В жизни, к сожалению, не всегда бывает так, как мы хотим. Сложно простить предательство близких, еще сложнее — смириться с тем, что родные уходят навсегда. В погоне за успехом многие не уделяют близким должного внимания, а когда понимают, что это и есть главное в жизни, часто бывает поздно. Именно об этом — премьерный спектакль, над которым работали режиссер-постановщик Лиана Нигматуллина, художник Юлия Сиражитдинова, хореограф Лилия Зайнышева и талантливые актеры Салаватского театра.
Главная героиня Карина — умная, высокомерная и несчастная старшеклассница. С помощью школьных успехов она хочет обратить на себя внимание отца, ушедшего в другую семью, но забывает, что ее любят те, кто рядом. Карина презирает сводного брата Самата, считая его обузой. Мама, вечно занятая на работе, не замечает, что дети растут, нуждаясь в любви, заботе и внимании. Только узнав страшный диагноз Самата — острый миелоидный лейкоз, она понимает, что дороже детей у нее ничего нет. А Карина осознает, в чем смысл жизни, только потеряв брата. Стараясь искупить вину перед Саматом, она перечисляет больным детям призовые деньги, полученные за победы в олимпиадах, но это не приносит ей облегчения. Карина открывает простую истину: нужно успеть совершить как можно больше добрых дел, полюбить жизнь, помогая другим, — только так можно помочь себе.
Идея постановки родилась еще в прошлом году.
— Осенью 2022 года я участвовала в режиссерской лаборатории «Замандаш» в Уфе. Из предложенных произведений выбрала эту пьесу и в считанные дни сделала с актерами эскиз. Мы его показали участникам лаборатории, театральным критикам. Вернувшись домой, побеседовала с директором театра Айбулатом Кутушевым — решили поставить спектакль на салаватской сцене в 2023 году. Хотя постановка рассчитана на молодежную аудиторию, сразу после первого просмотра поняла, что ее должны увидеть и взрослые, ведь тема онкологии трудна для восприятия, но актуальна. К сожалению, этот диагноз сейчас очень распространен. Актерам нелегко было играть умирающего больного, убитую горем мать... Зрителям хотим напомнить этим спектаклем, как важно уделять внимание близким, любить их и ценить жизнь, наслаждаться ею, творить добрые дела, пока есть время, иначе может быть поздно. Еще один важный момент — спектакль мы посвятили коллеге, заслуженной артистке Республики Башкортостан Наркас Юмагузиной. Она должна была играть роль Резеды, даже ездила с эскизом в Уфу вместе с нами. Тогда никто не подозревал о том, что у нее тот же диагноз... Болезнь забрала ее у нас — работа над этой постановкой стала последней в ее жизни. Мы часто вспоминаем моменты, когда репетировали вместе. Играть на сцене без нее очень сложно для всех, до сих пор не верится, что Наркас нет рядом. Надеемся, что постановка затронет до глубины души. Приятно, что ее тепло восприняли молодые зрители, потому что они — самая требовательная аудитория, играть для них всегда сложно, — рассказывает историю спектакля режиссер Лиана Нигматуллина.
На премьеру приехала автор пьесы, журналист, лауреат премии имени Шагита Худайбердина Бану Кагарманова.
— Спектакль основан на реальных событиях. Я его посвятила безвременно ушедшим из жизни мальчикам Раяну Ахмадиеву и Фангизу Сагитову, которые до последних дней боролись со страшной болезнью — раком. Помогала им как волонтер. Огромное спасибо коллективу Салаватского театра, который дал моей пьесе второе дыхание и создал прекрасный спектакль. Хочется отметить великолепную работу режиссера Лианы Нигматуллиной, хореографа Лилии Зайнышевой, придавших ему современный стиль, — мне очень понравилось. Очень приятна реакция зрителей, которые хорошо приняли премьеру, долго аплодировали актерам, — делится впечатлениями Бану Кагарманова.
Первыми зрителями спектакля стали студенты педагогического и индустриального колледжей. Они очень серьезно восприняли проблемы, затронутые в нем, многие не сдержали слез.
— Спектакль очень трогательный, трудно было сдержать слезы. Он заставляет задуматься, учит любить жизнь и ценить ее моменты, делать больше добра, потому что оно возвращается: что посеешь, то и пожнешь, — делится Карина Каримова.
— Сначала было непонятно, почему спектакль так назван. Только после просмотра понимаешь, в чем дело. Карина не может простить своего отца, которого считает предателем, и отца Самата, который тоже оставил детей. Она понимает простую арифметику жизни — можно долго складывать и вычитать, но в итоге всё равно остаются трое: мама, она и Самат. Спектакль учит сочувствовать, быть добрее друг к другу и любить жизнь, ведь она одна. Жаль было больного мальчика, пораженную горем мать и даже Карину, которая казалась, на первый взгляд, грубой и бездушной, — комментирует увиденное на сцене Диана Галеева.
Фото Александра Казакова и Дины Галеевой.