— Наша жизнь — не прекрасная, вымощенная красивым кирпичом дорожка, есть на ней и овраги, ямы. Я, Ирина Слуцкая, в 2006 году закончила свою спортивную карьеру, являюсь заслуженным мастером спорта, многократной чемпионкой Европы и мира, дважды — призером Олимпийских игр по фигурному катанию, — обратилась к участникам встречи фигуристка.
История спортсменки Ирины Слуцкой началась в раннем детстве. По наставлению врачей, которые беспокоились за здоровье малышки, родители отдали ее в секцию фигурного катания, когда ей было всего четыре года. С этого момента началось формирование сильного характера будущей чемпионки.
— В 13 лет я впервые попала на чемпионат мира среди юниоров, где заняла седьмое место, на следующий год — уже третье, а еще через год — первое. В 16 лет выиграла чемпионат Европы, была бронзовым чемпионом мира — и всё в моей жизни складывалось хорошо. В 2002 году отобралась на зимнюю Олимпиаду в Солт-Лейк-Сити и отправилась за золотой медалью, но, к сожалению, наверное, оказалась не в нужном месте и не в нужное время — эта олимпиада по сей день считается одной из самых скандальных в истории олимпийского движения. Я заняла второе место, — объясняет Ирина Слуцкая. — Для меня, 23-летней спортсменки, которая каталась с четырехлетнего возраста, а с тринадцатилетнего — побеждала, это был удар. Тогда мне казалось, что я сделала всё на «отлично», но заняла второе место — карьера завершена. Руки опускались. Это был момент сильной боли, ощущения несправедливости и понимания того, что от тебя ничего не зависит. Встать после такого — крайне сложно.
Как же фигуристка пережила столь серьезный переломный момент? Она поделилась секретами преодоления.
— Самое главное, не держать всё в себе: хочется крикнуть — кричи, плакать — плачь! Не стесняясь, обратись к тому человеку, который поможет — это могут быть родные, близкие и даже психолог. Самое главное — обиды и боль, страдания не держать в себе. У меня были депрессия, полное разочарование в спорте, которое пришло и в жизнь. Казалось, что всё закончено, я в свои 23 года никому не нужна, что делать дальше — непонятно. Прошло месяца два, я отправилась на чемпионат мира, триумфально выиграла с той же программой, получив оценки в три раза выше, чем в Солт-Лейк-Сити. Затем съездила в турне, немного отдохнула и начала новый сезон с подготовки к чемпионату мира, который должен был состояться через несколько лет.
Казалось, что на дороге жизни спортсменки закончились ямы и ухабы, но… У Ирины Слуцкой начались достаточно серьезные проблемы со здоровьем...
— Температура поднималась до 38 градусов, но ничего не болело. Сбивала температуру и продолжала тренироваться, порой падала на льду, где-то появлялись синяки, но думала: «Ладно, бывает». Через какое-то время у меня начали отекать ноги. Поехала в медицинский институт, где врач сказал, что у меня слишком большое сердце, — срочно госпитализировали в больницу, — вспоминает она.
С этого момента началась тяжелая борьба за выживание. Врачи разводили руками, никто не мог понять, что происходит со здоровьем знаменитой фигуристки.
— «У тебя жидкость в сердечной сумке», — сказал врач. Оказалось, что эта жидкость могла в любой момент сердце задавить. Так я попала в институт Склифосовского, где мне сделали сердечную пункцию. Никто не мог понять, почему у меня это произошло. Через две недели началось воспаление легких, вроде вылечилась, уехала домой. Но прошло дней десять, и вновь поднялась температура, я снова попала в клинику. Представляете, каково это — не понимать, что происходит с твоим здоровьем, почему ты не можешь делать то, что любишь? Мне продолжали ставить различные диагнозы, но результата не было. Болезнь прогрессировала — начали появляться опухоли по всему телу, которые сходили, оставляя синяки и кровоподтеки. К тому моменту уже не чувствовала половину ноги. Я была в панике!
Ирина Слуцкая попадает к врачу, который, наконец, ставит ей правильный диагноз — наисложнейшее хроническое ревматоидное заболевание, при котором можно лечиться только гормональными препаратами на протяжении всей жизни. В голове фигуристки — сразу сотни вопросов о будущем: сможет ли она родить ребенка, наберет ли вес, вернется ли в большой спорт?
— Жизнь четко разделилась на то, что было «до», и то, что есть «сейчас». А «сейчас» я уже не могла стоять и проходила терапию, принимая десятки гормональных препаратов.
