Все новости

И театр, и музыка

Актёр Салаватского государственного башкирского драматического театра Рафаэль Гайнуллин занял третье место в организованном телеканалом «Россия Культура Башкортостан» телевизионном конкурсе актёрской песни «Актриса Весна». Он представил на суд зрителей и жюри песню Александры Пахмутовой «Как молоды мы были» из фильма «Моя любовь на третьем курсе» по пьесе Михаила Шатрова «Лошадь Пржевальского».



НАША СПРАВКА


Рафаэль Гайнуллин родился 7 февраля 1984 года в деревне Якшимбетово Кугарчинского района. В 2006 году окончил театральный факультет Уфимской государственной академии искусств. В этом же году поступил в труппу Салаватского государственного башкирского драматического театра. Сегодня является ведущим актером театра. В прошлом году исполнил главную роль в премьерном спектакле «Глумов». В 2014 году удостоился звания «Лучший актер года» за роль Булата в спектакле «Game over. Конец игры». Успешно пробует свои силы в режиссуре, музыкальном творчестве.






История участия Рафаэля Гайнуллина в конкурсе, создания номера и сценического образа сама по себе уже интересна. Это был первый конкурсный опыт в его творческой жизни. И опыт удачный.


— Будучи заведующим музыкальной частью театра, я частенько слушаю в студии разную музыку, напеваю, выбираю то, что я когда-то хотел спеть, и то, что сейчас хочу спеть, — рассказывает Рафаэль Гайнуллин. — В последнее время это песни 60-70-х годов прошлого века. Мое поколение тоже застало советское время, мы слышали эту музыку с самых ранних лет. Может, тогда и не понимали, что слушали, но слуховая память все это сохранила. С недавних пор я стал эти песни пробовать исполнять, потом — выступать с ними в концертных программах. В один прекрасный день, слушая песню «Как молоды мы были» в исполнении Александра Градского, решил попробовать ее спеть. Так появилась идея полноценного номера, образ исполнителя. Как раз был объявлен конкурс актерской песни «Актриса Весна», и я решил принять участие в отборочном туре.


Идея номера у Рафаэля Гайнуллина была следующей: выйти на сцену в образе пожилого актера, когда-то выступавшего на сцене и вновь вышедшего к зрителю с этой песней в своем старом сценическом костюме. Во время исполнения последнего куплета Рафаэль «снимал» с себя образ старика, убирал седой парик и пел, уже будучи самим собой. И получалась картина: сегодняшнее поколение отдает дань уважения более старшему. Этот номер актер показал на отборочном туре и прошел в финал.


В день проведения финала — 25 марта — исполнился ровно год, как ушел из жизни ветеран салаватского театра, народный артист РБ Рафаэль Салихов, и республика хотела вспомнить его на этом конкурсе.


— Я и говорю организаторам, что выступаю в его сценическом костюме: выбрал для создания образа пожилого актера, когда искал подходящий костюм прежних лет, — говорит Рафаэль Гайнуллин. — Сценарий моего номера изменили. Уже не было образа старика, седого парика — во время исполнения песни шел видеоряд, где Рафаэль Салихов как раз в этом костюме.


Номер понравился и зрителям, и жюри — Рафаэль Гайнуллин стал лауреатом третьей степени.


— Вам интересно участвовать в таком конкурсе?

— Любой конкурс — это очень интересно! Правда, мне показалось, что не все участники поняли, что такое актерская песня. Некоторые просто взяли отрывок из спектакля, где звучит та или иная песня. Но это, по большому счету, была не актерская песня, а театрализованное представление. Поняли суть конкурсанты, ставшие лауреатами: они пели по-актерски, понимая, о чем поют и для чего поют.


— Нет желания организовать подобный конкурс в нашем городе?

— Организовывать конкурсы — не моя прерогатива. Но у меня есть идея сделать концерт с песнями прошлых лет и привлечь к участию городские таланты. Причем сделать не просто концерт, а а своеобразный спектакль.


— В театре вы ещё и заведуете музыкальной частью. Что входит в ваши обязанности?

— В прошлом году мы обновили все оборудование в нашей студии, сделали ее более приспособленной для записи и аранжировки музыки. Теперь я занимаюсь музыкальным оформлением спектаклей, работой с композиторами, музыкальной звукозаписью для спектаклей.


— Знаю, что вы пробовали себя и в роли композитора. Песни давно пишете?

— Еще со школьных лет. Пишу не так много, но с удовольствием. Возможно, полноценным композиторским творчеством все это трудно назвать, просто я создаю мелодии для песен, аккомпанируя себе на гитаре. Пытаюсь под гитару выразить свои мысли в стихах.


— Музыка занимает серьёзное место в театральном спектакле?

— Огромное! Помимо того, что музыка — действующее лицо спектакля, она создает атмосферу, является эмоциональной составляющей, помощником и актеру, и зрителю.


— Актёр, заведующий музыкальной частью и даже режиссёр — как вы всё успеваете?

— Актер — профессия универсальная. Мы должны все уметь, быть по-настоящему творческими личностями. Иначе в театре нельзя.


— Расскажите немного о том спектакле, который вы ставите для детей.

— Это спектакль для наших самых маленьких зрителей. Называется «Веселый Эльф» по пьесе Владимира Илюхова «Сказка про веселого эльфа и злую колдунью». Сказку эту нашел в Интернете, она мне понравилась. А тут как раз пришла заявка на стипендию от Союза театральных деятелей на реализацию проекта молодых специалистов. Я отправил заявку на эту пьесу и получил стипендию. 7 апреля — премьера! Уже практически готовы декорации, костюмы, идут репетиции. Это будет очень детская история.


— А музыка в сказке тоже присутствует?

— Обязательно! Причем мне захотелось оформить спектакль классической музыкой, чтобы дети не только смотрели сказку, но и учились слушать классику. Все песни, которые звучат в спектакле, аранжированы в стиле классической музыки.


— Сказку интересно ставить?

— Тут есть свои сложности. Надо для актеров изначально задать темп, ритм, энергетику, чтобы они понимали, что это — для маленьких зрителей, что выкладываться придется гораздо сильнее, чем для взрослых.


— Вы играете в спектакле?

— Да, у меня роль Кота.


Мы еще долго говорили с Рафаэлем Гайнуллиным о роли музыки для его поколения и в жизни сегодняшних детей и подростков. Отец троих детей, он с удовольствием рассказывал, какую музыку сегодня слушает его 10-летний старший сын, и вспоминал, что слушал сам в школьные и студенческие годы. Главное, считает Рафаэль Гайнуллин, чтобы музыка была хорошей: не «три притопа, два прихлопа» на три аккорда, чтобы в песне присутствовала настоящая поэзия. И неважно, какой жанр предпочитает тот или иной молодой человек, важно, чему учит музыка, которую он слушает, воспитывает ли она художественный вкус, рождает ли глубокие мысли, ведет ли к творчеству. И тут с артистом трудно не согласиться!

Фото автора

Читайте нас в