Осенью 1993 года были сделаны решительные шаги на пути формирования современной российской государственности: в течение нескольких месяцев подготовлены и проведены выборы депутатов Совета Федерации и Государственной Думы первого созыва, всенародное голосование по проекту основного закона и принятие новой Конституции. Одновременно с этими процессами шло создание новой избирательной системы страны, которая в текущем году отмечает своё 25-летие.
Несколько указов президента России, изданных в период с сентября по декабрь 1993 года, положили начало становлению новой избирательной системы. Процесс был запущен в сентябре 1993 года, когда в преддверии первых многопартийных выборов Президент Российской Федерации Борис Ельцин сформировал Центральную избирательную комиссию по выборам в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. На эту комиссию впоследствии были возложены и полномочия по проведению всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации. В дальнейшем правовой статус ЦИК России и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации как независимых коллегиальных органов, призванных обеспечить защиту избирательных прав граждан, был закреплен в федеральных законах и законах субъектов Федерации.
Заметную роль при проведении федеральных и региональных референдумов, выборов представительных органов власти разного уровня играет избирательная система Башкортостана. По численности избирателей — 3 050 303 человека и количеству участковых избирательных комиссий — 3 391 постоянная комиссия, наша республика входит в первую десятку среди субъектов России. За два с половиной десятилетия избирательными комиссиями республики накоплен бесценный практический опыт, есть ощутимые достижения. К примеру, сейчас на федеральном уровне все чаще и чаще звучат предложения о необходимости кодификации законов РФ о выборах и референдумах. В нашей республике работа в этом направлении была проведена еще во второй половине 1990-х гг., и 1 сентября 1997 года принят Кодекс Республики Башкортостан о выборах. Позднее была утверждена новая редакция кодекса, учитывающая изменения в современном российском обществе и избирательном законодательстве. Избирательная система республики часто становилась испытательным полигоном при внедрении различных технологических и технических новшеств в избирательный процесс. Так, еще в 2003 году в ходе выборов Президента Республики Башкортостан и депутатов Государственной Думы четвертого созыва на 22 избирательных участках использовались совершенно новые, только появившиеся к этому моменту электронные устройства для подсчета голосов избирателей — комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ). Тогда ими были «закрыты» все участковые комиссии Демского района города Уфы.
Будучи живым организмом, избирательная система страны, в том числе и нашей республики, находится в непрерывном развитии. К примеру, в последние годы были внесены существенные изменения в законодательство о выборах: ужесточены наказания для нарушителей избирательного законодательства, вплоть до уголовного преследования; возросли требования к участникам предвыборной гонки, «чистоте» биографий кандидатов и прозрачности финансовой составляющей выборов и пр. Все возрастающую роль в избирательной системе стали играть современные технологии. Их значимость определяется в первую очередь тем, что они минимизируют, даже сказал бы, сводят на нет влияние так называемого «человеческого» фактора на итоги выборов. С другой стороны, применение технических средств подсчета голосов многократно ускоряет подведение итогов, облегчает труд членов избирательных комиссий.
Конечно, движение вперед не бывает простым, часто сопряжено с преодолением различного рода трудностей, исправлением допущенных ошибок. Сегодня есть еще необходимость в дальнейшем совершенствовании избирательного законодательства, его гармонизации и унификации. Также актуальны проблемы приведения в соответствие с требованиями времени технической и кадровой составляющих избирательной системы, снятия барьеров при волеизъявлении различных категорий избирателей, упрощения процедур выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты. По-прежнему главной задачей избирательной системы остается обеспечение строгого соответствия проводимых выборов действующему законодательству.
Организаторы выборов заинтересованы в том, чтобы любые изменения в избирательной системе были направлены на укрепление принципов открытости, честности и прозрачности выборного процесса, его независимости от какого-либо вмешательства. Замечу, что именно на это обратил особое внимание президент России Владимир Путин в своем выступлении в октябре текущего года, посвященном 25-летнему юбилею избирательной системы страны.