Все новости
Наследие
17 Апреля 2018, 13:02

Крепкому дереву и ветер не страшен

В детском саду № 53 прошёл традиционный ежегодный праздник «Шежере байрам»

В детском саду № 53 прошёл традиционный ежегодный праздник «Шежере байрам», уже ставший визитной карточной этого дошкольного учреждения.



Я — ветка в кроне рода моего.

Веками наше связано родство.

И кто меня безродным назовёт,

Когда вокруг мой край и мой народ?


Равиль Бикбаев.



Справка

Ещё в древности у многих народов сложился обычай устной передачи, а позже и письменной фиксации родов и племён. Башкирские шежере — своеобразные письменные памятники, относящиеся к ХVI-XIX векам. В них башкиры вносили имена предводителей своих родов, включали сведения об исторических событиях, жизни и быте народа. Первоначально сведения о наиболее авторитетных старейшинах и значительных событиях из жизни рода хранилась в памяти людей и передавалась устно из поколения в поколение. Позднее, с распространением письменности среди башкир, шежере получили письменное оформление.


Родословные составляются для того, чтобы сохранить историю своего рода, семьи. Шежере — арабское слово, означает «дерево» — произведение, дополняемое и расширяющееся. Подобно дереву, оно отпускает все новые и новые ростки и ветки. Корни — это наше прошлое, ствол — настоящее, ветки — это

будущее. За несколько поколений шежере дополняются один — два раза, однако начальные части сохраняются в первозданном виде. Внесение изменений в то, что написано предками и аксакалами, считалось недопустимым.


— У башкирских шежере есть особенности. Во-первых, вносились только мужские имена; во-вторых, своих предков нужно знать до седьмого колена; в-третьих, они содержат сведения об истории, о быте, нравах народа и богаты фольклорным материалом. Появились первые шежере в XII-XIII веках, но, к сожалению, они не сохранились. Самым древним по времени записи является шежере племени Юрматы, записанное в 1564 году, — рассказывает музыкальный руководитель детского сада № 53 Аида Хабибуллина.


Активное участие в большом празднике шежере приняли семьи из каждой возрастной группы: младшая группа (воспитатель Г.Г. Ибатуллина) — семья Ишемгуловых, средняя группа (воспитатель Р.Х. Бураканова) — семья Азнаевых; старшая группа (воспитатель Р.С. Суяргулова) — семья Яхиных; подготовительная группа (воспитатель Г.И. Хужахметова) — семья Хисаметдиновых.


Сначала семьи показали свои визитки, потом следовал подробный рассказ о гербе, который участники готовили заранее. Следующий конкурс — представление шежере. Завершил праздник творческий этап. Яхины исполнили дуэтом песню на башкирском и русском языках «Туган як», к исполнению почти сразу присоединился весь зал. Семья Ишемгуловых выступила полным составом: дочка Назгуль (3 года) пела песню «Элилэу», папа — Айнур Ишемгулов показал прекрасное владение кураем, исполнив попурри из разных башкирских песен.


Праздник шел на двух языках — его вела воспитатель по башкирскому языку Р.А. Хайбуллина. Украшением праздника стали концертные номера воспитанников старшей и подготовительной групп. Прозвучали песни «Семья» (на башкирском языке) и «Атайым» (на башкирском языке) в исполнении Ангелины Хамзиной.
Читайте нас в