Венера Хасанова родилась в Кигинском районе и с детства хотела стать актрисой, мечтала о сцене со школьной скамьи. Но этой заветной мечтой, спрятанной в укромном уголке души, скромная и застенчивая девочка ни с кем не делилась. Окончив среднюю школу, она решает сделать важный и уверенный шаг навстречу мечте и поступает в Стерлитамакское культурно-просветительское училище.
В июле 1970 года их группа выпустилась. Кто-то заторопился в родные края, а мечтающие о театральной карьере однокурсники отправились в столицу. Венера села с ними в один поезд, потому что путь в родную деревню лежал через Уфу. Но когда поезд начал подъезжать к столице республики, ее сознание словно перевернулось — неожиданно она решила, что выйдет на этой остановке и будет поступать в высшее учебное заведение. Так начался второй этап осуществления мечты о театральной карьере.
Абитуриентов театрального факультета ждали три сложнейших тура, конкурсный отбор был очень большой. Венера продолжала сомневаться, не верила в себя, думая, что не сможет произвести впечатление на приемную комиссию. После каждого тура приходила в общежитие и собирала чемодан, думая, что пора ехать домой. Она никогда сама не смотрела список прошедших в следующий тур — радостную весть ей сообщали друзья, вместе с которыми поступала. Но однажды...
— В каждом туре я будто прощалась с учебным заведением, тоскливо рассматривала аудитории, бродила по коридорам, всё думала, что это мой последний визит. Вдруг меня вызвала заведующий кафедрой театрального факультета Шаура Муртазина. Видели бы вы, как тогда я волновалась! Переборов страх, переступила порог ее кабинета. Шаура Муртазина сказала, что, наблюдая меня в предыдущих турах, увидела и оценила мои способности, отметила, что надо достойно пройти заключительный тур, подсказала вести себя уверенно. Ее слова меня окрылили, я поверила, что могу, умею и добьюсь. И всё получилось, — вспоминает о тех годах Венера Хасанова.
Она училась на отлично, без единой четверки, получала повышенную стипендию, что было большим подспорьем для многодетной семьи.
Венера Гиниятовна с особой теплотой вспоминает родителей:
— Мама занималась воспитанием детей, отца ждала с войны целых восемь лет. Родители нас учили всегда быть справедливыми, уважительными, порядочными, честными людьми.
Венера Хасанова в студенческие годы продолжила заниматься легкой атлетикой и гимнастикой, которыми была увлечена в школе.
— С возрастом поняла, что это прекрасный способ держать себя в форме. В институте тренер брала меня на первенство Башкирии, я часто занимала призовые места на соревнованиях, получила звание кандидата в мастера спорта по художественной гимнастике. Любовь к гимнастике осталась на всю жизнь, — говорит она.
Студенческие годы в институте пролетели незаметно, настал час распределения будущих актеров.
— Тогда театров было мало: Сибайский, Башкирский академический театр драмы и Салаватский. Многие из моих однокурсников до распределения уже знали, куда пойдут работать. Наверное, ответить на этот вопрос не могла только я. На распределении мне сказали, что в Мензелинском театре Татарстана не хватает актеров. Направляют меня туда, напомнив, что надо будет изучить язык. Что оставалось делать? Ответила: «Если в родном Башкортостане нет мне места, то придется изучать язык и ехать в Татарстан» — и вышла из кабинета. После совещания вызывают и сообщают, что меня отправляют в Салаватский театр. Оказывается, ректор института Загир Исмагилов велел меня оставить в родном Башкортостане и немедленно найти место. Его авторитет был очень высок. Так и попала в Салават в 1974 году. Эти две личности — Шаура Муртазина и Загир Исмагилов — сыграли огромную роль в моей жизни, — вспоминает Венера Хасанова.
До своего приезда юная актриса любила смотреть спектакли Салаватского театра во время гастролей в Уфе и восхищалась игрой актеров.
— О городе вообще не имела представления. Меня и трех однокурсников театр встретил тепло, радушно. Директором был Рафаэль Салихов, главным режиссером — Вазих Сайфуллин, профессионал своего дела. Так и начала работать, прослужив Салаватскому театру около 40 лет, — вспоминает актриса.
В трудовой книжке у Венеры Хасановой только одна запись.
— За это время Салават стал для меня родным и близким. Всегда прислушивалась к советам старших коллег. Приходилось работать с разными режиссерами — старалась выполнять то, что они требовали. Салаватский театр тогда гремел, был очень популярен, народ любил и уважал его. Счастлива, что мне пришлось поработать с такими замечательными актерами, как Газиза Насирова, Рим Баянов, Бикташ Калимуллин, Риф Музагитов, Файзулла Бахтияров, Халит Усманов, Галия Амирханова, Флюра Хабибуллина, Флюра Нигматуллина. Восхищалась их игрой на сцене, это было в прямом смысле настоящей школой. С особенной теплотой вспоминаю Халита Усманова, который научил всем тонкостям сценической речи, — вспоминает Венера Хасанова.
Первую роль она помнит, как будто это было вчера.
— Это Бибигайша в спектакле «Смелые девушки». Не скрою, было волнительно, тревожно. Ведь ты первый раз выступаешь перед большой аудиторией. Были разные мысли: смогу ли играть достойно, не забуду ли слова, как примет зритель, — говорит она.
Так началась ее театральная карьера. Хотя Венера Хасанова вошла в труппу как актриса лирического плана, ее актерский диапазон оказался гораздо шире. Ею были созданы выразительные образы, такие как Сажида в спектакле «Снохи — подружки», Бибигайша — «Смелые девушки», Ляля — «Гость в своем доме», Мастура — «По следу оленя, потерявшего олененка», Фатима — «Выходили бабки замуж», «Похищение дедов». Они были сыграны актрисой своеобразно и неповторимо, зрителям запомнились надолго.
Прекрасная физическая форма и спортивная подготовка позволяли ей играть подвижные роли, где требовались гибкость, сила.
— Играла роли, где приходилось постоянно прыгать, садиться на шпагат, бегать. Особенно часто давали играть роли нечистой силы. Но когда при сдаче спектакля, старательно изображая Зло, упала с высоты, а через некоторое время, сдавая детский мюзикл, где я играла Ведьму и летала на метле, получила серьезную травму, поняла одну важную вещь: нельзя впускать образ в душу — играть только внешне. Всё-таки сцена — место мистическое, — говорит она.
Каждая сыгранная Венерой Хасановой роль — это определенный этап жизни. В любой образ она вкладывала частичку своего сердца, раскрывая новые грани таланта. Скромная и застенчивая, она преображается на сцене, отдавая свой талант зрителю, в ней нет фальши. По ее словам, только искренность, живая игра могут привлечь внимание зрителя и вызвать интерес к спектаклю.
Мастерство и талант актрисы оттачивались с каждым годом. В 1977 году за роль искрометной Купунисы в комедии Кабира Акбашева «Девушка с веснушками» в 64-м театральном сезоне Венера Хасанова была признана «Лучшей актрисой года» театра. В 1989 году за создание образа Миляуши в драме «Миляш-Миляуша» удостоена премии Союза театральных деятелей имени Бадар Юсуповой. В 1993-м — почетного звания «Заслуженная артистка Республики Башкортостан», в 2005 году — звания «Народная артистка Республики Башкортостан».
Талантливая актриса играла и в кино. Первая роль — Баба-яга в сказке «Камыр батыр» студии «Тамыр». Вторая — Бадига в фильме салаватского режиссера Равиля Хакимова «Галиябану», третья — Фатима в его же фильме «Бабье лето».
В Салаватском театре молодая актриса познакомилась с Маратом Хасановым, который работал здесь водителем, а чуть позже родилась семья.
— Мне повезло с мужем. Мы были всегда рядом друг с другом — и дома, и на работе, и на гастролях. И сын Радмир всегда был с нами. В юном возрасте даже играл на сцене Салаватского театра. Совместная работа только сближала нас с мужем. К сожалению, год назад он покинул нас, — вспоминает она.
В юбилейный сезон Венера Хасанова поздравляет родной театр:
— Пусть наш театр живет, процветает, удачными будут все проекты. Мы можем гордиться, что в Салавате есть такой прекрасный театр, который поднимает статус города. История театра украшена именами замечательных актеров, а те, кто сегодня выходят на его сцену, уверенно держат планку профессионализма, высоко поднятую их предшественниками! Желаю новых творческих побед!
В свой юбилей Венера Хасанова не считает годы, а наслаждается каждым днем.
— Я выучилась в медресе, получила диплом. И ощутила такую легкость в душе, даже не объяснить словами. Читаю пятикратный намаз, Коран. В данное время — это самое главное для меня. Радуюсь каждому прожитому дню и благодарю Аллаха за это. Мои годы не имеют никакого значения, ведь у каждого возраста есть своя красота, свой вкус. На душе — спокойствие, удовлетворенность, — говорит ветеран Салаватского театра.
Фото предоставлено Салаватским государственным башкирским драматическим театром.