Все новости
Спорт
15 Июня 2018, 12:29

Случай, ставший судьбой

В конце мая в Салаватском государственном башкирском драматическом театре состоялось закрытие юбилейного 85-го театрального сезона. По традиции был объявлен артист, завоевавший звание «Актёр года». Им стал Рафаэль Гайнуллин.


Звание «Актер года» присваивается ежегодно. В 2018 году это было юбилейное — 25-е по счету — событие. Имя лучшего актера сезона определяли на этот раз зрители: в течение сезона они имели возможность проголосовать за того или иного артиста театра, и Рафаэль Гайнуллин получил наибольшее число зрительских голосов. К слову, это звание ему присваивают уже во второй раз (первый был в 2014 году). После торжественного закрытия сезона он дал интервью нашей газете.


— Расскажите, как вы пришли в профессию.

— Благодаря случаю, который определил мою судьбу. Случай не раз играл для меня судьбоносную роль, а сама жизнь делала крутые повороты. Так было, когда наша семья переехала в деревню Якшимбетово Кугарчинского района Башкортостана. И когда после деревенской школы в шестом классе я перешел в башкирскую гимназию в Мраково. И когда после окончания 8 класса прошел по конкурсу в Башкирскую республиканскую гимназию-интернат имени Рами Гарипова. А самый главный жизненный поворот произошел именно в Уфе.
Я был активным школьником, занимался в разных кружках, научился играть на гитаре. В 11-м классе был практически заведующим актовым залом. Однажды срочно нужны были ключи от актового зала, а они были у завуча по воспитательной работе. Я ее нашел в творческой комнате, а там как раз начиналась читка спектакля: творческая группа готовилась к юбилею Рами Гарипова, в честь которого была названа наша гимназия. И мне вдруг предложили сыграть роль. Сначала я наотрез отказался, потому что это было второе полугодие 11-го класса, впереди экзамены, тем более мы попали под первые ЕГЭ. Меня уговорили. Роль была небольшая, но я как-то в нее вжился. К слову, мой персонаж был отрицательным: я играл молодого человека, который служил в НКВД, отказался от отца, потом застрелил мать, затем — своего начальника. В общем, отъявленный негодяй! На юбилее мы сыграли этот спектакль. Помимо учителей и учеников гимназии, его увидели творческие люди, которые присутствовали на юбилее: автор пьесы Наиль Гаитбаев, актер и режиссер Айсыуак Юмагулов и другие. После спектакля они посоветовали мне поступать в театральный вуз. В том году в Щепкинское театральное училище поступала группа ребят. И Рамзия Хисамова, которая была режиссером-постановщиком нашего спектакля, стала готовить меня к экзаменам в «Щепку». Три тура я прошел, а на последнем меня отсеяли. Но на экзамены в Уфимскую академию искусств я успел. Сдал там экзамены, прошел все туры, а в списке поступивших меня не оказалось. Пошел забирать документы, но секретарь их почему-то не нашла и отправилась за ними в приемную комиссию. Я жду, а из приемной комиссии выходит Земфира Хусаинова, будущий куратор нашего курса, и спрашивает:

— Ты — Гайнуллин?

— Я.

— Так ты поступил, просто тебя забыли в список внести!

Вот так я стал учиться на актера.


— Что особенно запомнилось из студенческих лет? Какие-то дисциплины, события, преподаватели?

— Мне все было интересно. Сама наша профессия не предполагает какие-то рамки, формат, выделение одной дисциплины. Я учился в классе заслуженного артиста РФ, народного артиста РБ Ахтяма Ахатовича Абушахманова.


— Как попали в Салават?

— Последние полгода учебы группа ребят нашего курса стажировались в Салаватском башкирском драматическом театре и готовила сразу два спектакля: дипломный — по пьесе Карло Гольдони «Веер», в котором играли только студенты, и «В ночь лунного затмения» по Мустаю Кариму — с основным составом театра.


— Вы окончили вуз и…

— Даже не поехали получать диплом. Нас сразу забрали на гастроли в составе труппы театра. Так в 2006 году я стал салаватским жителем. И за 12 лет работы и жизни в Салавате так сжился с городом, что даже во время поездок в Уфу скучал по его тихим и уютным улицам. Город нас, молодых актеров, очень радушно принял. В театре к нам хорошо отнеслись, никаких закулисных интриг не было. Да и мы чувствовали, что нужны театру. В то же время коллектив театра присматривался к молодым актерам, чтобы понять, кто на что способен.


— Кто сейчас работает в театре из вашего выпуска?

— Сегодня нас здесь 6 человек: Мирас и Наркас Юмагузины, Айсылу Лукманова, Амир Утябаев, Риф Мусин и я.


— Какие роли были самыми интересными?

— Каждая роль для меня интересна и дорога по-своему, потому что в каждой из них — мои переживания, мысли, эмоции. Каждая роль — это рожденный тобой образ, твое дитя. Я люблю все сыгранные роли. Если ты равнодушно отнесся к какой-то работе — значит, ты в целом равнодушен к профессии.


— У вас очень разноплановые роли: есть и башкирская, и российская классическая, и современная, и зарубежная драматургия…

— Это и интересно!


— А ещё вы много играете в детских спектаклях?

— Да. Причем для детей играть труднее, чем для взрослых. В детских спектаклях все эмоции, актерские краски должны быть намного ярче. Детей невозможно обмануть, они быстро чувствуют фальшь, плохую игру, халтуру.


— Вами поставлены два детских спектакля: «Считаю до пяти» и «Весёлый Эльф». Как вы стали заниматься режиссурой?

— Наступает момент, когда ты находишь какой-то материал, и возникает полная картина, как это будет выглядеть, из чего состоять, как это можно оформить. И понимаешь, что не можешь просто ходить с этим, нужно воплотить идеи в жизнь.

В случае со спектаклем «Считаю до пяти» мне было сразу понятно, как это нужно делать: абсолютно музыкальный спектакль, в котором разные музыкальные стили живут на одной полянке. «Веселый Эльф» получился благодаря стипендии Союза театральных деятелей, на которую я подавал заявку. Это тоже была прочитанная пьеса, которая мне понравилась. Захотелось сделать очень компактный и очень детский спектакль, который можно было бы показывать не только на сцене театра, но и в школах, детских садах, загородных лагерях. Спектакль тоже музыкальный, но оформлен классической музыкой.


— Ваши творческие планы?

— Пока живу не будущим, а настоящим — тем, что уже сделано. Сезон закрыт. В ближайшем будущем приступаем к новой постановке. Любая роль будет интересна, лишь бы драматургия была качественной. Хотелось бы в следующем году отметить свое 35-летие какой-то интересной работой. Есть и другие творческие планы, о которых пока не буду говорить.


— Ваши дети (а их у вас трое) любят смотреть, как папа играет на сцене?

— На мои спектакли они ходят, даже вроде не критикуют меня. Главным моим критиком и помощником является супруга Рамзия, которая тоже играет в нашем театре.


— Дети не планируют продолжить актёрскую династию?

— Они пока не строят профессиональных планов, да и мы их не толкаем на сцену, пусть проявляют свои таланты и потом сами делают выбор жизненного пути. Средняя дочка Хадиса (ей 6 лет) занимается акробатикой в спортивной школе, уже чемпионкой становилась, на разряды сдает. Пойдут по нашим стопам — хорошо, выберут что-то другое — тоже неплохо, лишь бы дело свое любили и уважали.


НАША СПРАВКА

Рафаэль Гайнуллин работает в Салаватском государственном башкирском драматическом театре с 2006 года, в труппу зачислен после окончания театрального факультета Уфимской государственной академии искусств имени Загира Исмагилова. На сегодняшний день является ведущим актером труппы, активно занят в репертуаре театра. За исполнение роли Марата в драме «Он вернулся» удостоен премии «За лучшую мужскую роль второго плана» на фестивале «Театральная весна 2009».

В 2014 году получил звание «Лучший актер года» за роль Булата в спектакле «Game over. Конец игры». В 2017 году удостоился звания «Лучший актер года» за роли Джорджа Пигдена в спектакле «№ 13» (по пьесе Рэя Куни) и Глумова в одноименном спектакле (по пьесе А. Островского «На всякого мудреца довольно простоты»). Награжден грамотой Министерства культуры Республики Башкортостан (2008 год). Занял первое место в открытом республиканском видеоконкурсе чтецов в Уфе, посвященном 85-летию со дня рождения народного поэта Башкортостана Рами Гарипова (2017 год).

Занял третье место в телевизионном конкурсе актерской песни «Актриса Весна», организованном телеканалом «Россия. Культура. Башкортостан» (2018 год), исполнив песню «Как молоды мы были».

В 2017 году удостоился государственной стипендии Союза театральных деятелей РФ для творческой молодежи (режиссер постановки сказки Владимира Илюхова «Веселый Эльф»).


Фото Александра Казакова

Читайте нас: