Все новости
Новости
15 Июля 2022, 11:45

На пленэр — в X век!

Своеобразный портал в прошлое — воссозданное в старинном селе Скворчиха в Ишимбайском районе новгородское подворье X века. Именно оно стало новым источником вдохновения для художников южных городов Башкирии, которые приехали сюда при поддержке Салаватской картинной галереи на пленэр, посвященный Году культурного наследия народов России.

На пленэр — в X век!
На пленэр — в X век!

УНИКАЛЬНОЕ ПОДВОРЬЕ.

История возникновения Скворчихи трактуется по-разному: по одним данным, ее основали в 1742 (1745) году, по другим — в первой половине XIX века при Верхоторском медеплавильном заводе. Свое имя она получила в честь помещицы Татьяны Осиповны Скворцовой. Именно здесь и возникло несколько лет назад уникальное древнеславянское подворье.

Максим Сувернев, студент истфака Стерлитамакского филиала БашГУ, с детских лет увлекался историей. В 2018 году, еще будучи школьником, он построил на родительском участке точную копию древнерусской избы, чтобы воссоздать картину прошлого. Рядом с ней появились овин и землянка, сделанные по старинным технологиям. Частокол из заостренных бревен придал комплексу завершенный вид, а за палисадом молодой человек соорудил кузницу и нашел место для огорода.

Подворье стало прекрасным местом для очередного пленэра, которые уже не первый год организует Салаватская картинная галерея: художники с большим интересом согласились поработать в необычном уголке русской культуры.

— Лето для художников — самая желанная пора, время творческих поездок и возможность трудиться на пленэре — открытом воздухе. Для них рисовать с натуры — это всегда радость. Радость открытия, в первую очередь, себя, своих ощущений и эмоций от встречи с прекрасным творением — природой, — объясняет заведующий Картинной галереей Татьяна ­Пирковская.

Подворье объединило мастеров кисти из Ишимбая (Надежда Вавилова, Вера Шаригина, Ильшат Даутов, Марат Губайдуллин), Салавата (Ренат Халиуллин, Ильнур Ильясов, София Сергейчева) и Мелеуза (Дарья Ковалец, Василий Исаев).

Максим Сувернев встретил гостей в национальной одежде и пригласил на экскурсию в свое детище. Обстановка была невероятно правдоподобной — казалось, что машина времени перенесла всех в далекое прошлое.

— Славянскими острогами я заинтересовался лет в 14, — вспоминает Максим Сувернев. — Это пришло от моей бабушки, она очень много рассказывала о старинном быте. И с тех пор вот уже шестой год увлекаюсь историей своего народа. Здесь построены различные хозяйственные сооружения, жилой дом, есть огород. Хутор разрастается и принимает максимально исторический вид. Его облик мы воссоздаем по новгородским находкам, находкам севернорусских земель. Это точная копия дома, который был тысячу лет назад.

В небольшой, но вместительной избе он рассказал о быте древних славян, обратив внимание на важнейшие предметы экспозиции.

Максим за это время освоил кузнечное и гончарное дело, обу­чился литью цветных металлов, выжиганию угля, стеклоделию по аутентичным технологиям, резьбе по дереву, пчеловодству и многому другому. А еще он разводит кур и выращивает старинные растения — все для того, чтобы подворье не превращалось в музей, а отражало реальную живую атмосферу X века.

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС. 

Автор комплекса любезно передал его в распоряжение гостей на весь день, а сам с соратниками Андреем Захаровым, Артёмом Бекмеметьевым и Татьяной Чуприяновой погрузился в хозяйственные дела.

Художники приступили к творчеству.

— То, что мы сегодня видим, превзошло все ожидания, — восхищается Ренат Халиуллин. — Я думал, мы посетим музей с витринами, со старой утварью X века. А здесь — музей под открытым небом! Ты внезапно оказываешься во дворе старинного жилища. Но при этом присутствуешь не как зритель, который со стороны смотрит чей-то сценарий, а становишься участником этих действий. Тебя окружают лица в национальной одежде того века, и ты вливаешься в эту массу. Ребята как на подбор после большого кастинга! Молодые люди в народных костюмах вписываются настолько органично, что девушку можно без грима снимать в кино.
Татьяна Чуприянова стала героиней нескольких этюдов.

— Мне нужно ее лицо для будущей картины, чтобы прочувствовать ту эпоху, — говорит Надежда Вавилова. — К сожалению, мало времени, чтобы углубиться и порисовать всех. Я пока еще не поняла, что буду писать, но ребят, наверное, точно. Может быть, даже у огня. Может быть, по мотивам Ивана Купала. Я еще не знаю…

Татьяна вдохновила и Ильнура Ильясова.

— Я нарисовал портрет карандашом — и он сразу получился — значит, хороший человек, — улыбается он. — Мне здесь очень нравится. Расслабляющая, уютная обстановка. Я как будто медитирую.

— Знала, что едем в Скворчиху, но было большой неожиданностью попасть на реконструкцию славянского быта. Я заинтригована, так как сама интересуюсь башкирским костюмом, люблю народный фольклор и традиционную одежду разных национальностей, — поделилась ощущениями София Сергейчева.

Дарья Ковалец долго искала подходящий сюжет:

— На относительно небольшой территории сконцентрировано множество интереснейших вещей, и остановиться на чем-то одном непросто. Для первого этюда я выбрала избу, на крылечке которой позировала девушка в воссозданном костюме X века. Что-то удалось «ухватить», а остальные моменты можно будет дописать уже по фотографиям дома. И, конечно же, вернуться сюда еще. Место удивительное, оно никого не оставляет равнодушным, — убеждена художница.

Вера Шаригина «спряталась» в овине. В этом году она стала мамой в четвертый раз, но искусству по-прежнему уделяет особое значение. Между прочим, она-то и подсказала идею провести пленэр в этом подворье.

— Здесь тенек, прохладно, — говорит она. — Много стульев — удобно с грудным ребенком, и меня особо не видно. Я ведь кормлю малыша грудью — и он то и дело меня отрывает от любой работы. Когда зашла сюда и села, то разглядела, что здесь любой уголок живописен. В каждом собраны разные предметы старины. Мой дед Сергей Николаевич, ветеран вой­ны, всю жизнь был плотником. Я выросла в Ромадановке и час­тенько заглядывала к нему в мастерскую, играла с молотком, забивала гвозди. Там были деревянные колеса, гнутые хомуты и много чего еще. А тут, в овине, я увидела колеса, как в моем детстве, растрогалась: ну как не изобразить? Да еще и плуг, и самодельные корзины…

Художники периодически отдыхали от творческого процесса за общим столом, пели песни, играли на гитаре и даже успели покосить траву в поле. Вадим Шаригин накормил всех вкусным пловом и ухой собственного приготовления.

Изначально пленэр должен был пройти не только у Максима Сувернева, но и в Свято-Варваринском женском монастыре. Но людей настолько увлекла историческая атмосфера, что ко второй части программы перейти просто не успели. Однако несколько человек все же поехали в монастырь. Марат Губайдуллин остался именно там писать этюд.

— Когда я приехал в Скворчиху, передо мной стояла цель написать церковь. Хоть я и бываю тут часто, храм и природа не перестают удивлять своей красотой в любую погоду. Сегодня — солнечная погода, да и выбранное место — безлюдное, спокойное и усыпанное полевыми цветами. Яркие лучи солнца позволяли рассмотреть в архитектуре всю конструкцию в целом. Писал маслом на холсте, — рассказывает Марат Баязитович.

«БЕРЛОГА» ВМЕСТО АМБАРА.

Недалеко от подворья есть еще один необычный объект — мастерская «Берлога» Антона Войнова. С давних времен он увлекается резьбой по дереву. Марина Сувернева пригласила всех посмотреть работы этого самобытного автора.

— В школе я занимался геометрической резьбой, — вспоминает Антон Николаевич. — Но спустя 20 лет решил попробовать вырезать фигуру. Так и увлекся этим старинным народным промыслом. Также изготавливаю ложки и иногда панно. Свою мастерскую сделал из старого амбара, в котором раньше хранилось зерно. Это просто хобби, работаю от случая к случаю, когда позволяет время.

Художники даже не подозревали, что рядом живет такой замечательный мастер.

День выдался очень насыщенным и подарил незабываемые впечатления. По словам Татьяны Пирковской, в этом году намечено еще несколько пленэров. Вероятно, следующей локацией станет село Ишеево в Ишимбайском районе, где художники познакомятся с башкирским бытом.

 

Фото: Дмитрий Никулочкин.

На пленэр — в X век!
На пленэр — в X век!
На пленэр — в X век!
На пленэр — в X век!
На пленэр — в X век!
На пленэр — в X век!
Автор:Дмитрий Никулочкин
Читайте нас: