов.
— Я за рулем уже 23 года и не представляю свою жизнь без этого. Пришел к мотоспорту, наверное, как и многие, еще в школьные годы. С одноклассниками начали увлекаться, вступили в специальные кружки, катались по гаражам со старшими. Так всё и началось. Конечно, раньше не такие мотоциклы были — в основном, советские и чехословацкие. Но времена меняются, и сейчас у меня серый Harley, — поделился он.
Страшно ли ездить на мотоцикле? Этот вопрос мы адресовали Тимофею. Он взял 30-секундную паузу и задумался.
— Как страшно? В прошлом году я попал в хорошую передрягу: было лобовое столкновение в Кумертау. Сейчас хожу с протезами. Но это меня не остановило, продолжаю ездить. Естественно, бывают аварии, падения. Но самое главное — воспринимать всё это адекватно. Многие после такого отказываются от мотоциклов, а мы уже привыкли, — поделился историей Тимофей, а затем рассказал, как обстоят дела с теми, кто сейчас пересаживается на мотоциклы. — Мы в свое время тоже были молодыми, ездили и хулиганили по ночам, но это всё выветрилось и превратилось в культуру. У нас есть жены, дети, по ночам теперь спим. Новое поколение сейчас покупает китайские байки и устраивает в городе кавардак. С одной стороны, кулаком грозим, разговариваем, но со всеми ведь не поговоришь. С другой стороны, понимаем, что раньше сами были такими же.
Бытует мнение, что за рулем мотоцикла всегда сидят брутальные мужчины. Мы с этим утверждением в корне не согласны. На завершении мотосезона нам удалось познакомиться с очаровательными девушками.
Представляем гостью из Стерлитамака, участницу Всемирного женского клуба «Wings» (прим. ред.: в переводе с английского — «крылья») Валерию Селиверстову.
— Это мой десятый сезон на мотоцикле. Путь начался с любви к рок-музыке, потом на одном из фестивалей увидела мотоцикл и влюбилась. Решила, что тоже хочу. А если хочу — значит, будет! За десять лет это уже третий мотоцикл. Первые были китайскими, относительно недорогими. Сейчас езжу на «Хондочке», — поделилась она. — Если брать по России, среди байкеров больше мужчин, чем женщин. Это неудивительно — в таком спорте остаются лишь те, кому искренне нравятся мотоциклы, кто буквально горит этим! Да и бояться нечего: упал, встал и дальше поехал. Кстати, ненавижу ездить пассажиром! Сама однажды падала, а вот когда была пассажиром — четыре раза. Поэтому мне спокойнее, когда сама за рулем.
А город Салават среди девушек представила Лейсан Каримова. Ее отец был увлечен мотоциклами и всегда мечтал приобрести себе «железного друга». Со временем мечтать об этом стала и Лейсан.
— Я просто любитель, занимаюсь около четырех лет. Это — мечта детства! Всю жизнь мечтала ездить на мотоцикле и вот четыре года назад получила права и купила байк. Теперь езжу в основном по городу, а куда-то дальше не получается. Хотела бы покататься по России, — рассказала девушка. — Когда в первый раз села за руль мотоцикла — страха не было, со временем он тоже не появился. Просто села и поехала! Во время езды испытываю непередаваемые эмоции: свободу, кайф, драйв. Родные тоже не беспокоятся. Как только приобрела мотоцикл, этим заинтересовался и мой муж Марат. Он тоже мечтал об этом всю жизнь, да и права уже были. Сейчас у нас один мотоцикл на двоих, и знаете, поначалу мы даже спорили, кто из нас будет кататься. Что ж, пришлось уступить.
Как только все желающие пообщались с байкерами и сфотографировались на память на фоне уникальных мотоциклов, любители мотоспорта отправились к мемориальному комплексу «Вечный огонь». В рамках Дня воссоединения новых регионов с Российской Федерацией они возложили цветы и отдали дань памяти героям, погибшим в годы Великой Отечественной войны, в локальных войнах и в ходе проведения специальной военной операции.
После этого байкеры отправились в Ишимбай, а затем — в Стерлитамак, где состоится торжественное закрытие мотосезона. По словам Геннадия Ляпустина, организаторы подготовили насыщенную программу — скучно точно не будет.
Фото: Алёна Бизикина/газета «Выбор».