Все новости
Новости
5 Ноября 2021, 10:32

Детская художественная школа Салавата отмечает 50-летний юбилей

Полвека назад в Салавате начала работу Детская художественная школа. За это время произошло множество изменений: несколько раз учреждение меняло своё местоположение, расширялось, с каждым годом открывая свои двери для всё большего числа учеников. Лишь одно всегда оставалось неизменным — тёплая атмосфера, царящая в школе, созданная великолепными педагогами и талантливыми учениками, и добрые воспоминания в сердцах выпускников. Накануне юбилея мы пообщались с преподавателями, выпускниками и сегодняшними учениками школы — встреча получилась особенно душевной от прозвучавших тёплых слов, искренних благодарностей и историй творческого успеха.

Детская художественная школа Салавата отмечает 50-летний юбилей
Детская художественная школа Салавата отмечает 50-летний юбилей

50 лет назад

Детская художественная школа была основана Петром Карпенко в 1971 году. Тогда она располагалась в светлой мансарде на шестом этаже дома № 34 на улице Октябрьской, где в атмосфере творчества обучалось около 60 учеников. Спустя несколько лет, в 1979 году, в должность директора художественной школы вступил заслуженный работник культуры Республики Башкортостан Александр Арданкин и успешно ею руководил на протяжении тридцати пяти лет.

— Естественно, школа, находившаяся в мансарде жилого дома, доставляла неудобства жителям, которые зачастую жаловались на нас. Вот в таких условиях мы работали. Приносили многое из дома, потому что даже сидеть было не на чем. Правда, мольберты мы делали на заказ, затем повторно заказали новые, уже металлические по нашим чертежам. Всё приобретали на собственные средства, средства школы и родителей учеников. Так постепенно складывалась база, — вспоминает Александр Арданкин.

В последующие годы школа неоднократно меняла свое местоположение из-за роста числа учащихся — попросту не хватало места на всех. Сначала из мансарды переехала в детский сад на улице Строителей, где успешно работала 15 лет, затем — в детский сад на улице Ленина.

— Самое счастливое место для нас — здание детского сада на улице Ленина. Тогда уже обучалось свыше 300 человек, и большая площадь стала для нас спасением. Классы были площадью около 60 км. м, а какие окна — под два метра! Представляете, как было свободно и светло? Как только обустроились, к нам начали приезжать из разных городов, чтобы перенять опыт работы. Но, к сожалению, счастье было недолгим. Неоднократно предпринимались попытки нас оттуда перевести или вовсе расформировать по школам города, но мы не сдались и с помощью родителей учеников отстояли здание, — делится Александр Арданкин.

Переезд произошел в ноябре 2013 года: школа разместилась в доме № 10 на улице Чекмарева, где ранее работал интернат. Художественная школа, наконец, обрела долгожданный дом. По словам преподавателей, здание на момент переезда находилось в ужасном состоянии, а прилегающая территория заросла деревьями и кустами настолько, что пришлось прорубать вход.

— Приостановив занятия на месяц, мы привели всё в должный вид. Затем уроки начались, но проводились до четырех часов, потому что в здании отсутствовал свет и работать в вечернее время было нельзя. Воды тоже не было — мы привозили ее с собой. В таких условиях было очень тяжело работать, — с болью в голосе говорит Александр Арданкин.

— Первые полгода педагоги и ученики входили в здание через пожарный выход. Но! Несмотря на все трудности, мы работали, продолжали участвовать в международных и республиканских конкурсах, олимпиадах по живописи и рисунку и — побеждали! — добавляет преподаватель, заместитель директора по учебной части Татьяна Рафикова.

За полувековую историю школа выпустила много замечательных художников, имена которых известны не только в республике, но и за ее пределами. В этом заслуга талантливых педагогов, которые не только вооружили своих учеников знаниями и умениями, но, что гораздо важнее, увлекли потрясающим миром искусства и творчества.

Педагог Татьяна Андреева преподает в школе 49 лет, за это время она провела 12 выпусков. Каждого своего ученика помнит и гордится его достижениями и успехами.

— Сейчас работаю с 13-м. Не жалею, что выбрала такую профессию, — мне нравится! Было бы здоровье — проработаю, сколько смогу. Радует то, что в нашей школе учатся поколениями: бывшие ученики приводят своих детей и даже внуков, кто-то становится преподавателем. В будущем хотелось бы только одного — уверенности и материальной стабильности. Чтобы сделать занятия интересными и насыщенными, увлечь детей, нужно вкладываться и в технические средства, и в различные материалы, — отмечает ­педагог.

48 лет посвятила работе с юными салаватцами педагог Наталия Безпалько.

