Все новости
Поколение Next
4 Января 2019, 16:16

«Золотые» руки десятиклассника

ШЕСТНАДЦАТИЛЕТНИЙ МАКСИМ СУВЕРНЕВ ОСВОИЛ МНОГИЕ ПРОФЕССИИ


Он построил дом, освоил кузнечное и гончарное дела, изготавливает деревянную мебель, гонит дёготь, делает ткани, выращивает полбу и лён — и всё у него получается.


Максиму 16 лет, учится в десятом классе средней школы № 19. «Хорошист», учится без «троек», участвует во всех школьных мероприятиях и городских олимпиадах, в которых занимал первые и вторые места. Любимые предметы — история и география. В семье, кроме него, растет младшая сестренка. Мама Марина Николаевна — методист учебного центра, отец Владимир Михайлович осваивает Север. Максим отрастил небольшую бородку и чуб — настоящему казаку без этого нельзя. У него много друзей, с которыми связывают общие увлечения, например, казачество. В казачьи кадеты его приняли без проблем.

— Год назад мой дядя Владислав Привалов пригласил меня в ансамбль «Казачье раздолье», он там поет давно, — рассказывает юноша. — А до этого я смотрел их выступления и восхищался. Казачья культура — огромный пласт в истории страны. Казаки — самобытный народ, который никогда не поддавался никакому влиянию извне. В репертуаре ансамбля около сорока песен, в нем выступают очень хорошие, открытые, добрые люди, мы как одна семья. А песни отражают все аспекты жизни: грустные, веселые, а под некоторые плясать хочется. Кроме того, во время выступлений я демонстрирую фланкировку (искусство владения казачьей шашкой). На тренировки у меня ушло месяца три. Есть там сложный элемент, который я долго пытался сделать — когда шашка проходит за спиной и выходит спереди, защищая спину и ноги. Мой прапрадед был казаком, его раскулачили, отняли дом, скотину. Слава Богу, не расстреляли, не сослали в Сибирь, но насильно заставили вступить в колхоз. Я давно занимаюсь изучением своей родословной, мне это нравится, составил генеалогическое древо до 1723 года. Среди моих предков были представители разных народов: русские, поморы, немцы, болгары. Узнавал многое от родственников, в частности, у бабушки, которая живет в Скворчихе, ездил в Краснодарский архив, ходил на кладбище, сверял имена, годы жизни. Написал исследовательскую работу «История моего рода», выступал с ней в центре туризма и педагогическом колледже, занял по городу первое место.
Дома у него можно увидеть предметы старины — посуду: резные ложки, братину, глиняные кувшины, тарелки, а деревянные орел и лань достались от прадеда. День у десятиклассника очень насыщенный. После учебы в школе в понедельник вечером он в казачьем ансамбле, во вторник ходит на тренировки в молодежный центр «Ровесник», где осваивает рукопашный бой, в пятницу занимается с ребятами из кадетской школы, рассказывает историю казачества.

— Деревянную посуду я изготавливаю сам, — делится Максим. — Для этого использую специальные стамески, ложкорез, клюкарзу (прогнутая стамеска). Вырезаю уже года полтора. Деревянная посуда обладает положительной энергетикой, из нее приятно есть и пить. Есть задумка изготовить историческую посуду. Как я научился? В первый раз может не получиться, главное — терпение, последовательность. Ручные инструменты купил в Уфе, там есть специализированный магазин.
Свои задумки Максим осуществляет в деревне Скворчиха Ишимбайского района, которая для него значит многое. Сюда он приезжает на выходные, каникулы, привозит своих друзей. Здесь развивается его творческий потенциал, тут жили его бабушки и дедушки со стороны отца и матери, живут родственники. В деревне отец построил просторный дом, а второй — небольшой бревенчатый — Максим построил для себя сам по старинной технологии. Сруб проложили паклей, полы и потолки деревянные, двери и ставни украсили резьбой. Домик поставили всего за две недели — помогали друзья. Он размером 4,5 на 4,5 метра — так строили древние русичи, таков был размер жилища. Мебель изготовил тоже сам: стол из дуба, лавки из сосны, кровать из березы.

— Многие ремесла умирают, хочется их возродить, — продолжает юноша. — Например, изготавливать деревянную посуду, гончарные изделия из глины по старинным технологиям. Сначала в ручье выкапываю глину, размачиваю, леплю изделие. Есть несколько способов: гончарный круг, жгутовой, когда стенки изделия наращиваешь за счет жгутов из глины, вытяжной способ, когда из куска глины вытягиваешь изделие. Я пользуюсь жгутовым. После этого готовое изделие обкладываю дровами, поджигаю их, и после пятичасового горения оно становится крепким, не мокнет в воде. Гоню деготь, которым можно смазывать колеса телеги, обрабатывать дерево, чтобы не гнило, склеивать края раны — он антибактериальный.

Изготавливаю из бересты: в железную коробку с отверстием снизу, где находится резервуар для сбора, плотно укладываю бересту, закрываю крышкой, обкладываю дровами и поджигаю часа на три. Я реконструировал старинную телегу, которая была у древних славян, пользовался для этого археологическими сайтами в Интернете, энциклопедиями. Обрабатываю металл с помощью горна, делаю наконечники для стрел, браслеты, обереги.

Кроме всего перечисленного, Максим занимается пчеловодством. Пример для подражания дал дядя, года три назад он подарил племяннику рой пчел и сейчас у него уже шесть ульев, покупатели хвалят его мед. А в основном Максим все делает для души: выращивает культуры древних славян: гречку, полбу (предок пшеницы и ржи, ей великий поэт Александр Пушкин «кормил» своего сказочного Балду), семена выписал из Алтая, сеет лен, любуется его цветами, потом изготавливает из него паклю. Жнет культуры серпами, молотит цепами, как в старину. Держит кур, уток. А этим летом в Скворчихе провел праздник Ивана Купалы, на который приехали и гости из Салавата, в том числе и из музея «Русская изба». Зажгли костры, прыгали через огонь, водили хороводы. Вся деревня была в восторге.


Максим организовал выставки исторических реконструкций в школе, его экспозиция демонстрировалась в этом году на празднике «Ночь музеев». Там была представлена история славян через предметы быта, одежды, оружие, орудия труда. Кстати, одежду он шьет сам, вручную. А материал для нее либо покупает, либо сам изготавливает. Для этого летом собрал по историческим образцам станок для ткачества.


Готовит Максим и еду по старинным рецептам: кашу в горшках, гречку с крапивой и грибами, хлеб на хмелю, который печет в печи, парит репу. Делать закваску из хмеля научила бабушка.


Друзья говорят: «Он увлекается историей так, что чуть ли не сам в ней живет». Его зодиакальный знак — Рыбы. А представители этого знака чрезвычайно талантливы. В Рыбах объединились любовь к природе, свойственная знакам Земли, и яркая индивидуальность, свойственная знакам Огня.

— У многих молодых людей отсутствует цель в жизни, — делится он. — Они прожигают свою жизнь, делая ее однообразной, неинтересной и скучной.
— Каковы твои планы на ближайшее будущее?

— Освоить новые ремесла, завершить строительство подворья, путешествовать по миру, узнать обычаи разных народов. А после школы поступить на исторический факультет в Москве.


Когда встретился с Максимом Суверневым, выслушал его, моему удивлению не было предела. Не умудренный опытом старик, а шестнадцатилетний юноша занимается такими полезными и интересными делами, что хватило бы на пятерых. Хочется пожелать дальнейших успехов вундеркинду, пусть сбудутся все его мечты.