Все новости
18 Января 2019, 12:15

Трудности перехода

НОВАЯ СИСТЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ТВЁРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


С 1 января 2019 года наша республика, как и вся страна, перешла на новую систему обращения с твёрдыми коммунальными отходами. Теперь сбором, транспортировкой, обработкой, утилизацией, обезвреживанием и захоронением мусора будут заниматься региональные операторы, а жители — оплачивать эти услуги в соответствии с установленными тарифами.

Эта работа направлена на формирование современной, экологически безопасной системы обращения с отходами, ликвидацию многочисленных несанкционированных свалок и предотвращение образования новых, а также создание развитой инфраструктуры по сортировке и переработке мусора.


Как и в какие сроки будет реализовываться реформа? За что отвечает муниципалитет, за что — регоператор?


Работа по подготовке к реформированию системы обращения с твердыми коммунальными отходами начата в 2015 году с принятием Федерального закона № 458 от 29 декабря 2014 года.


При подготовке к переходу на новую систему обращения с ТКО в Республике Башкортостан разработаны и утверждены:

— территориальная схема обращения с отходами (в том числе с твердыми коммунальными отходами);

— нормативы накопления ТКО;

— порядок накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления);

— правила осуществления деятельности региональных операторов и др.


На основании территориальной схемы обращения с отходами, в том числе и с ТКО, территория республики поделена на пять зон деятельности региональных операторов в области обращения с ТКО.


По всем пяти зонам в первом полугодии 2018 года Минэкологии РБ провело конкурсы по отбору региональных операторов. По их результатам подписаны соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Республики Башкортостан сроком на 10 лет (по зоне № 1 — МУП «Спецавтохозяйство по уборке города»; по зоне № 2 — ООО «Дюртюлимелиоводстрой»; по зоне № 3 — ООО РО «Эко-сити»; по зоне № 4 — ООО «Экология Т»; по зоне № 4+ — ООО

«Дюртюлимелиоводстрой»).


С 1 января 2019 года региональные операторы приступили к оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.


На органы местного самоуправления Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039 возложены обязанности по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Также администрации будут обязаны вести реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и размещать информацию о внесении или изменении данных в этом реестре в Интернете.


Региональный оператор осуществляет сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением специализированных компаний.


Накопление, сбор, транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами (далее — Правила обращения с ТКО), утвержденными Постановлением Правительства РФ № 1156 от 11.12.2016 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (далее — постановление Правительства РФ № 1156).


Пунктом 10 Правил обращения с ТКО установлено, что в соответствии с условиями договора складирование твердых коммунальных отходов потребители осуществляют одним из способов:

а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);

б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

Справка

Согласно пункту 8.2.5 Санитарных правил «СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более пяти. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
в) в пакеты.


Вместе с тем, законодательством Российской Федерации прямо не поименованы лица, которые обязаны приобретать контейнеры и бункеры для их установки в местах накопления твердых коммунальных отходов.


Таким образом, контейнеры могут приобретать собственники земельных участков, на которых расположены места накопления твердых коммунальных отходов; органы местного самоуправления, создавшие места накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с действующим законодательством; организации, осуществляющие управление многоквартирными домами; потребители; региональные операторы.



Куда звонить, если возникнут проблемы или вопросы?


С 1 ноября работают «горячие линии» региональных операторов для информирования населения. Специалисты консультируют жителей по всем интересующим вопросам, связанным с работой регионального оператора по своей зоне. Звонки бесплатные, «горячие линии» работают с 9.00 до 18.00, без выходных.


Зона № 3, куда входит Салават, — ООО РО «Эко-Сити», тел. 8-800-700-49-00.


Также открыты «горячие линии» по вопросам перехода на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами в следующих государственных органах исполнительной власти Республики Башкортостан:
Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан — тел. 8 (347) 223-32-80 (в рабочее время);

Государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору — тел. 8-937-845-28-42 (в рабочее время);

Министерстве семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан — тел. 8 (347) 218-07-35; 8 (347) 218-07-19 (в рабочее время);

Министерстве природопользования и экологии Республики Башкортостан — тел. 8 (347) 218-03-90 (в рабочее время).


Почему стоимость начислений для населения зон будет различаться?


Плата граждан за услугу по обращению с ТКО, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, рассчитывается как произведение тарифа и норматива накопления твердых коммунальных отходов на одного человека.


Нормативы накопления твердых коммунальных отходов в Республике Башкортостан утверждены постановлением Правительства Республики Башкортостан от 12 октября 2017 года № 642 и едины на всей территории республики.


В категории «Домовладения» установлены следующие нормативы накопления твердых коммунальных отходов:

для объектов «многоквартирные жилые дома» — 1,92 м3/год на одного человека;

для объектов «индивидуальное жилье» — 1,95 м3/год на одного человека.


Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам утверждены единые тарифы на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.


В соответствии с законодательством, тарифы должны компенсировать экономически обоснованные расходы на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечивать экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами инвестированного капитала.


Тарифы на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами установлены по пяти зонам деятельности региональных операторов по обращению с отходами.


На величину тарифов на услуги региональных операторов при их формировании оказывают влияние следующие факторы:

— объем оказываемых услуг (тариф рассчитывается как отношение экономически обоснованных затрат к объему оказываемых услуг);

— тарифы на услуги захоронения и обработки твердых коммунальных отходов, оказываемые другими юридическими лицами;

— плотность населения;

— расстояние от мест погрузки отходов до мест захоронения и обработки.


Поэтому плата граждан в разных зонах деятельности региональных операторов различна.


Каковы права и обязанности граждан и регоператоров?


С 1 января 2019 года все граждане, проживающие в многоквартирных домах, частном секторе, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны по закону заключить договор на оказание услуг по обращению с отходами с региональным оператором и оплачивать данную услугу. Необходимость заключения таких договоров предусмотрена правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации. В нем предусмотрено определение объема, места сбора и накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, способ складирования, периодичность вывоза.


Форма типового договора и предложение о его заключении размещены на официальных сайтах региональных операторов:
Зона № 3, куда входит Салават, ООО РО «Эко-Сити» — http://roecocity.ru/forclients/docs/, файл «Договор на оказание услуг по обращению с ТКО для физических лиц» — текст договора для заполнения).


Регоператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.


Региональный оператор обязан:


а) принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в договорах на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами;

б) обеспечивать транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение принятых твердых коммунальных отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) предоставлять потребителю информацию в соответствии со стандартами раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

г) отвечать на жалобы и обращения потребителей по вопросам, связанным с исполнением договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в течение срока, установленного законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан;

д) принимать необходимые меры по своевременной замене поврежденных контейнеров, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, в порядке и в сроки, которые установлены законодательством субъекта Российской Федерации.


Региональный оператор имеет право:


а) осуществлять контроль за учетом объема и (или) массы принятых твердых коммунальных отходов;

б) инициировать проведение сверки расчетов по договорам на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.


Потребитель (гражданин) обязан:


а) осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами;

б) производить оплату по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, размере и в сроки, которые определены договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами;

в) обеспечивать складирование твердых коммунальных отходов в контейнеры или иные места в соответствии с приложением к договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами;

г) не допускать повреждения контейнеров, сжигания твердых коммунальных отходов в контейнерах, а также на контейнерных площадках, складирования в контейнерах запрещенных отходов и предметов;

д) назначить лицо, ответственное за взаимодействие с региональным оператором по вопросам исполнения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами;

е) уведомить регионального оператора любым доступным способом (почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма, сеть Интернет), позволяющим подтвердить его получение адресатом, о переходе прав на объекты потребителя, указанные в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, к новому собственнику.


Потребитель имеет право:


а) получать от регионального оператора информацию об изменении установленных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами;

б) инициировать проведение сверки расчетов по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.


Каким образом и когда принесут квитанцию?


Новая строка — «за оказание услуги по обращению с ТКО» — появится в платежках жителей Республики Башкортостан с февраля 2019 года по аналогии с платой за газ, воду и электроэнергию.

Те граждане, которые пользуются услугами единого расчетного кассового центра, будут получать квитанцию с дополнительной новой строкой. При этом затраты на вывоз мусора будут исключены из графы «содержание».


Где производить оплату?


Оплатить услуги региональных операторов можно в почтовых отделениях, в отделениях банков, а также с помощью сервиса «онлайн-банков».


Как быть тем, у кого несколько квартир, квартира и дом, несколько домов?


С 1 января 2019 года услуга по обращению с ТКО перешла из статуса «жилищной» в статус «коммунальной».


Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.


В соответствии с Правилами, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.


При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Итак, начисление платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами производится на фактически проживающих и прописанных жильцов в квартире или частном доме, а при их отсутствии — на собственников жилья.
При наличии у гражданина нескольких объектов недвижимости квитанции будут выставляться по каждому помещению на вышеназванных условиях.


Действующее законодательство не предусматривает льготы по оплате за ЖКУ собственникам недвижимости в зависимости от количества у них недвижимого имущества.


Пунктом 148 (22) установлено, что исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан производить в установленном Правилами порядке перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении. Право потребителя коммунальной услуги по обращению с ТКО требовать перерасчета установлено в пункте 148 (24) Правил.

Важно: при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Перерасчет осуществляется исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО на основании заявления потребителя о перерасчете, в котором указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении. К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя.


Какая «судьба» ждет бытовые отходы после реформы?