— Я принимаю самых маленьких, а потом передаю их другим преподавателям. Так получается, что все выпускники — мои, они прошли через мои руки. Думаю, заниматься с малышами — самое интересное, но вместе с тем очень сложное занятие, потому что мы с ними делаем первые шаги, учимся важным азам: держать карандаш, сидеть, отмывать пятна. А остальные четыре года обучения ребята оттачивают мастерство графики и живописи, — делится Наталия Безпалько. — Расскажу один случай из далекого прошлого. У меня была ученица, у которой не получалось рисовать, поэтому после первого года обучения я предложила ей и ее родителям выбрать что-то другое: танец, вокал. Но девочка решила не сдаваться, упорно и целеустремленно шла вперед — окончила нашу школу с красным аттестатом! Этот случай дал понять: наша задача — рассмотреть каждого, увлечь, заинтересовать, подтолкнуть ребенка.

Именно так и работают педагоги школы, увлекая настолько, что выпускники возвращаются в родную alma mater уже в качестве преподавателей. Среди них — Татьяна Рафикова. Окончив художественную школу в 1988 году, вернулась уже в качестве педагога, сейчас занимает должность заместителя директора по учебной работе.

— После окончания школы точно знала, что продолжу обучение и буду создавать красоту. Окончила в Уфе художественно-графический факультет на художественно-педагогическом отделении и без сомнений вернулась в Салават. В это время в художественной школе появилась вакансия, и я устроилась на работу. Через пять лет стала завучем. Вот уже 16-й год работаю, — говорит Татьяна ­Рафикова.

Своими воспоминаниями о школе поделилась еще одна выпускница, сейчас — замечательный педагог Марина Петрова. С особенной теплотой вспоминает она занятия, которые проводила на той самой светлой мансарде Наталия ­Безпалько.

— Попала я туда случайно, пришла за компанию с подругой. Меня так тепло встретили и сказали обязательно прийти на следующее занятие. Так я начала заниматься. Как нас вовлекали в этот процесс? Все приемы, которыми пользовалась Наталия Николаевна, до сих пор помню и более того — применяю в своей работе, — рассказывает Марина Петрова.

Желание преподавать и творить красоту стало основой выбора профессии. После окончания педколледжа она отправляется поступать в пединститут на «начфак», но видит объявление о наборе на «худграф» со специализацией «Художник-дизайнер» и меняет решение — сама судьба указала ей путь.

— Посоветовалась с родителями и подала документы, поступила. Кстати, тогда специально приезжала в художественную школу и занималась по вечерам у Александра Арданкина, выполняла все учебные задания, — делится Марина Петрова.

Между прошлым и будущим

25 мая 2015 года руководство школой перешло в руки Сергея Филатова, перед которым стояла задача привести здание школы на улице Чекмарева и прилегающую к нему территорию в соответствие с требованиями пожарного надзора и Роспотребнадзора.

— До этого с деятельностью художественной школы не сталкивался. Был весьма удивлен, что моя кандидатура рассмотрена на должность директора, — делится Сергей Филатов. — К моему приходу в здании по большей части уже был проведен ремонт, но в связи с тем, что оно простаивало долгое время, что-то стало приходить в негодность — всё требовало внимания ­и ­вложений.

Чтобы привлечь дополнительные источники финансирования, школе требовалось расширить виды деятельности.

— Изучив внутреннюю потребность города в обучении детей младшего дошкольного и начального школьного возраста, в 2016 году мы стали оказывать платные образовательные услуги, постепенно развивая это направление. Начинали с небольшого контингента: в год было около 100 учеников, сейчас в художественной школе на платной основе обучаются уже около 400 детей. Благодаря платным услугам мы создали дополнительные условия для работы преподавателей и привлекли к искусству самых юных жителей города. Полученное финансирование направляли на обустройство и обновление материально-технической базы школы: приобретали мебель и оборудование, делали внутренний ремонт, заменили светильники, расширили классы и многое другое. Это стало хорошей финансовой подушкой, дающей школе уверенность в завтрашнем дне, — объясняет Сергей Филатов.

В благоустройстве территории активное участие принимали и педагоги, и ученики, и их родители, а также неравнодушные граждане, которые предоставляли и продолжают это делать саженцы деревьев и кустарников, семена цветов для озеленения. Художественная школа ежегодно становится победителем городского конкурса «Зеленый наряд».

Как же творческие успехи? Их немало, поверьте! Учащиеся не перестают радовать педагогов и родителей достижениями и наградами: ежегодно становятся стипендиатами главы администрации города Салавата, а раз в три года — Главы Республики Башкортостан, участниками образовательного центра «Сириус», который создан по инициативе президента страны Владимира Путина в 2014 году, регулярно демонстрируют свои работы на выставках, проходящих в выставочном зале художественной школы.

— В 2019 году наша школа стала инновационной площадкой по выявлению и развитию одаренных в изобразительном искусстве детей в рамках сотрудничества с Международным союзом педагогов-художников. Мы в числе первых в республике организовали площадку для проведения Всероссийского изобразительного диктанта, а затем по решению организационного комитета возглавили экспертный совет по оцениванию детских конкурсов в Республике Башкортостан, — рассказывает Сергей Филатов.

Через семь лет плодотворной работы Сергей Филатов передал руководство Гюзель Ситдиковой — выпускнице школы, окончившей художественно-графический факультет БГПУ им. Акмуллы, которая долгие годы работала преподавателем, а затем и директором Дюртюлинской художественной школы.

— Сказать, что передал руководство школы с легким сердцем, не могу, потому что для меня это стало переломным моментом в жизни. Ведь когда себя полностью посвящаешь делу, то, естественно, вкладываешься в это душой, отдаешь все свои силы и знания. Уверен, что школу ждет хорошее будущее, — делится Сергей Филатов.

В будущее – с новым директором

Еще маленькой девочкой Гюзель Ситдикова знала, кем станет, когда вырастет:

— Моя история началась в пять лет, когда мне подарили папку с бумагами. Я ее брала под мышку и что-то рассказывала, показывала своим игрушкам. На вопрос родных, что делаю, отвечала: я директор художественной школы и учу своих учеников. Когда подросла, сама пришла в художественную школу Салавата, поступила во второй класс. Потом — в педучилище, окончила пединститут, стала, как когда-то планировала, директором художественной школы в Дюртюлях. Совершенно неожиданно для себя через 30 лет вернулась в Салават. Уверена, что во Вселенной случайностей не бывает: я оказалась здесь для того, чтобы сделать что-то важное. В школе очень работоспособный и дружный коллектив, я будто бы вернулась в родную гавань, все они — мои учителя.

Что же ждет художественную школу в будущем? Долгое время руководство и педагогический состав школы мечтают о том, чтобы начать эксплуатацию второго здания. В прошлом году благодаря поддержке депутата Государственной Думы Российской Федерации Зарифа Байгускарова художественная школа вошла в федеральную программу модернизации детских школ искусств. К сожалению, из-за пандемии коронавируса работа в этом направлении была приостановлена.

— Но все-таки надежда на то, что капитальный ремонт школы, в том числе второго здания, будет проведен, остается. В этом году мы вновь подали заявку на участие в этой федеральной программе. Глава администрации города Салавата Игорь Миронов тоже заинтересован в том, чтобы школа приобрела новый вид. Рассчитываем на то, что в следующем году будет федеральное финансирование. Данный вопрос стану держать на контроле, — отмечает Сергей Филатов уже как начальник отдела культуры администрации города.

Голоса выпускников и учеников школы

Ева Шиль окончила художественную школу с красным аттестатом и стала первым учеником школы, которому удалось открыть для себя увлекательный мир образовательного центра «Сириус». Педагоги называют ее «первооткрывателем», который смог пройти в эту дверь и повести за собой других учеников. Ева трижды проходила обучение в «Сириусе».

— Я пришла в художественную школу в сознательном возрасте — в седьмом классе. И, если честно, это очень хорошо, потому что старалась прочувствовать, как и что нужно делать, а не заучить. Помню, увидев мои рисунки, мама предложила пойти учиться в художественную школу вслед за сестрой. Я согласилась. Брала тем, что усердно всё делала. У меня навыков было меньше по сравнению с теми, кто перед поступлением занимался дополнительно, но я брала напором: быстрее, больше, усерднее. Постепенно стало получаться всё лучше и лучше, я смогла поступить во второй класс. В совокупности проучилась в школе четыре года. Заявку на участие в «Сириусе» подала педагог Татьяна Андреева, предупредив, что можно особо не рассчитывать на одобрение, потому что ранее никто не проходил. Я благополучно об этом забыла, а в конце декабря пришел ответ на заявку: «Одобрено». Так я в феврале 2020 года впервые попала в «Сириус», где прошла интенсивное обучение по образовательной программе «Основы анималистической скульптуры», во второй раз тоже, а в третий — по программе «Основы живописи». Вторую и третью заявки я подавала уже сама.
Честно говоря, планирую поступать в медицинский, об этом мечтаю с 5-го класса. Понимаете, рисование для меня — что-то для души, я не желаю это превращать в профессию. Хочу, чтобы это было моим скромным убежищем, куда я могу прийти в любом настроении и творить.

Азалия Калимуллина призналась, что поступление в художественную школу для нее было смесью спонтанности и удачи — с собой на экзамены позвала подруга и, как оказалось, не зря. За время учебы девушка смогла покорить не одну конкурсную вершину, в том числе, как и Ева Шиль, она училась в центре «Сириус».

