«Человек стареет, когда перестаёт удивляться и радоваться жизни», — считает актриса Сальма Хайек. Эти слова как нельзя лучше объясняют, почему 90-летняя жительница Салавата Нурия Казикова долгие годы остаётся бодрой и совсем молодой в душе: жизни она не перестаёт удивляться и радоваться, хотя жизнь её совсем не баловала.
Кого-то жизненные трудности быстро выбивают из колеи, заставляя стенать и жаловаться. А других — только закаляют: такие люди встряхнутся, посмотрят утром на яркое солнышко и скажут себе: «Бывало и хуже». А потом, засучив рукава, вновь берутся за работу .
Нурия Галаветдиновна Казикова работала с детских лет: жизнь заставила. Родилась она в далеком 1929 году в деревне Янурусово Макаровского района. Когда девочке исполнилось 5 лет, умерла ее мама. Через какое-то время отец опять женился, народу в доме стало больше (в семье росло трое детей). В 12 лет Нурия, оставив школу, где она училась в пятом классе, пошла работать в колхоз: началась война, жить было трудно, вот и пришлось помогать.
— Работала в поле, тяжело было, но я привыкла.
Молодую и активную девушку вскоре заметили и в 18 лет выбрали депутатом сельсовета. Общественную нагрузку Нурия спокойно взяла на себя. Да и люди стали отмечать ее старательность. Вскоре ее наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». Все шло неплохо, но, вернувшись из армии, женился брат, в доме стало совсем тесно, и Нурия решила пойти работать на производство. С подругой поехала в Петровское и устроилась на промплощадку, откуда направили работать в Миньярский каменный карьер — это молодых-то девчат! И опять, не жалуясь на судьбу и засучив рукава, она стала работать.
— Труд был тяжелый. Вручную проделывали углубления в камне, куда взрывники закладывали заряд и взрывали камень. А потом — опять вручную, кайлом — мы разбивали крупные камни и загружали их в вагоны, которые отправлялись на промплощадку и дальше — на стройки страны, — вспоминает она.
В 1953 году Нурия решила сменить работу и отправилась на новостройку в Салават. Приехала, а города-то еще и нет, за улицей Богдана Хмельницкого — степь. Но стройка шла повсюду.
— Меня приставили к хорошему штукатуру-маляру дяде Ване, который научил профессии, — рассказывает она. — Сдала экзамены и стала работать.
А работать девушка привыкла старательно и хорошо. Через какое-то время назначили звеньевой. Характер у Нурии был боевой, лентяйничать она своим девчатам не позволяла, всегда старалась, чтобы ее звено и вся бригада были впереди.
Приходилось иногда и бригадира заменять, у Нурии это получалось хорошо: если надо, она умела и кулаком стукнуть, и с начальством поспорить, требуя, чтобы все было организовано как следует.
— Мы ничего не боялись, — улыбается она. — Заранее натаскаем наверх, на леса, материалы, чтобы с утра сразу начать работать, не теряя времени. Вот и получалось хорошо — первыми заканчивали работу.
Звание «Ударник коммунистического труда» Нурие Галаветдиновне присваивали постоянно, да и почетных грамот набралось немало. А в 1970 году ее наградили медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина».
Салават постепенно становился для Нурии Казиковой родным городом.
— Иду по улице и понимаю: вот эти дома я строила, вот Дворец пионеров — тоже моя работа! — с гордостью говорит она.
В Салавате Нурия и свое счастье встретила.
— Поехала как-то весной на ремонт пионерлагеря «Спутник», — рассказывает она. — Оделась по-весеннему легко, а вечера были прохладные. Замерзла! Вижу — у одного парня (его Ишкалей звали) с собой есть и пиджак, и фуфайка. Дай, говорю, мне фуфайку, а то холодно. Он и отдал. Так и познакомились, а позже поженились.
Жить бы да радоваться: одна дочь родилась, вторая. Но и тут судьба уготовила Нурие Галаветдиновне испытание: младшая дочь Венера — инвалид. И опять женщина на жизнь не жаловалась. Они с мужем дали старшей дочери Зиле возможность получить высшее образование и ухаживали за Венерой. Зиля окончила «иняз» Уфимского пединститута, работает в школе. У нее двое сыновей — оба тоже получили отличное образование. Венера и сегодня живет с мамой, которая в свои 90 лет продолжает помогать дочери приспосабливаться к такой непростой жизни.
— Мама у меня и сегодня бодрится, — говорит Венера. — Старается дома убраться, еду приготовить. До 80 лет она вообще усталости не знала. Дома белила стены и потолок по два раза в год, другим помогала ремонт делать. Только сейчас стала уставать.
Дети, члены их семей, внуки — все относятся к своей любимой долгожительнице с любовью и заботой. Вот только никак не могут уговорить переехать из Салавата под их опеку.
— Не представляю, что буду жить где-то в другом месте, — говорит Нурия Галаветдиновна. — Это мой город, такой любимый и родной, я его сама строила. И уезжать никуда не хочу.
С 90-летием Нурию Казикову поздравляли не только родные — пришла поздравительная открытка из Москвы — за подписью президента России Владимира Путина.
«Вы с честью прошли через тяжелейшие испытания Великой Отечественной войны, — было написано в ней после поздравительных слов, — своим трудом создавали богатство и мощь страны. И через годы несете любовь к Родине, веру в правое дело. Подвиг Вашего поколения — поколения победителей — будет жить в веках, объединять наш народ во имя больших созидательных целей».
Поздравляем Нурию Галаветдиновну с 90-летием и все мы — салаватцы. Пример этой простой, но такой сильной духом женщины, которая любит жизнь и умеет без жалоб справляться со всеми ее испытаниями, может стать образцом жизненного кредо для многих людей.
Фото из семейного архива Нурии Казиковой