Трамватолог, мануальный терапевт и… остеопат
«Подруга из Уфы рассказала о том, что какой-то особенный врач — остеопат помог ей с головными болями. Я впервые услышала про такого врача, а потому пишу вам. Развейте сомнения, остеопат — это врач? Какова его специализация, и есть ли они в нашем городе?» Это письмо читательницы стало причиной появления в редакции особенного гостя — Михаила Пустарнакова.
— Михаил, ваша фамилия говорит о том, что вы…
— Врач в третьем поколении.
— Вы представитель известной в городе медицинской династии. Вас, наверное, уже с детства настраивали, готовили к тому, что вы будете врачом?
— Все произошло само собой, это как бы подразумевалось, потому что вокруг были врачи: бабушка, дедушка, родители.
— Но вы выбрали новую для вашей семьи специализацию и стали остеопатом.
— Это не совсем так. Начнем с того, что я — травматолог, как и отец. Мы работали вместе, в одном отделении. Где-то в 90-х он начал заниматься мануальной терапией, которая, если можно так сказать, — небольшая часть остеопатии. Естественно, я тоже прошел учебу по мануальной терапии, а сейчас занимаюсь остеопатией.
— Остеопатия — не знаю, как для страны, но для нашего города точно — новое и непонятное явление…
— В Россию остеопатия пришла в 1988 году с приезда выдающегося остеопата из Америки Виолы Фрайман. Наши увидели эффективность, зацепились. Была сформирована первая группа, которая прошла обучение, если не ошибаюсь, во Франции, в ее составе был Дмитрий Мохов, который сейчас является главным внештатным специалистом по остеопатии Минздрава РФ. С того времени остеопатия прошла долгий пусть: были школы, но как часть официальной медицины она не рассматривалась. Лишь в 2012 году, благодаря Мохову, остеопатия стала официальной медицинской специальностью: утверждены стандарты обучения, приемы, проделана колоссальная работа. Сегодня остеопаты получают такие же сертификаты, как все остальные узкие специалисты. Есть одно но: остеопаты учатся гораздо дольше.
— Смотрите: если врачу любой другой узкой специализации, чтобы получить сертификат, имея базовую специальность, требуется 500 часов или 3 месяца для изучения базового курса, например, мануальной терапии, то в остеопатии — это 4 года обучения, 4 000 часов. Я сейчас обучаюсь на 4-м курсе. Многое могу, но сертификат пока не получил. Обучение проходит в Уфе, но преподаватели приезжают в основном из Санкт-Петербурга, из Института остеопатии под руководством Дмитрия Мохова. Интенсивные занятия с утра до вечера в течение 5 дней ежемесячно, каждые полгода — экзамены. Обычно от 20 до 30 процентов с первого раза не сдают.
— Судя по письму, которое мы получили от нашей читательницы, многие даже не слышали про остеопатов, а те, кто слышал, относят врачей этой специализации к экстрасенсам, магам, костоправам… Почему?
— Так считают не только люди, далекие от медицины. Многие доктора даже не знают об остеопатии. В Салавате нас мало: я, мой отец, завневрологией Спиридонов — студенты 4 курса Института остеопатии (СПб). С 2009 года обучается Зиньков. Слышал про еще двух остеопатов. Подробностей не знаю.
— Что же это такое — остеопатия?
— Официальное определение Ассоциации остеопатов звучит так: это целостная мануальная медицинская система диагностики, профилактики, лечения соматических дисфункций, которые могут привести к нарушению здоровья человека, и восстановление путем пробуждения естественных сил организма к самокоррекции. Есть еще одно определение: остеопатия — это прикладная физиология. Просто остеопатия имеет столько методов, техник, направлений, что очень сложно дать ей полное определение.
— С чем вы работаете в организме? Позвоночник? Кости? Мышцы?
— Со всем организмом работаем, включая техники воздействия на эмоциональную сферу. Сам термин вводит в заблуждение: «остео» — кость и «патия» — путь. Название в конце XIX — начале XX века дал основатель — американец Эндрю Стилл. На мой взгляд, не самый удачный термин…
— Обыватели считают, что придут к вам — вы вправите кости, и всё будет хорошо…
— Такое есть, но это лишь один из методов. Не всегда дело в костях: кости реагируют вторично. В остеопатии есть термин — соматическая дисфункция организма. Мы определяем ее, воздействуем разными методами и восстанавливаем нормальное функционирование систем организма.
— С какой проблемой к вам могут прийти пациенты?
— С самыми разными. Болевые симптомы, когда что-то болит, а почему — никто сказать не может. Далее — пойдем сверху: головокружение, панические атаки, вегетососудистая дистония.
— Слышала, что такого заболевания нет.
— Да, его пишут врачи, когда что-то надо написать, а они не знают причину болезни. А причины головных болей, в том числе, могут быть в дисфункции костей черепа или твердой мозговой оболочки, которые, в свою очередь, могут быть вызваны старой травмой или дисфункциями других органов или отделов опорно-двигательного аппарата, в костях черепа. В моей практике были случаи, когда многолетние головные боли, атаки проходили с первого сеанса.
— Есть возрастные рамки у ваших пациентов?
— Возраст пациента не играет роли — помочь можно всем. От диагноза и возраста зависит количество сеансов. Чем раньше проблема выявлена, тем быстрее она будет устранена. У детей все гораздо быстрее. Имеют, конечно, значение и сопутствующие заболевания, состояние тела пациента — легко работать со спортсменами.
— Может ли после сеанса стать хуже?
— Да, это возможно. При неправильной диагностике, и, соответственно, неправильной коррекции, при слишком грубом воздействии. К сожалению, такие случаи иногда бывают, как и в любой другой медицинской специальности.
— Получается, что остеопатия может вызвать серьёзные проблемы, если проводить лечение будет неспециалист.
— В Салавате остеопатия еще не столь известна, а вот в крупных городах она уже популярна. И там можно столкнуться с самозванцами, которые, не имея медицинского образования и проучившись на каких-то курсах, становятся «остеопатами» и, вооружившись тремя базовыми техниками, открывают свои кабинеты.
— Читала, что в Америке остеопатия давно занимает лидирующие позиции. Более того, в роддомах работают остеопаты для того, чтобы сразу оказать младенцу необходимую помощь. Потому что очень часто дисфункции, которые возникли в организме и малыша, и мамы после родов, могут обернуться впоследствии серьёзными проблемами.
— Такое есть в Санкт-Петербурге, там сейчас центр остеопатии нашей страны. Они сразу смотрят и исправляют
— Приходят сомневающиеся?
— Бывают те, кто опасается. В основном это пациенты, уже побывавшие у костоправов, которые работают через боль. Им кажется, что это что-то родственное. Но это только со стороны похоже. На самом деле в остеопатии есть трастовые техники — это быстрое и очень короткое воздействие, которое происходит в нужном конкретном месте. Это не страшно и не больно.
— Рекомендуете ли вы дополнительно лекарственную терапию?
— Если я вижу, что эффект можно усилить инъекциями и лекарствами, то, конечно, рекомендую, но не часто.
— Существуют рекомендации по посещению врачей: к стоматологу — раз в полгода, к окулисту — раз в год. Как часто стоит посещать остеопата?
— В основном приходят те, у кого есть проблемы со здоровьем. После завершения основного блока лечения рекомендую прийти через полгода. Если пациента ничего не беспокоит, можно посетить остеопата раз в год. Дело в том, что в организме дисфункции легко появляются, и так же легко организм восстанавливается. Если бы этого не происходило, мы бы ходили больные. Но бывает, что организм самостоятельно не справляется, и проблема остается. Человек может ее не ощущать первое время или, наоборот, свыкнуться с головными болями, головокружениями. Остеопат поможет определить и устранить проблему.
— Почему педиатры, терапевты в нашем городе не рекомендуют консультацию остеопата?
— Не знают. Не верят. Направляют те, кто сам побывал на приеме у остеопата. На конференциях доклады многочисленные, работа по популяризации идет, но, конечно, это не за один год происходит.
— Может ли человек создать дисфункции в собственном организме? Какие советы дадите, чтобы избежать этого?
— Самое негативное влияние оказывает малоподвижный образ жизни. Главное — двигаться. Я практически всех пациентов отправляю на занятия спортом: плавание, танцы, тренажеры, фитнес — кому что больше нравится. Бывают нюансы по видам спорта. У нас традиционно принято: что-то нашли — никаких нагрузок. Я считаю, если делать правильно и в нужной дозировке, то хуже не будет. Большинство моих пациентов ведут сидячий образ жизни. Обратите внимание на то, как вы сидите за компьютером. Руки должны лежать на столе, если они будут свисать, начнет страдать грудной отдел. Монитор — его середина должна быть на уровне глаз. Стандартные подставки такой высоты не дают, нужно самому это сделать.
— Знаю, что вы бесплатно помогаете детям с ограниченными возможностями здоровья.
— Да. Если есть свободное время, почему не помочь тем, кому могу. Ко мне приходят дети с тяжелыми формами ДЦП. Я никому не обещаю, что они полностью восстановятся. Но думаю, что их речь станет лучше, будут лучше ходить. Многие из них травмы получили во время родов. Если бы остеопат находился в этот момент рядом, то часть проблем можно было решить сразу и без последствий. Должен заметить, что мамы с опаской приводят детей: боятся, что мы что-то свернем, сломаем, но это лишь заблуждения.
— Вам нравится то, чем вы занимаетесь?
— Видите ли вы больных среди обычных людей на улице, в магазине?
— Есть такая профессиональная деформация: непроизвольно обращаешь внимание на проблемы у людей, видишь их. Понимаешь, что можешь им помочь.