— В школе сформировали отличную базу и научили свободе в творчестве. Меня всегда поддерживали, понимали и педагоги, с которыми очень повезло, и родители. Спасибо им огромное! Уже во втором классе одна из моих работ прошла на Московский международный фестиваль юных талантов «Мосгаз зажигает звезды». Благодаря тому, что школа взяла на себя все расходы на поездку, я провела замечательные три дня в столице нашей страны. Тогда поняла, что искусство дает мне возможность посмотреть мир. Я продолжила работу, отправляя заявки на различные конкурсы, в том числе и в «Сириус», но, наверное, относилась к этому несколько безответственно, поэтому не проходила. Как только узнала, что открывается программа «Анималистика», твердо решила, что пройду. Это должна была быть третья попытка. На протяжении двух месяцев усердно занималась и подала заявку онлайн за несколько минут до закрытия конкурса. Переживала, что вновь не попаду, но — всё получилось! И в октябре этого года я посетила центр. Туда приезжают очень целеустремленные ребята, и, когда ты попадаешь в такую среду, сам получаешь мотивацию. Самое главное, что дает «Сириус», — понимание, что у тебя есть будущее, что твои навыки могут привести к обеспеченной жизни, что ты небезразличен государству. Кроме того, все преподаватели воспринимают тебя как личность, это очень важно!

Педагоги отзываются о Владимире Николаеве как об очень талантливом художнике, который с особым трепетом подходит к созданию своих реалистичных картин. После окончания художественной школы Владимир выбрал производство, казалось, больше к творчеству он не вернется.

— Мне с детства говорили, что хорошо рисую, и тогда родители отдали в художественную школу. Сначала попал в подготовительную группу к Наталии Безпалько. До сих пор помню ее уроки: мы не только рисовали, но и играли в различные игры, например, «Двадцать клеточек». Это было очень интересно! После подготовительной группы год учился у Александра Арданкина, затем попал к Татьяне Рафиковой. После художественной школы поступил в училище, затем устроился на комбинат товарным оператором. Не планировал, что буду продолжать рисовать, а затем, через годы это вернулось как-то само.

В настоящее время Владимир Николаев создает удивительные реалистичные картины, участвует в различных конкурсах и выставках, прошел в финал третьего сезона всероссийского фестиваля «Время, вперед!» — одна из его картин под названием «Когда плавится воздух» будет представлена на выставке «Искусство труда» в Новой Третьяковской галерее.

— Когда узнал, что моя картина прошла в финал и будет отправлена в Третьяковку, сначала не поверил. Приятно осознавать, что занятие для души приносит успех, — говорит Владимир. — На картинах изображены мои коллеги. Я не говорил им о том, что буду писать с них. Когда работы были готовы, конечно же, показал им. Мягко говоря, они были ­потрясены!

Екатерина Волкова окончила художественную школу в 1998 году.

— Тогда она располагалась на улице Гафури. Самые яркие воспоминания о том, как я ехала в школу, — это было целое приключение! Представьте, ты едешь с сумками и рулонами бумаги, рядом в автобусе — много рабочих, которые едут на работу в промзону. Помню, меня буквально отрывало от земли и я просто висела в воздухе в обнимку с этими красками, меня качало из стороны в сторону… Но, как ни странно, ни разу не посетила мысль всё бросить и уйти. Вот такая тяга к творчеству! К тому же в школе всегда ждали любимый класс и педагоги. После окончания художественной школы, продолжала посещать вечерние классы Александра Арданкина. Он мой вдохновитель, который направил в нужное русло. Потом поступила в педагогический университет в Уфу на «худграф», а дальше продолжила развиваться в этом направлении. Хотела оставить частичку себя в родной школе, поэтому несколько раз заменяла педагогов, которые уходили в «декрет». Атмосфера здесь просто невероятная, такая теплая, будто находишься дома.


Для нас встреча с педагогами и учениками художественной школы стала ярким событием, надеемся, нам удалось погрузить и вас, уважаемые читатели, в удивительную атмосферу творчества и красоты. Уверены, что в будущем школу ждут новые достижения и открытия, педагоги и ученики будут идти вперед, сохранив славные традиции, которые сформированы за прошедшие как один миг 50 лет.

Детская художественная школа Салавата отмечает 50-летний юбилей
Детская художественная школа Салавата отмечает 50-летний юбилей
Детская художественная школа Салавата отмечает 50-летний юбилей
Детская художественная школа Салавата отмечает 50-летний юбилей
Детская художественная школа Салавата отмечает 50-летний юбилей
Детская художественная школа Салавата отмечает 50-летний юбилей
Детская художественная школа Салавата отмечает 50-летний юбилей
Детская художественная школа Салавата отмечает 50-летний юбилей
Детская художественная школа Салавата отмечает 50-летний юбилей
Детская художественная школа Салавата отмечает 50-летний юбилей
Детская художественная школа Салавата отмечает 50-летний юбилей
Детская художественная школа Салавата отмечает 50-летний юбилей
Автор:Алёна Бизикина
Читайте нас: