Все новости
Городская среда
5 Ноября 2018, 13:00

Работа в штатном режиме

"Башавтотранс" в Салавате
Государственное предприятие «Башавтотранс» является крупнейшим транспортным комплексом Республики Башкортостан. Но и на крупном предприятии могут быть огромные проблемы: убытки выросли в 2,5 раза всего за семь месяцев. Города попросту теряют свои автовокзалы, распродаётся имущество, а автобусы находятся в ужасном состоянии. Так, например, в соседнем Мелеузе автовокзал обтянут проволокой: здание начало разрушаться ещё пять лет назад из-за протекающей крыши. В Ишимбае ГУП «Башавтотранс» проиграло конкурсные процедуры из-за износа и постоянных поломок автомобилей. Врио главы Республики Башкортостан Радий Хабиров резко раскритиковал ситуацию на рынке пассажирских перевозок, объявив о борьбе с нелегальными автоперевозчиками. Какова же ситуация с перевозками в Салавате?


НЕЛЕГАЛОВ НЕТ

Как сообщил первый заместитель главы администрации города Данир Зубаиров, с 1 января 2017 года такое явление, как «нелегальный перевозчик», в Салавате полностью отсутствует. Все муниципальные городские маршруты имеют своего перевозчика, который отвечает за качественное предоставление услуг в рамках заключенного контракта.

Система выстроена. Как это про­исходило?

— С 1 января 2016 года все рейсы в Салавате выполняли автобусы «Башавтотранса»: руководство филиала посчитало нужным участвовать во всех конкурсных процедурах. В итоге договоры с госперевозчиком были заключены на все городские маршруты. А дальше начались проблемы: автобусов не хватало, нарушения графика движения стали регулярными. Тогда администрация города выставила госперевозчику претензию о нарушении графика. ГУП «Башавтотранс» предприняло попытку стабилизировать ситуацию и командировало в Салават водителей из других филиалов предприятия, рассматривали и вариант снижения цен до 10 рублей, но в итоге это привело к тому, что салаватский филиал «Башавтотранс» начал работать себе в убыток. Именно тогда руководство обратилось в администрацию города для расторжения договоров на 35, 36, 38 и 39 маршруты. И уже с 1 января 2017 по ним начала работу фирма «Маршрут-Сервис», — выстраивает хронологию события Данир Зубаиров.

Сейчас в Салавате пассажироперевозки осуществляют ГУП «Башавтотранс» и ООО «Маршрут-Сервис», у которого, в свою очередь, заключен договор о сотрудничестве с ООО «Авто Лайн» и ООО «Мондиаль». Все перевозчики осуществляют перевозку пассажиров по фиксированной стоимости в 20 рублей.

— К такому слаженному сотрудничеству мы пришли не сразу. Все происходило постепенно, в ходе долгих переговоров. Хорошо, что взаимопонимание было найдено, и в городе сложилась система в соответствии с действующим законодательством, — говорит Данир Зубаиров.

До 2020 года администрацией города заключен договор со СПАТП — филиалом ГУП «Башавтотранс», до конца 2021 года — с ООО «Маршрут-Сервис».


40 МИНУТ НА ОСТАНОВКЕ — В ПРОШЛОМ

Было время, когда салаватцы могли провести на остановке в ожидании автобуса до 40 минут, но это осталось в прошлом. На данный момент у «Башавтотранса» три маршрута по городу: 31, 33 и 37. Из-за нехватки автобусов происходят нарушения выхода на линию 33 маршрута и незначительные — на 31 маршруте. Эту брешь заполняют частные перевозчики. Жалоб на плохое состояние автобусов или поведение водителей практически не бывает.

— Мы изначально просили пассажиров указывать в обращении номер автобуса, чтобы могли понять, о каком перевозчике идет речь. Ему мы и переадресовываем поступивший сигнал. Автобусы выходят на линию согласно утвержденному маршруту, поэтому ситуация, которая творилась в Уфе и Стерлитамаке, к Салавату абсолютно никакого отношения не имеет. Мы работаем в штатном режиме, — поясняет Данир Зубаиров.

Стоит отметить еще один важный момент: сезонные маршруты в этом году были проведены без срывов и практически без жалоб. В период с 28 апреля по 14 октября зафиксировано всего 4 обращения. Это очень маленькая цифра, с учетом количества рейсов, выполненных за это время по садовым обществам.


ПРОБЛЕМА ЕСТЬ

Нельзя сказать, что все проблемы решены — они, несомненно, есть. По салаватскому пассажирскому автотранспортному предприятию «Башавтотранс» — недостаточное количество автобусов, износ парка порядка 73%. Это большая цифра, говорящая о том, что ресурс транспортных средств близок к критическому, поэтому обновление парка необходимо.

— ГУП «Башавтотранс» уже закупило «Нефазы» и «Мерседесы» для всего региона, их поставка планируется в четвертом квартале 2018 года. Надеемся, что совсем скоро в нашем городе начнут работу на маршрутах новые автобусы, — заверила заместитель директора СПАТП ГУП «Башавтотранс» Людмила Анисимова.

Актуальна данная проблема и для ООО «Маршрут-Сервис»: износ автобусов этой транспортной компании достигает 54%. В будущем ей предстоит решить еще один вопрос:

— На встрече с руководителем ООО «Маршрут-Сервис» мы попросили привести машины к единому стилю оформления и разработать для водителей униформу. Это будет правильно, — планирует Данир Зубаиров.

Кондукторы и билеты

Кому и как платить за проезд? Тема, как оказалось, тоже спорная. ФЗ № 220 не прописывает наличие кондуктора в салоне, поэтому деньги может собирать водитель, но насколько это безопасно, функционально? Всегда ли водитель выдает билет пассажиру? С этой задачей могут справиться специальные терминалы. Проблема в том, что рентабельны они лишь на автобусах большой вместимости — на «Газель» их не поставишь.

— Мы прописали в конкурсных процедурах обязательное наличие кондуктора в машине, ссылаясь на один из пунктов ФЗ № 220, где указано, что муниципалитет как организатор перевозок имеет право выставлять дополнительные условия. Но, к сожалению, это решение было оспорено в суде, прокуратура признала, что это ограничение конкуренции, — пояснил Данир Зубаиров.

Напомним, что билеты в общественном транспорте выполняют несколько задач: контроль за сбором денежных средств по перевозке пассажиров, гарантия качества предоставляемых пассажиру услуг, а при необходимости — неоспоримое доказательство. Потребовать билет — обязанность пассажира.


ПРЯМАЯ РЕЧЬ


Людмила Анисимова, заместитель директора СПАТП ГУП «Башавтотранс» по эксплуатации:

— Смена руководства предприятия никак не повлияла на работу салаватского филиала, потому что не стояло тех проблем, которые требовали немедленного решения в других городах. В Стерлитамаке, например, периодически происходят забастовки. В Уфе надзорные органы также убрали нелегальных перевозчиков, которые создают аварийную обстановку.

На данный момент мы обслуживаем все категории граждан, при этом предоставляем несколько вариантов оплаты: по наличному расчету, по транспортным картам и по единому социальному билету, тогда как частные перевозчики принимают оплату лишь наличными.

Кроме того, наш филиал обслуживает не только город и садовые маршруты, но и спецмаршруты на ООО «Газпром нефтехим Салават», в пригородные зоны, в соседние города: Стерлитамак, Ишимбай, Мелеуз, Уфу, Оренбург.

Общее количество подвижного состава салаватского парка — 108 единиц, конечно, есть и неисправные. Но 50-60 автобусов ежедневно выходят на линию.


Фото автора