Если раньше мусороперевозчик отвозил содержимое контейнеров на свалки, то с этого года вводится полный контроль за движением отходов — от контейнера до полигона. Отходы после сбора будут транспортироваться на мусороперегрузочные пункты, далее — на мусоросортировочные комплексы — проходить обработку. «Хвосты» (остатки после обработки) твердых коммунальных отходов, не подлежащие вторичному использованию, будут захораниваться на полигонах, отвечающих природоохранным нормам.


Региональные операторы за счет прибыли и собственных инвестиций должны будут создавать недостающие на сегодняшний день объекты инфраструктуры, в том числе мусоросортировочные комплексы, мусороперерабатывающие заводы и новые полигоны.

Справка

14 мусоросортировочных комплексов (линий) имеются на территории Республики Башкортостан: ООО «Мохит-СТР» (г. Стерлитамак), ООО «Сервис-Уют» (г. Белорецк), ООО «Полигон» (г. Октябрьский), ООО МПК «ЭкотехМелеуз» (г. Мелеуз), ООО «Эко-Сити» (Ишимбайский район), МУП «Управление по благоустройству» Уфимский район (д. Сергеевка), МУП «САХ» (п. Новые Черкассы), ООО «ЭкоУфа» (пос. Новые Черкассы), ООО «ЭкоВторИндустрия» (г. Салават), ИП Вильданов Ф.М. (Бирский район), ООО «Башкирское экологическое сотрудничество «Союз» (г. Нефтекамск), ООО «Вторресурсы» (Благовещенский район), ООО «Чистый город+» (Учалинский район), ООО «Экоиндустрия» (Иглинский район).
Кто и когда ликвидирует несанкционированные свалки?


Несанкционированные свалки, образованные до 1 января 2019 года, должны быть ликвидированы и рекультивированы в максимально короткие сроки собственниками (муниципальными образованиями либо иными лицами) земельных участков, на которых они образованы, за счет собственных средств.


В соответствии с Правилами обращения с ТКО, потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
В случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее — место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:

а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;

б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.


Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов и имеет право обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.


Льготы — кому и что положено? Куда обращаться для того, чтобы оформить?


С января 2019 года Республика Башкортостан переходит на новую систему по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). В связи с этим планируется возмещение отдельным категориям граждан платы за ТКО с 1 января 2019 года путем осуществления перерасчета гражданам размеров двух мер социальной поддержки (в которые, наряду с другими жилищно-коммунальными услугами, будет входить и ТКО):


1) ЕДК — это ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещений и коммунальных услуг, которая предоставляется ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий, инвалидам, семьям, воспитывающим детей-инвалидов, гражданам, подвергшимся воздействию радиации, труженикам тыла, ветеранам труда и малоимущим многодетным семьям, имеющим трех и более несовершеннолетних детей;


2) субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг. Субсидией могут воспользоваться граждане, чьи расходы на оплату ЖКУ превышают определенный процент в совокупном доходе семьи. Для того, чтобы субсидией смогли воспользоваться как можно больше граждан, с января 2019 года максимально допустимая доля расходов граждан на оплату ЖКУ в совокупном доходе семьи снижена:

- для многодетных и неполных семей — с 15 до 13%;

- для одиноко проживающих пенсионеров старше 70 лет — с 18 до 16%;

- для всех остальных граждан — 20%.


Допустим, если доход семьи составляет 20 тысяч рублей, а расходы на ЖКУ превышают 4 тысячи рублей (больше 20% от совокупного дохода), то эта семья имеет право на субсидию. В случае, если семья с таким же доходом является многодетной или неполной, то субсидия будет предоставляться уже при расходах на ЖКУ, превышающих 2 600 рублей (больше 13%), а если это будет одиноко проживающий пенсионер старше 70 лет, то при расходах на ЖКУ выше 3 200 рублей (если расходы на ЖКУ больше 16% от дохода пенсионера).


Перерасчет будет производиться по мере изменения республиканских стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2018 год и первое полугодие 2019 года.


Чтобы оформить ЕДК или субсидию, необходимо обратиться в филиалы Республиканского центра социальной поддержки населения по месту жительства либо в многофункциональные центры. Можно также подать заявку в электронной форме через республиканский портал Госуслуг. Перечень необходимых документов размещен на сайтах Министерства семьи и труда РБ и Республиканского центра социальной поддержки населения (РЦСПН).


Кроме того, на сайте РЦСПН имеются следующие электронные сервисы:

- «онлайн-калькулятор субсидий», с помощью которого можно самостоятельно проверить право на предоставление субсидии;

- интерактивный онлайн-консультант о праве граждан на меры социальной поддержки, с помощью которого можно самостоятельно уточнить информацию обо всех возможных мерах социальной поддержки населения;

- «прием граждан» — предварительная электронная запись дает возможность гражданину прийти на прием к специалистам филиалов РЦСПН в удобное для них время.


Читайте нас: