Все новости
Личное измерение
11 Апреля 2019, 19:39

Кино живёт повсюду

Уже третий месяц в Центре детского (юношеского) технического творчества Салавата увлекает школьников своими необычными возможностями кружок «Киностудия и актёрское мастерство». Там дети учатся не только сниматься в кино, но и пробуют себя в роли режиссёров, овладевают навыками работы с камерой, учатся выставлять свет, работать гримёрами, использовать реквизит и многому другому, связанному с жизнью кино.



Руководит процессом талантливый педагог дополнительного образования и сценарист Лариса Кузнецова. Приходит помогать ей в творческом процессе супруг — режиссер и сценарист Рашит Хабиров.


В больших городах, конечно же, есть такие кружки, но, как правило, занятия в них стоят немалых денег. Для нашего города это новое, свежее направление. Кроме того, важно, что здесь ребята занимаются бесплатно.

— Мы учимся всему на практике, — рассказывает Лариса Кузнецова. — Несмотря на то, что кружок работает всего два месяца, и у нас опыт небольшой, уже сняли один социальный ролик — по правилам пользования газом. Его показывали не только в объединениях нашего центра, но и в некоторых школах. Считаю его достойной работой. Второй пробой для ребят стало интервью с ветераном войны Николаем Павловичем Зебровым (о нем газета «Выбор» писала в № 13 от 29 марта)

Сейчас кружок активно занимается подготовкой короткометражного тизера для конкурса по произведениям Александра Пушкина. По словам педагога, это будет загадка, потому что по условиям конкурса, для которого готовится эта работа, участники не должны называть произведение, по которому снят фильм, но должны намекнуть на него.
Когда я общалась с воспитанниками «Киностудии и актерского мастерства» и видела их живые лица, горящие глаза, то понимала, что работа предстоит очень интересная и увлекательная. Ребята и педагог буквально дышат этим. Они безумно влюблены в кино и хотят творить, расти и развиваться в своей сфере, показать: кино существует не только в больших городах — оно живет повсюду. Оно есть и у нас, в регионах, и мы тоже умеем снимать достойные ленты для участия в крупных конкурсах и фестивалях.

— Наша работа над проектами — это полный, законченный цикл работы над фильмом, — объясняет педагог. — Ребята действительно могут найти себя, найти то, что именно им подходит, попробовать себя в каких-то новых ролях.

Амбиции у членов кружка немалые, и уже великое множество творческих планов. К примеру, сейчас Лариса Кузнецова планирует новый фестивальный проект — короткометражный фильм «Мертвый солдат». Главную роль в нем сыграет один из воспитанников — Владимир Капсяев.


— Я считаю, что это станет очень интересным и полезным опытом для школьника, — делится педагог. — Ведь это будет уже настоящая профессиональная работа, и, учитывая то, что кинематограф у нас в городе еще не очень развит, настоящая удача для парня — попробовать себя в этой роли.


Подробнее о проекте нам рассказал Рашит Хабиров:

— Фильм «Мертвый солдат»— это своеобразный отголосок войны. Участвуют в нем всего два героя. Один — мальчик из кружка, второй герой — его дедушка. Кастинг на поиск этого актера уже завершен, проведены первые репетиции, режиссер доволен игрой. Несмотря на то, что актер выбран непрофессиональный, он очень хорошо подошел по фактуре, содержанию образа.

А теперь о сценарии и главной задумке. Действие разворачивается у костра, где сидят, греются и разговаривают между собой дед с внуком. Дедушка делится с парнем историей о том, как он воевал в партизанском отряде. Так случилось, что почти весь отряд погиб, и мальчику, которым был дед во время войны, пришлось с обрусевшим немцем закончить партизанскую операцию. Нужно было пустить под откос поезд, который вез немецкие эшелоны. Немцы хотели истребить наши отступающие войска. Этот мальчик справился с поставленной задачей и остался единственным выжившим из всего отряда.

— Но суть даже не в этом. Фильм про то, что дед рассказывает мальчику свою историю, а сам пытается понять, что это за поколение выросло? Чем оно живет? — объясняет режиссер. — Суть в том, что люди бывают разные. В отряде были и немцы, и поляки, и все они воевали с фашистами. Эти люди не жалели своих жизней. Они боролись и погибли, хотя не обязаны были воевать, ведь, по сценарию, это была не армия. Война показала в очередной раз, что народ нашей страны на национальности не очень-то жестко делится. Это очень сильный народ, многонациональный, но когда приходит беда и наступает проблема выбора, то мы — самый сильный и единый народ.


— Очень интересный проект, и то, что он касается войны — еще один повод рассказать молодому поколению не только про тяготы сражений, но и про людей, которые ковали Победу, — говорит Лариса Кузнецова. — Они были простыми мальчишками, но война их вынудила стать героями. Именно в этих сложных ситуациях проявляется сила русского характера, выдержки. Я думаю, что это будет очень любопытно.
Стоит упомянуть и еще об одном увлекательном проекте, задуманным авторами. В мае в кружке начнутся съемки детского приключенческого полнометражного фильма «Алина-столица и ее команда».


Режиссер рассказал нам о том, что эта история напоминает ему книгу «Тимур и его команда» Аркадия Гайдара. Она в детстве так запала ему в душу, что сейчас появилось желание написать приключенческую историю.


Действие разворачивается в деревне, в российской глубинке. Туда приезжает девчонка из столицы, настоящая воображуля, поэтому местные ее дразнят Алина-столица (ее играет Ульяна Манетова). Ребята вместе с ней забираются в старую заброшенную библиотеку и находят там среди книг карту. По отметкам на карте дети понимают, что в лесу что-то спрятано. А там, среди деревьев, есть развалины замка. Все думают, что в замке зарыт клад. Однажды, пользуясь тем, что родители разъехались, ребята на велосипедах едут в замок. Начинаются настоящие приключения. Сначала кто-то крадет у них велосипеды. Потом их пытаются отравить. Кому-то явно не понравилось, что дети сюда пришли. Они думают, что это леший, ведь, по слухам, в лесу водится нечистая сила. На долю ребят выпадает множество испытаний, но взаимная поддержка и крепкая дружба спасают их. Клад в итоге найден, он оказался не ящиком с сокровищами, а тайником, который сделали партизаны, проводившие операции в этом лесу во время Великой Отечественной войны. Дети находят много интересных материалов и исторических артефактов и устраивают в своей деревне небольшой музей.


Съемки будут проходить отрывками и планируются до ноября. Фильм выйдет в свет либо к концу осени, либо к следующей весне.

— Учитывая то, что мы снимаем без бюджета, на голом энтузиазме, времени на работу потребуется очень много, — поясняет Рашит Хабиров. — Это будет фестивальный фильм. Что касается фестивалей, то меня интересует уровень, как минимум, Московского международного кинофестиваля. Главная цель — «Кинотавр».


— В этом фильме много детских ролей, и нам нужны разные образы. Принимаем ребят и помладше, и постарше. Вообще, у нас в кружке участвуют дети с 11 до 15-16 лет, — говорит Лариса Кузнецова. — Но мы еще формируемся и готовы принять новых детей. Очень востребованы мужские роли, но и девочек мы тоже рады видеть.
Сценарии к фильмам Рашит Хабиров и Лариса Кузнецова пишут вместе, в соавторстве. Признаются, что это непросто, ведь у каждого автора свои амбиции, каждый хочет «закрутить» историю по-своему, но в совместной работе есть и свои плюсы, ведь «лицом к лицу лица не увидать». Когда человек смотрит со стороны, он находит в сценарии слабые места, относится более критично.


По сценариям супругов (помимо их работы в кружке) снято уже четыре короткометражных фильма. Их первый фильм, концептуальный арт-триллер «Седьмой грех», получил главный приз — Платиновую каплю и диплом в номинации «Надежда на спасение» — как лучший короткометражный триллер на шестом Российском международном кинофестивале остросюжетного кино и хоррор-фильмов «Капля», который состоялся в Москве в 2016 году. Фильм снят в Москве в дистанционном сорежиссерстве Рашита Хабирова с Иваном Качалиным.


Сейчас режиссер принял решение снимать один, чтобы точнее передать свое видение материала, свои взгляды. На данный момент работает над полнометражным фильмом «Сан-Франциско на ветру». Многие очень удивляются, когда узнают, что съемки картины пройдут в Салавате, но, как объяснил Рашит, ему поможет технология «Хромакей» — зеленая циклорама. 28 квадратных метров хромакея будет использовано, после чего зеленый фон вырежут с помощью компьютера и вставят нужное изображение.

— Сейчас я больше планирую заниматься собственной киностудией, а Лариса все силы вложит в кружок, — подытожил режиссер. — У нее хорошо получается. Я вижу в ней дар к построению кадра. Я раньше много занимался фотографией, и когда смотрю ее работы, то сразу замечаю, что у нее получаются такие живые сцены, что даже завидно становится!

Фото Павла Бизикина


Читайте нас в