«Собор русских»: проблемы, требующие решения
РУССКИЙ ЯЗЫК — ЯЗЫК МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
На конференции регионального общественного отделения «Собор русских Башкортостана» были обозначены проблемы, возникающие в процессе преподавания русского языка и литературы в городе, и предложены возможные пути решения.
Перед собором стоят задачи, направленные на сохранение и изучение исторического наследия русского народа, дальнейшее развитие самобытной культуры и традиций, взаимодействие и взаимообогащение русской культуры с культурами других народов, населяющих нашу республику.
— К наиболее ярким и значимым акциям, проводившимся в 2017 году, можно отнести активное участие жителей нашего города в «Тотальном диктанте». Учебно-методический центр под руководством Марины Вишевой ежегодно проводит этот диктант с 2014 года. Если в первый год среди участников преобладали учителя русского языка и литературы, то уже на втором диктанте мы увидели все слои населения нашего города: ученики со своими родителями, пенсионеры, работники организаций, юристы, рабочие и многие другие, — сообщил председатель Салаватского отделения «Собора русских Башкортостана» Сергей Богданов.
В Салавате проживает более 60 народностей, среди них по национальному исчислению: русские (85 309 чел.) — 54,9%; татары (32 321 чел.) — 20,8%; башкиры (27 970 чел.) — 18%; чуваши (3 263 чел.) — 2,1%; украинцы (2 331 чел.) — 1,5%.
— Русский язык, как государственный язык Российской Федерации, является стержнем, вокруг которого формируется российская идентичность. 9 апреля 2016 года была утверждена концепция преподавания русского языка и литературы Российской Федерации, целью которой является обеспечение высокого качества изучения и преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами российского общества, — подчеркнула в своем выступлении Надежда Ситникова, учитель русского языка и литературы. — Изучение русского языка и литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, приобщения к отечественной и зарубежной культуре, сохранения и развития национальных традиций и исторической преемственности поколений.
Проблема в том, что современные школьники не хотят читать и далеки от понимания текста. Есть проблемы и в содержательной части программы. Участники конференции отметили снижение мотивации детей к чтению, изменение свойств и условий существования текстов, с которыми имеют дело дети и подростки. Школьники часто переходят от одной информации к другой, им приходится быстро ею овладевать. Каковы же решения? Использовать различные средства повышения мотивации обучающихся к чтению, организовать участие школьников в творческих конкурсах и олимпиадах, применять различные приемы и формы популяризации русского языка и литературы, развивать учительские компетенции, повышая квалификацию учителей.
— В России — многонациональном государстве — русский язык является языком межнационального общения, культуры, образования и науки. Владение этим языком, в том числе и языковыми средствами, обеспечивающими коммуникацию образовательной деятельности, является конкурентным преимуществом гражданина при получении как высшего образования, так и при построении своей профессиональной траектории, — подытожила Надежда Ситникова.
Валентина Кучина, заслуженный краевед РБ, обратила внимание на одно из направлений краеведческой работы — этнографию. Ею в 2016 году была разработана программа «Родники», которая способствует развитию интереса детей к материальной и духовной культуре русского народа. Конечно, ученики лучше понимают, для чего создавались те или иные орудия труда, вышивки, домашняя утварь, когда они находятся в окружении таких предметов. Для этого особое пространство — мини-музей «Русская изба» — создано в библиотеке № 10. Также Валентина Кучина отметила, что прививать любовь к своим корням необходимо через старшее поколение:
— Сегодня наблюдается снижение социокультурной активности населения: утрата молодежью идеалов и норм поведения, преобладание пассивной жизненной позиции. В связи с этим все большее значение приобретает проблема приобщения населения и, в первую очередь, детей к культурным и историческим корням народа, к народной культуре. Так сложилось, что Башкортостан является не только центром границ двух частей света, но и центром великих передвижений различных племен и народов. Наблюдается культурное и этническое взаимодействие разных народов, тем не менее, необходимо, чтобы каждый народ сохранил свою самобытную культуру, — сказала Валентина Кучина.