Все новости
Спорт
8 Октября 2021, 10:13

Место встречи – стадион

Много ли в мире людей, которые свой день рождения отмечают… на стадионе? Раис Бикмухаметов, заслуженный работник физической культуры Республики Башкортостан, из этой уникальной команды. Его ученики и друзья знают, что 7 октября вот уже не одно десятилетие место встречи изменить нельзя — это стадион. Сюда слетаются из разных мест. У каждого дня рождения свой сценарий, но один элемент в них постоянный — забег в честь именинника. Одна десятая часть марафона — 4 200 метров. Каждый участник делает ставку: пишет время, за которое он предполагает пробежать, в записке. Побеждает тот, кто наиболее точно определил свои силы — бежать приходится на внутренних часах и внутреннем ритме. Подарки вручает сам виновник встречи — забавные, «со смыслом» сувениры победителям. А сколько смеха, шуток вызывают конкурсы, хотя их задания привычны — кто дальше прыгнет, кто дальше метнёт ядро… Атмосфера удивительная — чувство единой команды.

Место встречи – стадион
Место встречи – стадион

Слово юбиляру

— Как вы пришли в спорт?
— Первым наставником-тренером был Талгат Зияншевич Фахретдинов, учитель школы № 1 города Ишимбая. Начал заниматься спортом в 13 лет и примерно через год занятий в кругу друзей заявил, что хочу стать тренером по легкой атлетике. Уже в этом возрасте начал тренировать дворовых ребят. Учил их и сам учился. Родители мне выписывали журнал «Легкая атлетика». Я штудировал специальную литературу, изучал персоналии, биографии выдающихся спортсменов. Читал много. Можно сказать, с жадностью «пожирал» всё, что появлялось в печати, газетах, журналах о спорте. Одновременно занимался легкой атлетикой. Больших успехов не добился, но старался осознанно относиться к подготовке и участию в соревнованиях: выполнил второй взрослый разряд по легкой атлетике. В мечтах, конечно, ставил перед собой более высокие задачи, но, видимо, способностей достаточных не имел.

— Но мечте не изменили?
— Тренером стал. В 1967 году поступил в Уфимский техникум физической культуры. Уже после службы в армии окончил заочно Оренбургский педагогический институт имени Чкалова. В Ишимбае работал в детской юношеской спортивной школе. В те годы формировались основные принципы преподавания.

— Коррективы время все-таки вносило?
— Безусловно. Но есть незыблемые принципы. В те годы самое серьезное внимание уделял отбору перспективных ребят. Просматривал до полутора тысяч детей за год. Результаты проявлялись через два-три года. Задача тренера — собрать работоспособную группу, в которой как в питательной среде каждый проявляет себя и растет в мастерстве за счет острого соперничества в групповых занятиях и соревнованиях. К ученикам у меня трепетное отношение, каждый входит в мое сердце, а когда уходят — уносят его частицу…

— Как возник в биографии Салават?
— Меня пригласили люди, которые сегодня — спортивные легенды региона, В.П. Иванов и Л.Э. Виттек. Набрал первых учеников. Условия для работы были, конечно, лучше, чем в Ишимбае. Очень сильный коллектив в спорткомплексе «Нефтехимик» подстегивал работать еще лучше.

— Успехи были?
— Ученики вошли в сборные команды разных уровней: от Башкортостана до Российской Федерации. Если перечислять всех, могу кого-то забыть. Но несколько имен, которые внесли весомый вклад в победы салаватского спорта, назову. Татьяна Наумова, которая в составе сборной ЦС ДСО «Труд» в эстафетном беге 4х400 м стала победителем Всесоюзных соревнований в 1986 году, и Андрей Иванов, включенный кандидатом в сборную команду СССР среди юниоров в 1987 году.

— Перестройка изменила вашу жизнь, работу?
— Как и всей страны. Новые времена буквально грянули — изменился привычный ритм жизни. Детские юношеские спортивные школы закрывались одна за другой, не миновала эта участь и салаватскую. В 1992 году я стал работать в СДЮСШ ОСТО, которой руководил Рафит Валеев, где изменил профиль своей тренерской работы. В те годы и не предполагал, что полиатлон меня увлечет больше легкой атлетики.

— И в чем же сила обаяния полиатлона?
— Мне понравилась обстановка на соревнованиях — очень доброжелательная. Все встречались как старые друзья, независимо от того, силен ты в этом виде спорта, знаменит или только начинающий многоборец. Этот же настрой братства был и в тренерской среде. Собрались в одной команде добросердечные и работоспособные люди, которые многое делали для развития полиатлона. Такая же обстановка царила и в школе. В начале девяностых в ДЮСШ работало солидное количество тренеров, финансирование было централизованным, мы думали не о деньгах, а об очках и секундах. Но золотые деньки закончились — ДЮСШ оказалась на грани закрытия. Если б не идея Рафита Валеева о создании коммерческой структуры при школе, мы бы не сохранили ДЮСШ. Другой человек отступил бы, сошел с дистанции — но не Валеев. Он с упрямством шел вперед и вел за собой. Мы продолжали работать — учили детей плавать, бегать, стрелять… Бороться, добиваться успеха и результата, уметь побеждать и проигрывать. Вместе учились новой жизни. Стали появляться чемпионы разных рангов, мастера спорта. Бывшие ученики становились тренерами — мы создавали свою школу. И в этом главная заслуга Рафита Валеева.

— А как вы относитесь к тому, что в школе пересеклись интересы спорта и бизнеса?
— Я благодарен как тренер всем людям, работавшим в пельменном цехе, магазине, продавцам, торговавшим в киосках мороженым… Они реально поддерживали детей, желающих заниматься спортом. Бизнес — это единственное средство, которое способно сохранить спортшколу. У нас есть условия уже сегодня работать тренеру творчески, добиваться результата именно в тренерской работе.

— Что в вашей работе главное?
— Для меня всегда важнее был сам путь, а не цель, правильно пройденный путь важнее цели: если ты идешь, то достигнешь цели, если остановишься, то… Дорогу осилит идущий. Это моя тренерская философия. Не устаю повторять своим ребятам — терпение и выдержка. Работа тренера многообразна, в реалиях она выглядит примерно так. Первое — организация тренировочного процесса: умение договориться с арендаторами спортсооружений, найти финансирование, создать сильный, сплоченный коллектив спортсменов. Второе — правильно спланировать сам тренировочный процесс. Научиться гибкости, способности вносить коррективы, принимать единственно верное решение. Третье — постоянно вести поиск одаренных атлетов, четвертое — разрабатывать собственные программы для перспективных спортсменов. Пятое — постоянно пополнять свои знания на стыке разных видов спорта, наук. Шестое — меньше поучать, «воспитывать», а больше любить учеников, дети это чувствуют без слов. Седьмое — опираться на совесть. Безгранично доверять ученикам. Моя самая главная мечта как тренера — разработать методику тренировок, позволяющую сформировать личность, способную самостоятельно работать над собой, спортсмена, готового успешно выступать в самых сложных условиях без тренерской опеки.

— У многих с детства образ тренера или учителя — диктат, определенные жесткие рамки, командный голос…
— Традиционный образ. Учитель-тренер заходит в спортзал, разлетается возглас «атас!», все вскакивают и бегут по кругу, имитируя сознательное отношение к тренировочному занятию. Учитель-тренер выходит из зала — все прекращают заниматься. Властный характер, командный голос, крепкие выражения с угрозами — так воспитывают «марионеток». Процветает подхалимство, дедовщина в скрытом виде, как правило. На поверхности — всё хорошо и замечательно: в нужный момент все воспитанные ходят по кругу как дрессированные собачки. Но они могут превратиться и в стадо, живущее по законам джунглей. Воспитание личности — это когда тренер бесконечно доверяет каждому ученику. Тренер постоянно находится в состоянии любви к детям — в ней они должны буквально купаться. К сожалению, такого я, видимо, еще не достиг. А далее идет работа. Первый уровень: учитель-тренер объясняет необходимость, значение и пути выполнения и освоения материала, техники и так далее, а ученик самостоятельно работает над задачей, проблемой. Тренер рядом, может на время покинуть спортзал — работа будет продолжаться осознанно и с желанием. Второй уровень: ученик выходит на самостоятельный путь развития. Он сам себе задает вопрос и сам на него ищет ответ, составляет программу подготовки и реализует на соревнованиях. Тренер контролирует, советует — и то лишь тогда, когда ученик попросит об этом. Спортсмен-человек становится личностью.

— У вас были ученики, которые удивили, потрясли?
— Меня потрясает сила духа, а не большие физические возможности и результаты. Первым «открытием» стала Лиля Искандарова, которая демонстрировала такую силу духа, выдавала такие сверхвозможности, что более сильные соперники прекращали сопротивление, казалось, что они лишились собственной воли и сдались без борьбы. Были, конечно, соревнования, где Лиля проигрывала. Но достойно. Дух ее никогда не был сломлен. Она боролась за каждый сантиметр дистанции без фальши и падала за финишной чертой. На нее после финиша в течение нескольких минут невозможно было смотреть. Но в глазах ее всегда светился несгибаемый дух и уверенность в своей победе. Пусть даже будущей…

Из книги Рафита Валеева «Такая работа — звезды зажигать».

Уважаемый Раис Минивалеевич!

От имени коллектива АНО ДЮСЦ «Снайпер» и от себя лично сердечно поздравляю Вас с 70-летним юбилеем.
Всю свою трудовую жизнь Вы посвятили физической культуре и спорту, воспитанию молодого поколения, тысячи молодых спортсменов. За годы работы Вы подготовили немало чемпионов Башкортостана, России, мира, мастеров спорта международного класса, спортсменов-разрядников. Ваши воспитанники нашли свое место в жизни, создали семьи, а сегодня у Вас в секции полиатлона занимаются их дети.
Несмотря на возраст, Вы продолжаете трудиться, отдавая всего себя любимому делу — воспитанию молодого поколения спорт-
сменов.
Желаем Вам крепкого здоровья, неиссякаемой энергии, семейного счастья.

Рафит Валеев, заслуженный работник физической культуры Российской Федерации.

Автор:
Читайте нас: