— Танцевальный мир для вас открыли в «Улыбке»?
— Да, я воспитанница «Улыбки». Пришла в пять лет и по сей день, а это уже 55 лет, я здесь. За это время выросло очень много танцоров. Уже мои ученики приводят на занятия своих детей. Это приятно.
— Как и когда родились ансамбли «Улыбка» и «Весна»?
— Достаточно давно, в 1971 году. Сейчас коллективов с такой историей не так уж и много. Но во дворце «Нефтехимик» возраст всех ансамблей насчитывает несколько десятилетий, более того, народные коллективы старше, чем мы. За эти годы у нас выработалась своя программа подготовки танцоров: малыши с четырех лет начинают заниматься в школе бального танца, далее — ансамбль «Улыбка», который по праву считается кузницей танцоров, оттуда уже взрослые ребята переходят в ансамбль «Весна». В детском и взрослом коллективах всегда было два руководителя, но сейчас я одна, потому что руководитель Мария Владимировна Костригина, которая проработала более 40 лет, ушла на заслуженных отдых. Я подхватила эстафету и веду и детский коллектив, и взрослый.
— Расскажите подробнее о том, как из малышей рождаются звезды, блистающие в ансамбле «Весна».
— Начинаем набор детей с пяти лет. Малышей учим самым простым вещам: координации, умению слушать педагога, правильно строить круг, диагонали, слушать ритм и так далее. Когда они становятся постарше, изучаем технику бальных танцев. В старшем коллективе к танцевальной программе добавляется трюковая часть: подъемы, перевороты, поддержки.
— Кроме выступлений в ансамбле, пары соревнуются индивидуально.
— Да, пары, которые входят в состав ансамблей, дополнительно занимаются индивидуально и выезжают на спортивные соревнования среди пар. Это танцевальный спорт. Им занимаются сильные пары, которые составляют костяк ансамбля. Мы стремимся к тому, чтобы дети, которые приходят к нам, начинали именно с танцевального спорта.
— Существует такое понятие, как данные ребенка. Вы их учитываете или работаете со всеми пришедшими?
— Беру всех. Есть родители, которые приводят детей просто для общего развития. И это нормально. Бывает так, что у ребенка хорошие физические данные, но с ним очень сложно работать. Например, он ленится. Но бывает и так, что ребенок плохо запоминает, у него нет зрительной памяти, но он упорно, маленькими шажочками развивается. У меня есть такие примеры, когда, казалось бы, ничего не должно получиться, а благодаря труду, огромному желанию танцевать ребенок вырастал в настоящего профессионала.
— Сколько лет вы руководите коллективами?
— 36 лет. Лично мое отношение к преподаванию за время руководства коллективами изменилось. Раньше это был кружок художественной самодеятельности, а сейчас — психологическая работа с подростками. И когда ты видишь результат — это радует. Если раньше достижением было выступления на фестивале, то сейчас я ставлю другие цели: когда видишь, как меняются ребенок, родители и отношение родителей к тому, чем занимается их сын или дочь, то понимаешь, что заниматься стоит ради этого.
К сожалению, сейчас приводят детей, чтобы они попробовали себя в разных видах деятельности: рисование, танцы, плавание. А по чуть-чуть не получается. Когда начинаешь об этом говорить, многие родители оказываются к этому не готовыми. В итоге те, которые остаются, через годы видят, что ансамбль бального танца — это не только про танцы.
— А про что?
— Мальчишек учим, как относиться у противоположному полу, и речь идет не только о партнерше по танцам, но и о мамах, бабушках. В поездках учим быть внимательными: открыть дверь, взять сумку и так далее. Без этих моментов нет дуэтного, спортивного, бального танца. Поэтому сейчас мы начинаем не с изучения шагов, а с воспитания. Девочек учим внимательному и бережному отношению к танцевальным костюмам, потому что они передаются из поколения в поколение. Перешить, ушить — всё это они делают сначала с мамами, а потом — самостоятельно. Помогают мальчикам перед выступлениями: что-то подколоть, поправить. Также учим девочек делать сценический мейк — это очень непросто. На спортивных фестивалях работают стилисты, но их услуги — дорогое удовольствие, поэтому девчонки учатся делать сами — у многих отлично получается. На начальном этапе говорю, как нужно мне для того или иного образа, но они на этом не останавливаются и совершенствуются. Многие находят классные изюминки, которые мы потом все вместе применяем. Прически девчонки тоже делают сами.
— Да, я воспитанница «Улыбки». Пришла в пять лет и по сей день, а это уже 55 лет, я здесь. За это время выросло очень много танцоров. Уже мои ученики приводят на занятия своих детей. Это приятно.
— Как и когда родились ансамбли «Улыбка» и «Весна»?
— Достаточно давно, в 1971 году. Сейчас коллективов с такой историей не так уж и много. Но во дворце «Нефтехимик» возраст всех ансамблей насчитывает несколько десятилетий, более того, народные коллективы старше, чем мы. За эти годы у нас выработалась своя программа подготовки танцоров: малыши с четырех лет начинают заниматься в школе бального танца, далее — ансамбль «Улыбка», который по праву считается кузницей танцоров, оттуда уже взрослые ребята переходят в ансамбль «Весна». В детском и взрослом коллективах всегда было два руководителя, но сейчас я одна, потому что руководитель Мария Владимировна Костригина, которая проработала более 40 лет, ушла на заслуженных отдых. Я подхватила эстафету и веду и детский коллектив, и взрослый.
— Расскажите подробнее о том, как из малышей рождаются звезды, блистающие в ансамбле «Весна».
— Начинаем набор детей с пяти лет. Малышей учим самым простым вещам: координации, умению слушать педагога, правильно строить круг, диагонали, слушать ритм и так далее. Когда они становятся постарше, изучаем технику бальных танцев. В старшем коллективе к танцевальной программе добавляется трюковая часть: подъемы, перевороты, поддержки.
— Кроме выступлений в ансамбле, пары соревнуются индивидуально.
— Да, пары, которые входят в состав ансамблей, дополнительно занимаются индивидуально и выезжают на спортивные соревнования среди пар. Это танцевальный спорт. Им занимаются сильные пары, которые составляют костяк ансамбля. Мы стремимся к тому, чтобы дети, которые приходят к нам, начинали именно с танцевального спорта.
— Существует такое понятие, как данные ребенка. Вы их учитываете или работаете со всеми пришедшими?
— Беру всех. Есть родители, которые приводят детей просто для общего развития. И это нормально. Бывает так, что у ребенка хорошие физические данные, но с ним очень сложно работать. Например, он ленится. Но бывает и так, что ребенок плохо запоминает, у него нет зрительной памяти, но он упорно, маленькими шажочками развивается. У меня есть такие примеры, когда, казалось бы, ничего не должно получиться, а благодаря труду, огромному желанию танцевать ребенок вырастал в настоящего профессионала.
— Сколько лет вы руководите коллективами?
— 36 лет. Лично мое отношение к преподаванию за время руководства коллективами изменилось. Раньше это был кружок художественной самодеятельности, а сейчас — психологическая работа с подростками. И когда ты видишь результат — это радует. Если раньше достижением было выступления на фестивале, то сейчас я ставлю другие цели: когда видишь, как меняются ребенок, родители и отношение родителей к тому, чем занимается их сын или дочь, то понимаешь, что заниматься стоит ради этого.
К сожалению, сейчас приводят детей, чтобы они попробовали себя в разных видах деятельности: рисование, танцы, плавание. А по чуть-чуть не получается. Когда начинаешь об этом говорить, многие родители оказываются к этому не готовыми. В итоге те, которые остаются, через годы видят, что ансамбль бального танца — это не только про танцы.
— А про что?
— Мальчишек учим, как относиться у противоположному полу, и речь идет не только о партнерше по танцам, но и о мамах, бабушках. В поездках учим быть внимательными: открыть дверь, взять сумку и так далее. Без этих моментов нет дуэтного, спортивного, бального танца. Поэтому сейчас мы начинаем не с изучения шагов, а с воспитания. Девочек учим внимательному и бережному отношению к танцевальным костюмам, потому что они передаются из поколения в поколение. Перешить, ушить — всё это они делают сначала с мамами, а потом — самостоятельно. Помогают мальчикам перед выступлениями: что-то подколоть, поправить. Также учим девочек делать сценический мейк — это очень непросто. На спортивных фестивалях работают стилисты, но их услуги — дорогое удовольствие, поэтому девчонки учатся делать сами — у многих отлично получается. На начальном этапе говорю, как нужно мне для того или иного образа, но они на этом не останавливаются и совершенствуются. Многие находят классные изюминки, которые мы потом все вместе применяем. Прически девчонки тоже делают сами.