Все новости

Театр, ты – мир

27 марта отмечается Всемирный день театра (World Theatre Day). Праздник довольно молодой: в этом году ему исполняется 59 лет. Вошел он вкалендари праздников мира в 1961 году благодаря решению, принятому на IX конгрессе Международного института театра при ЮНЕСКО.

СЛОВО МОЛОДЫМ АКТЁРАМ ТРУППЫ САЛАВАТСКОГО ТЕАТРА
За последние два года труппа Салаватского государственного башкирского драматического театра пополнилась молодыми артистами, которые уже играют во многих спектаклях. Сегодня они расскажут зрителям о тонкостях актёрского мастерства и своём профессиональном выборе.
— Когда вы впервые выступили на сцене, и что это была за роль?
Айнур Синагулов: впервые я выступил на сцене Стерлибашевского РДК на театрализованном концерте к 60-летию Великой Победы. У меня была эпизодическая роль солдата, который мечтал вернуться после войны живым, поступить в институт и стать инженером.
Радмир Давлетбаев: первую роль я получил еще до поступления в вуз — в Сибайском театре «Сулпан» в спектакле «Лети, моя чайка» Наиля Гаитбаева.
Эльвина Мусина: я только начала свою творческую деятельность, ролей немного, но особо запомнилась роль девочки Раи в дипломном спектакле «На грани». Это постановка о трех девочках с несложившимися судьбами, которые знакомятся в детской колонии.
— Почему вы выбрали профессию актёра?
Айнур Синагулов: идея поступить в театральный возникла спонтанно, даже смешно. У меня с детства получалось копировать людей, говорить их голосами и показывать их интересные черты. Нравилось, как актеры выступают на сцене. Именно это и побудило меня пойти и попробовать поступить. Профессия актера во все времена считалась одной из самых интересных.
Единственным его инструментом является он сам, тут важны и внутренние, и физические качества. Большое значение имеет голос.
Актер, играя на сцене, в большинстве случаев импровизирует. Еще одна черта актерского таланта — непосредственность. Я думаю, именно это помогает актеру в одной и той же роли быть разным и на каждом спектакле воссоздавать внутреннюю жизнь своего персонажа. И, конечно, зрители: без их глаз, без эмоций, которые мы отдаем и получаем взамен, без этой зрительской энергии было бы очень сложно существовать на сценической площадке.
Гульчачак Зарипова: я планировала поступить на музыкальный факультет МГПУ. Но волею судьбы или случая записалась в последний год учебы в интернате в театральный кружок. Мои роли высоко оценили приглашенные преподаватели и рекомендовали пойти по актерской стезе. Но учитель музыки до последнего не верила, что я поступлю на театральный факультет и окончу его с красным дипломом. О своем выборе нисколько не жалею.
— Есть ли у вас любимая роль?
Айнур Синагулов: за последний период работы в театре я бы назвал любимой роль в детском спектакле — постановке Ильсура Казакбаева «Море. Остров. Клад». Крыса — тот персонаж, который всех объединяет, примиряет и достигает своей цели. И детям эта сказка нравится.
Гульчачак Зарипова: Оксана в «Радости нашего дома» Мустая Карима. Это пронзительный спектакль об искренности, доброте, теплых человеческих отношениях.
— Как вы работаете над образом, характером своего героя?
Назифа Аласова: первое — много раз перечитываю пьесу или рассказ. Потом начинаю искать похожие образы в литературе. Затем — тщательный разбор с режиссером, без его помощи образ не будет целым.
Создание образа — это всегда совместная работа режиссера и актера. И сам момент репетиций, когда ты начинаешь жить своим персонажем. Стараюсь всегда выкладываться во время репетиций в полную силу, так лучше начинаешь чувствовать своего персонажа.
Радмир Давлетбаев: я не люблю заучивать тексты. Предпочитаю вживаться в роль уже непосредственно в репетиционном процессе. Чем ближе день премьеры, тем сложнее уснуть.
Гульчачак Зарипова: роль Тани в «Берушах» мне далась с трудом, и, тем не менее, она была номинирована Союзом театральных деятелей Башкортостана как лучшая женская роль второго плана. Очень сложные задачи поставил режиссер. В пьесе у героини была цель завладеть квартирой, спасти обоих братьев от наркотической зависимости. А Ильсур Казакбаев изменил сценарий: Таня хочет взять ребенка из детдома, и для этого ей нужно завести семью. Изначально она пробует с любимым человеком, а он от нее отрекается. Тогда она, вопреки обстоятельствам, заводит роман с его братом...
— Какими вы хотели бы видеть себя на сцене, какие роли сыграть?
Назифа Аласова: хочется сказать одним словом — разной. Пробовать что-то совершенно отличное от своей психофизики. Мне определенно нравятся читать истории про сильных женщин, которые, несмотря на жизненные трудности, оставались верны себе и своим мечтам. Хочется попробовать себя в комедии, потому что до этого были драма, мелодрама, а вот комедию в театре еще не играла.
— В чём, на ваш взгляд, заключается актёрское призвание?
Радмир Давлетбаев: актер выходит на сцену и делится со зрителем внутренними переживаниями героя, режиссерскими задумками. Мы передаем этот опыт зрителям. Мы, конечно, не воспитываем, не поучаем, но намекаем, как поступить в той или иной ситуации, как сделать выбор… Наверное, ради этого и нужна профессия актера.

— Многое ли для вас значит работа с режиссёром? Как складываются ваши взаимоотношения?
Айнур Синагулов: поразному складываются… Без работы с режиссером сложно что-то сделать. Когда режиссер поставил перед тобой определенную задачу, ты начинаешь ее реализовывать на сценической площадке. Но при этом не видишь себя со стороны, а он тебя видит и указывает на ошибки, которые ты стараешься исправить, заново погружаешься в предлагаемые обстоятельства спектакля — и постепенно, вместе с режиссером, начинаешь выстраивать основной «скелет» образа.
Гульчачак Зарипова: я благодарна режиссеру Ильсуру Казакбаеву, который доверяет нам с Назифой сложные роли. После разбора текста он предлагает исполнить этюды. В спектакле «Дыхание рая» пришлось сочинить по задумке режиссера монолог героини, чтобы оживить персонаж, исходя из собственных переживаний, личного включения в образ. Ренат Аюпов (режиссер спектакля «Радость нашего дома») требовал моментального вживания в роль, незамедлительного результата. К примеру, маму Оксаны убили на ее глазах, покажи это состояние. На самом деле это очень сложно. Ведь репетиция — постоянный поиск соприкосновений со своим персонажем, общих или отличных черт. С Ильшатом Мухутдиновым (режиссер спектакля «Всем, кого касается») мы вчитывались в содержание произведения, далее событийно разбирали текст и конкретно каждый образ, понимая мотивы поведения, поступков того или иного героя.

— Были ли во время спектаклей неожиданные случаи, произошедшие не по сценарию?
Радмир Давлетбаев: в спектакле «Беруши» актер Мирас Юмагузин (в сцене выяснения отношений между братьями) чуть не задушил меня, применив «сверхсилу» (смеется). На какой-то момент мне стало не по себе, и потребовалось время, чтобы прийти в себя. Но зрители, похоже, этого не заметили.

— Какой спектакль вы хотели бы увидеть в репертуаре театра?
Радмир Давлетбаев: конкретный спектакль не могу назвать. Пусть в репертуаре будут разножанровые постановки.
Гульчачак Зарипова: репертуар нашего театра богатый, а если в нем будет побольше спектаклей с трогательными жизненными историями, я только «за».

— Как вы думаете, какое будущее у театра?
Эльвина Мусина: мне кажется, живая игра, перевоплощение актера дарят зрителям эмоции, которые позволяют черпать новые силы и вдохновение. Никакие технологии не смогут дать такого эффекта. А в Салавате, как я убедилась, — зритель, который стремится не столько к развлечению, сколько к размышлению, — зритель чуткий, думающий.

— Ваши пожелания коллегам во Всемирный день театра?
Назифа Аласова: в нашем общем «доме» важен каждый работник. В театральном цехе нет второстепенных ролей и профессий. Благодаря профессионализму и слаженной работе всего коллектива театр живет и остается интересным зрителю. Желаю нашему театру ярких свершений и несмолкаемых аплодисментов!
Читайте нас в