Пролежав дня три или четыре, поняла, что у меня есть два пути. Первый — лежать на больничной койке и «плевать в потолок», понимая, что жизнь закончилась: детей не рожу, усы от гормонов вырастут, наберу вес и в ближайшее время помру… Второй — бороться за свою жизнь и здоровье. Для того, чтобы реализовать план «Б», нужно очень постараться: в первую очередь, «закрыть» рот, встать с больничной кровати и начать шевелиться. Было ли мне страшно? Очень. Это сейчас мы все продвинутые — обнаружили какое-то несоответствие в своем организме, открываем Интернет и всё выясняем. Раньше этого не было, не было людей, с которыми я могла сесть и поговорить, узнать, как с этим жить.
Со следующего дня «закрыла» рот, начала ходить по коридору, а затем проситься домой — отпустили. Приезжала в больницу утром, проходила нужное лечение и процедуры, сдавала анализы и уезжала домой. Дома начала потихонечку разминаться. Приехала как-то утром в клинику, а врач посмотрел на меня и спросил: «Ты со льда едешь? Это видно по твоим горящим глазам».
Вот тут-то и началось возрождение Ирины Слуцкой. Несмотря на сильнейшую терапию, фигуристке удалось прийти в нужную форму, а через несколько месяцев приняла решение отправиться на чемпионат мира.
— Обратилась к президенту федерации, попросив прийти на тренировку и оценить форму, в которой нахожусь. Месяц ко мне ходили все руководители фигурного катания. Представляете: каждый божий день — экзамен? И если ошибешься, ты этот экзамен не проходишь! А на кону стоит чемпионат мира — высшее, что могло быть на тот момент в моей жизни. Каждая тренировка — стресс, волнение, переживание, но мне все-таки дали добро.
Но тут возникла еще одна проблема: все препараты, которые я принимала, являлись допингом. Мне нужно было решить этот вопрос со Всемирным антидопинговым агентством. Мы отправляли «талмуды» бумаг про мое заболевание — оставались считанные дни до чемпионата, а ответа я так и не получила. Представляете это состояние? Едешь ты или нет? Если не разрешат, то вообще, навсегда! И всё, что проделано, — зря!
Всемирное антидопинговое агентство разрешило Ирине Слуцкой стать участницей чемпионата мира по фигурному катанию.
— Я неплохо выступила, заняла, правда, девятое место. Представьте: мне 24 года — по сути, ребенок еще, а здоровый дядька говорит мне в лицо: «Ты не выберешься, иди в больницу — лежи и болей. Для тебя спорт закончен». Я лишь улыбнулась, но мне было крайне неприятно.
Советую, когда вам кто-то говорит, что вы чего-то не сможете, — не слушайте! Вы и только вы сами должны видеть цель и идти к ней. Да, мне было очень неприятно, мерзко. Я понимала, что это бизнес, что действительно не дотягиваю, но, с другой стороны, осознавала, что должна доказать, в первую очередь, самой себе, что могу преодолеть себя и заболевание.
Сезон закончился, я уехала в отпуск, потом вернулась с четко поставленной целью заниматься: я могу, не буду слушать никаких дядь, которые в принципе ко мне никакого отношения не имеют. В этот сезон чемпионат мира состоялся в родной Москве. Я выиграла все соревнования, какие только можно, закрывала чемпионат мира, грандиозно выиграла его с рекордом, который не могли побить вплоть до прошлой зимней олимпиады.
После всех трудностей борьбы с заболеванием Ирина Слуцкая еще два раза выиграла чемпионаты Европы, чемпионат мира и завоевала еще одну медаль Олимпийских игр.
— Горжусь ли я собой? Да, и смело могу сказать, что не бывает каких-то непреодолимых вещей, всё зависит только от нас самих.
Когда закончился спорт, Ирина Слуцкая задумалась о рождении ребенка, что при ее заболевании весьма опасно.
— Было страшно, не понимала, получится или нет, смогу ли я выносить и родить? Уже в положении меня наблюдали пять врачей, и я родила потрясающего мальчишку, которому сегодня уже 14 лет! Он с меня ростом! Через три года я родила доченьку, а спустя девять лет — еще одну дочь.
Преодолев все жизненные испытания, Ирина Слуцкая может говорить всем: верьте в себя! И делает это, мотивируя тысячи людей не опускать рук!
— И никогда не разочаруюсь в жизни! Она не может быть идеальной, главное — не расстраиваться. И да, иногда опустить руки тоже нормально, просто они не должны висеть постоянно. Надо всегда оглядываться по сторонам и двигаться дальше. Я окончила три института, всегда нахожусь в развитии, не боюсь ошибиться. Развиваю северную ходьбу, есть и школа фигурного катания — со своим любимым видом спорта я никогда не расстанусь, слишком предана своей профессии. Никогда не отчаивайтесь, всегда идите вперед, ведь не бывает безвыходных ситуаций, просто нужно понять и принять то, что происходит, затем отпустить, и тогда всё случится!
Фото: Алёна Бизикина/газета «Выбор».