Все новости
9 мая — День Победы
15 Августа 2022, 15:52

Через 76 лет внук нашел деда-фронтовика

В 1941-м Нуриман Акбашев ушёл на фронт, а в феврале 1942-го родственникам пришло письмо, где сообщалось, что во время кровопролитных боёв под Ржевом он пропал без вести. Спустя долгих 76 лет после Великой Отечественной войны бывший председатель профорганизации химзавода компании «Газпром нефтехим Салават» Наиль Газизов нашёл останки без вести пропавшего деда.

Через 76 лет внук нашел деда-фронтовика
Через 76 лет внук нашел деда-фронтовика

Наиль Газизов никогда не видел своего деда живым, но много слышал о нем. Поиски начал, еще когда учился в старших классах. От бабушки знал, что в 1941-м дед Нуриман был призван на станцию Алкино, оттуда прислал свое единственное письмо, в котором сообщал: «Завтра нас отправляют на фронт», и все…

Внук еще в школе, изучая архивные документы, все больше понимал, какие ожесточенные бои были в годы войны, особенно под Москвой, во время Ржевской битвы — по статистическим данным, под Ржевом на одного погибшего немецкого фашиста приходилось 30 наших солдат. Там и погиб Нуриман Акбашев, но родные узнали об этом лишь 76 лет спустя.

— В советское время интернета не было, в поисках без вести пропавшего деда я обращался во все архивы страны: медицинский, госпиталей, архив Минобороны в Подольске, — делится Наиль. — Мне отовсюду приходили сообщения, что, к сожалению, нет никаких сведений. Когда появился интернет, стало проще. Проштудировал все сайты о Великой Отечественной войне, написал сообщения во все инстанции, проглядел списки концлагерей… Нигде ничего не нашел.

Осенью 2021-го поступил неожиданный звонок. На Наиля Газизова вышел командир поискового отряда города Сосновый бор (Ленинградская область) Дмитрий Смирнов и сообщил, что нашли останки его деда. Как говорит собеседник, сложно описать, что он почувствовал в тот момент: и радость, и слезы горечи… В душе все перевернулось.

— Во время межрегиональной «Вахты Памяти — 2021» отряд поискового движения концерна «Росэнергоатом» обнаружил большую воронку от артиллерийского снаряда, где лежали останки погибших солдат, — рассказывает Наиль Газизов. — Это массовое захоронение, скорее всего, делали местные жители. По предположению, они очищали поля от трупов по весне и хоронили в ­воронках.

Время гибели — зима 1942 года. Такой вывод сделали поисковики по остаткам шинелей и найденным капсулам-медальонам. Немногим позже медальоны заменили на красноармейские книжки, а они в земле не сохраняются.

— В воронке обнаружили 37 останков солдат, и только двое были с медальонами, в которых сохранились имена погибших, — делится рассказчик. — У солдат считалось суеверием заполнять медальоны: укажешь имя, значит, точно погибнешь. Поэтому многие гильзы использовали не по назначению, вскрываешь, а там нитки с иголками, спички. Мой дед указал свое имя и листок бумаги не просто свернул — сложил гармошкой. Большая сложность была развернуть его. Чтобы он не рассыпался, разворачивали в воде, на бумаге высветились фамилия, место проживания...

Ситуация с коронавирусной инфекцией в прошлом году помешала привезти останки Нуримана Акбашева. Только в июне этого года родные смогли захоронить его в родном селе рядом с могилой жены.

Через 76 лет внук нашел деда-фронтовика
Через 76 лет внук нашел деда-фронтовика
Автор:Светлана Ааб
Читайте нас: