— Расскажите о себе. Откуда вы родом?
— Родился в деревне Калу-Айры Ишимбайского района. Когда мне было пять лет, наша семья переехала в город Салават. До девятого класса учился в обычной школе-интернате. Затем погрузился в мир искусства, поступив в Республиканскую художественную гимназию-интернат имени Касима Давлеткильдеева. После окончания гимназии продолжил свой путь в Уфимском государственном институте искусств имени Загира Исмагилова.
— Получается, искусством вы начали заниматься с десятого класса?
— Не совсем, уже в девятом я брал уроки рисования у Рифата Яппарова в 25-й гимназии. Это было нужно для того, чтобы поступить учиться в Уфу. Для меня он был первым учителем и дал старт моему творчеству.
— Какие жанры, техники предпочитаете?
— И скульптуру, и живопись, даже чеканку пробовал, в советское время она была в моде. В общем, испытал всё, что можно взять в руки. Но скульптура нравится больше и получается лучше, как мне кажется.
— Известно, что творческие люди опираются на вдохновение. Откуда вы его черпаете?
— Сейчас у меня такой этап: перехожу от стадии заказного художника к авторскому видению. Художник, работающий на заказ, не черпает вдохновение, потому что зависит от заказчика. У меня еще не сформировалось понятие «вдохновение», а мои авторские работы — абстрактные, создавая их, я ничем не вдохновлялся. Что получилось, то и получилось, руки работают произвольно.
— Расскажите о ваших работах. Где их можно увидеть?
— В основном они находятся в Ишимбайском районе, ведь я родом оттуда и постарался «наследить» (улыбается). В деревне Макарово две работы — скульптура лучшего снайпера Великой Отечественной войны Ахата Ахметьянова и арт-объект на роднике Аллагуват. Рядом с деревней Кузяново сделал арт-объект «Женщинам-тыловикам» — в этот период мной овладела военная тематика.
— А в нашем городе?
— В Салавате у меня две работы: барельеф первого директора «Салаватстекло» Юрия Сескутова (2011 год), выполненный из бронзы, и барельеф Ивана Катаргина, первого директора музыкальной школы. Оба объекта находятся в открытом доступе, горожане могут их оценить. В основном, мои работы — это скульптуры, в живописи особо не продвинулся. Однажды отдел культуры администрации города Салавата попросил в кратчайшие сроки провести реставрацию объекта «Наука и космос», который сейчас находится на бульваре Космонавтов. Мы выполнили ее за два дня. Мне этот объект очень нравится, кажется, его посыл направлен не столько в космос, сколько на отношения мужчины и женщины. Советую горожанам сходить и посмотреть.
— Поговорим о вашей последней работе — красивой скульптуре, которая уже установлена на роднике Аллагуват в деревне Макарово.
— Деревня Макарово в 2019 году заняла второе место в республиканском конкурсе «Самое красивое село» и получила средства на эстетическое развитие, на них решили создать красивый арт-объект. Я уже делал им скульптуру — обратились ко мне. А я, в свою очередь, — к Рафаэлю Кадырову за идеей. Он и предложил создать девушку-башкирку XVIII — начала XIX века в национальной одежде с деревянными ведрами и коромыслом по мотивам легенды. Рафаэль Кадыров подготовил эскизы из пластилина, назвал девушку Зухрой в честь героини башкирской легенды «Луна и Зухра». Затем я сделал скульптуру из глины в натуральную величину. Так как Рафаэль — автор, основные акценты расставил он, к примеру, лицо девушки. Следующий шаг — воплощение в бетоне. Ведра и коромысло сделаны из чугуна. Отливали их на ремонтно-механическом заводе Салавата. Затем подготовили основание на роднике, привезли большие камни, выложили дорожку и установили парковую скульптуру.
— Сталкивались ли вы с творческим кризисом?
— Постоянно. Для художника это нормально. Недавно я прочитал слова Николы Теслы: когда происходит кризис, не надо бежать зарабатывать деньги, а следует подумать головой и родить что-то творческое. Творческие люди такие — в моменты кризиса пытаются что-то придумать.
— Какими планами на будущее живете?
— Три-четыре года подряд в Салаватском музыкальном колледже проводим выставки, в основном, начинающих художников юга Башкортостана. В планах — продолжать. Если говорить обо мне, планирую стать творческим художником: хотелось бы философски подходить к работе, изображать свои внутренние переживания, состояние. Частенько работаю в разных стилях, жанрах, это «беда» художника — нужно стараться творить в одном, чтобы быть узнаваемым. Но пока я нахожусь в поисках себя, пробую все стили.
— Будучи опытным художником, какие советы можете дать начинающим?
— Тем, кто пока финансово зависит от родителей, нужно активно участвовать в выставках. Именно в этот период есть все возможности набраться творческих сил. Если не успеет, в дальнейшем бытовые обстоятельства не дадут возможности творить. У меня есть опыт преподавания дизайна в Салавате — по моим наблюдениям, 99% студентов уходят в другие сферы. Они не успели творчески проявиться, почувствовать себя художниками. Поэтому — творите!