— Вернемся в яркий финал прошлого сезона — вы получили главную премию театра, став «Актрисой года» — ожидали?
— Нет. Меня никто не предупреждал. Намекали за кулисами, а я ничего не понимала. Когда объявили, подумала, что это шутка. Знаете, у меня шок был. Мне потом сказали: «Нафиса, ты не эмоциональная была», — а я просто в таком состоянии забыла, как радоваться. Понимание и осознание пришли, наверное, дня через два. Кстати, сразу после награждения мне позвонила мама. Говорит: «Поздравляю!». А я не понимаю, с чем, не знала, что она видела. А через какое-то время меня засыпали сообщениями.
— Награда — за ваш яркий сезон. Каким вы его видите?
— Мне повезло участвовать в трех фестивалях, в больших гастролях в Казани — сезон для меня был очень насыщенным, богатым на эмоции, запоминающимся, поэтому и трудоемким. Мы с первого дня начали работу, и всё закрутилось: фестивали, гастроли, премьеры. У меня уже, наверное, режим рабочий сформировался, тяжело даются выходные дома — это не для меня. Всегда думаю, когда уже на работу?
— Сколько вы служите в театре?
— Закрыла семь сезонов, четыре — в Сибайском театре, три — в Салаватском. Начала восьмой. Театр Салавата стал родным, трудно было на новом месте, наверное, первые месяца четыре, я быстро привыкла, вошла в коллектив, меня приняли. Иногда я слышу вопрос: «Не хочешь в другой театр?». А зачем? В Салавате отличный театр, который постоянно на фестивалях, ставит прекрасные спектакли лучших режиссеров — далеко не каждый это может. Провинциальный театр Салавата имеет очень высокий уровень.
— Нарисуйте собирательный образ Салаватского театра.
— Во-первых, Салаватский театр не боится экспериментов, поэтому я его и выбрала, мне это интересно. Во-вторых, здесь невероятно высокий уровень работы режиссеров. Например, я не поющий и танцующий человек...
— Не танцующий? Вы? А как же ваше фламенко в «Помиловании»?
— Вот это как раз и показывает уровень работы режиссера! Из не танцующего актера сделать танцующего — кому это под силу? Мне нравится работать в театре, потому что каждый режиссер всегда открывает в нас что-то новое. Очень интересное видение у главного режиссера Лианы Нигматуллиной. Я у нее в «Верности» играю и в «Мгновении жизни». А хореограф Ольга Даукаева придала мне уверенности в себе. У нее такая техника интересная: вроде танцуешь, а вроде и нет.
— Смотрится ваша работа профессионально. Получается, вы готовы полностью довериться режиссеру, хореографу?
— Да, они объясняют, показывают, намечают линию, но при этом дают свободу для развития. Вот, например, спектакль «Верность», где у меня нет слов — только танец. Там три – четыре движения, а остальное — импровизация.
— Но разве импровизация на сцене — это не еще более сложный уровень?
— Не знаю, как это оценивается с позиции профессиональных танцоров, я просто живу в движении.
— Вернемся к чертам образа Салаватского театра.
— В-третьих, театр — семейный. У нас одна гримерка на всех, за одним столом — и заслуженные, и начинающие. Вне сцены мы одна большая семья, всегда можем обсудить свои проблемы с коллегами, найти у них поддержку.
— Какой спектакль был для вас главным?
— «Помилование». Я играю главную роль, хотя там все роли главные. Для меня спектакль психологически очень тяжелый. Военная тематика — это всегда сложно и трудно. Красивое платье и танец — не главное. За результатом, который видит зритель, — колоссальная работа.
— Мария Тереза вам близка?
— Нет, мы абсолютно разные. Было очень тяжело примерить эту роль на себя и сделать своей. Были три претендентки на эту роль. Первое время отказывалась — была уверена, что не справлюсь, ведь испанки — взрывные, яркие, харизматичные. Я, наоборот, — спокойная, неконфликтная. Как сыграть такой темперамент? Я дважды подходила к режиссеру и говорила, что не справлюсь. Он не стал спорить, просто ответил: «Пока работай».
— Как вы думаете, почему Ильсур Казакбаев в итоге выбрал вас?
— Не знаю. Могу сказать только, что много готовилась, понимая, что роль для меня тяжелая: смотрела фильмы на испанском языке, танцы фламенко, много читала. Наверное, это помогло. Я до сих пор смотрю испанские танцы. Перед спектаклем слушаю испанскую музыку, чтобы настроиться.
— Не кажется ли вам, что роль темпераментной испанки вытащила из вас то, что было скрыто внутри? Это и увидел в вас режиссер?
— Не знаю. Я уже работала с режиссером Ильсуром Казакбаевым над спектаклем «Горка». Возможно, уже тогда он что-то во мне заметил. Хотя я долго эти качества не признавала.
— «Горка», «Помилование» — это спектакли, в которых вы играете главные роли. В новом сезоне — еще одна серьезная роль — Франциска в премьерном спектакле «Сила любви». Сезон начинается успешно? Что вы от него ждете?
— В позапрошлом году я получила благодарственное письмо министерства культуры, в прошлом — стала лучшей актрисой сезона. Загадывать не буду — буду работать. Хочу жить, чтобы ничего не упускать. Надо уметь наслаждаться моментом. Нет выходных — и ладно. Зато ярко, потом будет что вспомнить. Надо творить, пока есть желание и возможность. А работу свою я очень люблю! Не представляю себя без театра, здесь я в своей стихии. Душа спокойна, это мое.
— А как вы пришли в театр? Почему решили стать актрисой?
— Я устраивалась на работу руководителем народного театрального коллектива в Кумертау. Признаюсь, актрисой быть не собиралась. Мне позвонили из Стерлитамакского колледжа, который окончила, сказали, что в Сибае набирают молодых актеров, и предложили попробовать. Подумала, а почему бы и нет. Меня сразу пригласили с вещами… Спрашиваю, когда кастинг? Ответ: «Приезжай». В итоге, когда приехала, мне сказали писать заявление. А я поверить не могу, что всё так быстро. Дали комнату. Решила поработать год, чтобы набраться опыта и вернуться в Кумертау работать с коллективом. А меня так затянуло… Всегда мечтала просыпаться утром, радуясь, что пойду на любимую работу, а не обреченно вздыхать. Я счастлива, что всё получилось.
— А родители согласны с вашим профессиональным выбором?
— В свое время я пошла против родителей, которые видели меня экономистом. Я отучилась на эту профессию, чтобы они были спокойны, а потом пошла в творчество. Всё изменилось, когда папа увидел меня на сцене Сибайского театра в спектакле «Провидец»… Он в слезах подошел и сказал, что рад моему выбору.
— Теперь они вас поддерживают и гордятся вами.
— Да, только когда они видят мой плотный рабочий график, жалеют. Но я всегда говорю, что счастлива. Кстати, у меня творческая семья: папа поет и рисует, родственники — писатели и художники, видимо, в крови есть это.
— Что хотели бы сыграть? С каким режиссером поработать?
— Есть роль, о которой мечтаю, но пока не буду об этом говорить. Хочу поработать с Антоном Федоровым. Я смотрю его постановки в нашем театре — это что-то невероятное. Хотела бы поработать с Айратом Абушахмановым. Возможно, мне представится такая возможность.
— А как вы относитесь к детским спектаклям?
— Играть для детей — это особое удовольствие. Они по-другому видят, чувствуют и воспринимают. Это такой теплый прием всегда. Я до сих пор храню букет тюльпанов из мыла, который мне подарил ребенок вместе с нарисованной им картинкой. Там я и мальчик на качелях катается. А еще у меня хранится фотография сочинения племянника, в котором он написал: «Моя тетя работает в театре, я увидел спектакль, и у меня возникло желание стать актером». Для меня это гордость.
— Театр вдохновляет?
— Театр — это живая эмоция, зритель проживает события вместе с актерами. Это вид искусства, который лечит душу. Признаюсь, некоторые спектакли нашего театра я смотрела много раз и буду смотреть еще. Особенно «Здравствуй, мама». Эту постановку могу смотреть вечно. Я выхожу после спектакля и звоню маме. Это напоминание себе о том, что забывать нельзя.
— Театр лечит, воспитывает, вдохновляет — вы действительно выбрали не только интересную, но и очень важную профессию. Ждем ваших новых ролей!
Мнение.
Главный режиссер Салаватского драматического театра Лиана Нигматуллина:
— Премии, которую по итогам сезона получает лучший актер театра, уже много десятилетий. Каждый год споры, кто должен ее получить и за что. Раньше премия присуждалась по решению руководства, потом пробовали проводить зрительское голосование, но поняли, что тут может быть совершенно непредсказуемый результат. Сейчас номинантов выдвигает худосвет из тех, кто в этом сезоне себя максимально проявил. Отбираем пять человек и выдвигаем на голосование, в котором участвует весь театр: сотрудники, артисты, специалисты цехов. По итогам прошлого сезона номинантами стали Фатих Кульсарин за роль Калошина, Айнур Синагулов, Артур Таджитдинов и Нафиса Мазитова за роли в «Пимиловании», Рамзия Гайнуллина за роль в «Хазине». Нафиса Мазитова стала лидером, уверена, что она достойна. Это невероятно трудолюбивый человек. Ей можно ночью позвонить — она придет, может работать без выходных, не жалея себя, потому что нацелена на результат. При этом она очень талантлива, у нее есть опыт и есть, куда расти. Нафиса справедливо получила награду, коллеги, уверена, со мной согласны. Она большая умничка!
Беседовала Надежда Фаррахова.
Фото из личного архива актрисы.