НЕМАЛО САЛАВАТЦЕВ РАБОТАЮТ ВАХТОВЫМ МЕТОДОМ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РЕСПУБЛИКИ
Сейчас даже трудно определить, когда всё это началось. Наверняка, количество наших земляков, работающих вахтовым методом, увеличилось в непростые девяностые годы. Названия: Новый Уренгой, Ямбургское месторождение и другие прочно вошли в словарь салаватцев. Даже у меня, никогда не бывавшего на Севере, немало знакомых, вахтовиков — «северян». Кое-кто практически переехал туда на постоянное место жительства. Многие считают тех, кто вахтуется — счастливчиками и везунчиками, которые почти буквально «гребут деньги лопатой». Так ли всё сказочно красиво на самом деле? Слово «северянам».
Евгений Кацуба служил в десантных войсках, награждён медалью «Генерал армии Маргелов»:
— С 2010 года работаю вахтовым методом на Крайнем Севере, — рассказывает он. — Ведомственная вооруженная охрана обеспечивает безопасность газовых промыслов, кустовых газовых скважин, трубопровода высокого давления Уренгой — Челябинск, поставляющего газ в Башкирию. Работа очень серьезная, ответственная, имеет стратегическое значение для России. Работой, соцпакетом доволен, несмотря на суровые условия и сложность охраны.
Уехал из Салавата по причине небольшой зарплаты. Здесь я купил квартиру и в основном проживаю на Севере.
Есть и другие истории: прочитал человек объявление, поманили его большим рублем и отправился он покорять Север, как Ильгиз Субхангулов:
— Работал в одной конторе. По дороге на вахту на самолет однажды не попал — уволили. Устроился в другую — ужас! Есть нечего и негде, жили в ужасных условиях. Сейчас безработный. Большинство объявлений — лохотрон. Один пример: вы звоните — предлагают приехать и пройти медкомиссию в Челябинске, причем за определенную сумму. Еще раз приходится платить за саму услугу по трудоустройству. Платишь и едешь по указанному адресу на Север, добираешься до места, а тебя там никто не ждет. Раньше за вахту я получал 60 000, выходило по 30 000 в месяц. Семь лет работал — только и результата, что сделал ремонт в квартире и детей вырастил. Даже машину не поменял, так и езжу на «семерке». Стараешься, за любую работу берешься, чтобы заработать. Но трудно: например, на Ямале практически нет сотовой связи. Между прочим, на Севере очень много рабочих из Башкирии. Как-то так повелось. Один устроился, другого тянет. Мой совет: просто так на Север не стоит ехать. Есть опасность, что тебя обманут и не заплатят. Устраиваться на работу лучше по знакомству.
Рустаму Хисматуллину 36 лет, женат, двое детей. После школы окончил ПУ-19, работал на градообразующем предприятии по своей специальности (машинист) целых 12 лет. Причём в последнее время — по самому высокому шестому разряду:
— Последние два года моей работы ведение технологического процесса в цехе занимало не первое место… И не устраивала зарплата. На Север меня пригласил друг, который еще раньше уехал туда, он тоже раньше трудился на комбинате. Сейчас я работаю на предприятии «Газпром добыча Ямбург» по своей специальности (четвертый разряд) вахтовым методом по месяцу. Рабочий день длится 12 часов, выходных нет. Живем мы в модуле, по два человека в комнате. Проживание, перелет до дома оплачивает предприятие. Питаемся в столовой, но здесь дешевле, чем в Салавате. В чем заключаются сложности? Низкие температуры (когда я уезжал, было минус 47 градусов), недостаток кислорода. Самое главное — вдали от семьи. Но чем-то приходится жертвовать. Весомая разница в зарплате, хороший соцпакет. На пенсию уходят в 50 лет, ее размер доходит до 45 тысяч рублей в месяц. Кроме того, выплачивают 16 окладов — это очень много. Предприятие выделяет путевки в санаторий. Женился, родился ребенок, праздник 23 февраля — и снова работник получает деньги, выделяют льготные кредиты. Здесь очень много людей с предприятий республики. Ведь это уже профессионалы, их не нужно обучать. Недавно большая партия работников ушла на пенсию, их заменила молодежь, в том числе и из Салавата. Это, конечно, не значит, что везде на Севере так прекрасно. Некоторые вынуждены возвращаться обратно в Салават. Кому-то урезают зарплату, где-то предпочитают местных жителей. Какие у меня планы? Работать здесь до пенсии, осталось 14 лет. Да и деньги нужны, ведь я приступил к строительству собственного дома.
Салаватцев, которые едут на Север за заработками, много: кто-то дом строит, у кого-то ипотека, кто-то платит за обучение детей, у кого-то больны близкие — историй много. Объединяет их одно: человек выбирает зарплату, жертвуя чем-то: здоровьем, общением с близкими.
Ольга Иванова, мать двоих детей, жена вахтовика:
— Работать в условиях Крайнего Севера мужа подтолкнули обстоятельства. В 2004 году пришел из армии, устроился на Ишимбайский машиностроительный завод. До 2010 года даже и не думал ни о каком Севере. Зарплата была высокой, мог обеспечивать ребенка и меня в декретном отпуске. У предприятия начались трудности: срезали тарифы по сделке — зарплата упала в три раза. Друг позвал работать на Север. С тех пор прошло 8 лет. Все думают, что если супруг работает на Севере — денег куры не клюют. На самом деле не совсем так, и Север себя не оправдывает по деньгам: в дорогу собрать (еда, средства личной гигиены, медицинские препараты), приобрести ж/д билеты, билет до Уфы — выходит кругленькая сумма. И семья остается с обязанностями оплатить квартплату, внести платеж по ипотеке, за детский сад, питание в школе. Хорошо, что хватает все это оплатить, при условии, что работаем оба. Это не жалоба, прекрасно понимаем: не нравится — ищи другое место, просто в наше время не успевает зарплата расти пропорционально росту цен. Но мы справляемся, хотелось бы иметь возможность больше дать детям. Работодатель со своей стороны перечисляет деньги частями (расчет, аванс, проезд) и всегда имеет задолженность перед работником в 5 000 рублей, чтобы в случае увольнения иметь возможность высчитать за спецодежду. Каждый год приходится обновлять документы (св-во о рождении), так как им проще взимать полную ставку по налогу в 13%, чем указывать льготы. Ежегодно подаем декларацию в налоговую инспекцию. Плюсы и минусы: за проезд организация возвращает затраченную сумму только по плацкартному билету через 1-2 месяца, на «кусте» есть повар, питание удерживают с зарплаты. Конечно, работать на Севере выгоднее, чем в своем городе, но и там зарплаты для Крайнего Севера уже давно приравнены к нашим.
Ради справедливости нужно сказать, что при желании и в Салавате можно прилично заработать. Сергею Сергееву 32 года, он машинист тепловоза.
— Зарплата меня устраивает, не бедствуем, работу свою люблю, — признается он.
Владимир Евсеев — сотрудник муниципального предприятия и тоже доволен своим положением:
— Меня в целом устраивает моя зарплата. Да, я не получаю тех денег, которые, возможно, мог бы заработать на Севере, но нахожусь рядом со своими родителями, которым нужна моя поддержка, вижу, как растет моя дочь — на сегодняшний день это ценнее больших денег.