Все новости
Доступная среда
19 Октября 2018, 15:17

«Абилимпикс»: возможности – неограниченные

В РЕСПУБЛИКЕ СОСТОЯЛСЯ IV РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП НАЦИОНАЛЬНОГО ЧЕМПИОНАТА «АБИЛИМПИКС», ЧАСТЬ КОТОРОГО ПРОШЛА НА БАЗЕ САЛАВАТСКОГО КОЛЛЕДЖА ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


Что такое «Абилимпикс»?

Это международное движение, целью которого является создание системы конкурсов профессионального мастерства среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающее эффективную профессиональную ориентацию и мотивацию к получению профессионального образования, содействие трудоустройству и социокультурной инклюзии в обществе.



Проще говоря, движение «Абилимпикс» помогает людям с инвалидностью и проблемами здоровья почувствовать свою успешность, продемонстрировать обществу достижения в определённой профессиональной области, чтобы потом иметь возможность занять достойное место в социуме и идти по жизни с уверенностью, что в любых обстоятельствах можно добиться профессионального и жизненного успеха.



Впервые соревнования по профессиональному мастерству среди инвалидов прошли в Японии в 1953 году. Впоследствии они стали международными. Теперь проводятся и в России: первый национальный чемпионат «Абилимпикс» прошел в 2015 году. В Республике Башкортостан чемпионат «Абилимпикс» проводится с 2015 года. Салаватский колледж образования и профессиональных технологий сразу же стал не только активным участником, но и организатором мероприятия.

В прошлом году Салаватский колледж образования и профессиональных технологий стал Ресурсным учебно-методическим центром по обучению инвалидов в системе среднего профессионального образования и в рамках организации национального чемпионата участвовал в подготовке конкурсных заданий по таким направлениям, как «Веб-дизайн», «Дизайн персонажей/Анимация», «Туризм» и «Учитель начальных классов», а преподаватели колледжа вошли в состав советов по компетенциям национального чемпионата, который состоится в Москве в ноябре. Более того, колледж, являясь региональным центром развития движения «Абилимпикс», в настоящее время занимается формированием республиканской команды (в нее должны войти 38 человек) и решением основных организационных вопросов (проезд, проживание, трансферы в Москве).

Преподаватели колледжа в настоящий момент проходят отбор экспертов на национальный чемпионат «Абилимпикс», который начался еще в июле. Первым испытанием стало тестирование, в ходе которого необходимо было набрать не менее 90 баллов из 100 возможных.

— С тестированием успешно справились четыре наших специалиста: преподаватель информатики Юлия Байназарова (в прошлом году она была главным экспертом на национальном чемпионате), Дина Табаева (в компетенции «Туризм»), Руслан Гумеров («Веб-дизайн») и Елена Рахимова («Учитель начальных классов»), — рассказывает преподаватель колледжа, руководитель Регионального центра развития движения «Абилимпикс» Наиля Шаяхметова. — Они уже прошли первый этап курсов повышения квалификации и скоро будут участвовать во втором этапе — защите проекта и квалификационном экзамене, по результатам которого получат право быть экспертами на национальном чемпионате.



В октябре этого года в республике состоялся региональный отборочный этап конкурса «Абилимпикс». Решением оргкомитета с прошлого года площадками конкурса выступали три города: Уфа, Стерлитамак и Салават. На базе Салаватского колледжа образования и профессиональных технологий традиционно проводились соревнования по таким компетенциям, как «Учитель начальных классов», «Дизайн персонажей/Анимация», «Веб-дизайн». В этом году круг компетенций расширился: впервые апробированы «Туризм», «Исполнительское мастерство», «Ткачество» и «Робототехника» (в этой компетенции наряду со школьниками впервые участвовали и студенты).

В Уфе было шесть площадок, в Стерлитамаке «Абилимпикс» прошел по двум компетенциям. В текущем году в «Абилимпиксе» участвовали не только школьники и студенты, но и специалисты.

В чем особенности салаватских площадок? В первую очередь, это был практикоориентированный конкурс, то есть основанный исключительно на практических заданиях. На всех площадках участники получали конкурсное задание и выполняли его в течение определенного времени (как правило, не превышающего четырех часов). Например, будущие учителя начальных классов подготавливали фрагмент урока и внеурочного занятия, фрагмент родительского собрания, решали педагогическую задачу. Будущие туроператоры подбирали тур, искали отель для клиентов с определенными условиями (цель поездки, возраст клиента). В компетенции «Веб-дизайн» конкурсанты проектировали сайт, в компетенции «Дизайн персонажа/Анимация» — создавали анимационный персонаж «Человек будущего» (компьютерный рисунок). По адаптивной физкультуре нужно было показать свои результаты ГТО и провести фрагмент занятия по сдаче норм ГТО. Ткачи изготавливали изделие.

В этом году Салават выдал самое большое количество участников — свыше 20 (раньше было 10-12 человек).

— Нам приятно, что у наших студентов — четыре победы: в компетенциях «Дизайн персонажа/Анимация», «Учитель начальных классов», «Робототехника» и «Туризм», а также призовые места в других компетенциях, — рассказывает Наиля Шаяхметова. — Хорошие результаты и у школьников: Ильяс Асылгужин (башкирская гимназия № 25) занял первое место в компетенции «Туризм», Владимир Дорофеев (Республиканский центр дистанционного образования) в этой же компетенции вышел на второе место.

Отрадно, что были представлены участники и в области дополнительного образования. Например, от дворцов детского творчества Сибая, Зилаирского района. Расширяются география, виды и количество образовательных учреждений: в этом году в конкурсе участвовало 39 колледжей республики, 22 образовательные организации (школы) и четыре вуза с двумя филиалами.

Что дает победа в конкурсе «Абилимпикс»? Это важный этап в становлении ребят, уверены организаторы движения.

— Ребята, которые участвовали в конкурсе, создают некий жизненный задел, потому что чувствуют себя успешными, — говорит Наиля Шаяхметова. — Бывшие участники и победители конкурса сегодня работают в школах и детских садах нашего и других городов, в «Транснефти» и «Газпроме». Школьники профориентируются: есть примеры, когда ребята из числа участников «Абилимпикса» поступили учиться в наш колледж. Например, участница конкурса Аня Белова сегодня учится у нас по специальности «Мастер по обработке цифровой информации».


ИННОВАЦИИ


В рамках регионального отборочного этапа конкурса «Абилимпикс» прошли не только соревнования, но и деловые игры, мастер-классы, презентации проектов, круглый стол.

Так, Салаватский колледж образования и профессиональных технологий представил презентацию проекта «Бэби-абилимпикс» для воспитанников детских садов 6-7 лет. Идею организовать и провести его предложили заведующие детскими садами № 33 Ирина Титова и № 18 — Елена Бичерова. Проект был встречен с интересом и одобрением. Присутствовавшая на мероприятии проректор по инклюзивному образованию и методической работе Российского государственного социального университета (Москва) Альбина Бикбулатова положительно оценила данный инновационный проект, в презентации которого участвовали воспитанники детских садов № 18 и 33 по компетенциям «Робототехника», «Художники», «Поварское дело» и «Флористика».

Состоялись презентации двух ресурсных центров Салаватского колледжа образования и профессиональных технологий, Регионального ресурсного центра социально-психолого-педагогической поддержки инвалидов и Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов в системе среднего профессионального образования (салаватский колледж выступает здесь как федеральный центр, то есть работает на весь Приволжский федеральный округ).

Прошел «круглый стол», где обсуждались вопросы дальнейшего трудоустройства инвалидов, расширения сферы социального партнерства в рамках организации производственной практики инвалидов, взаимодействия с работодателями в различных проектах, поддержки работодателями инвалидов на стадии их обучения. В заседании «круглого стола» участвовали представители компаний из Стерлитамака, Уфы, а также центра занятости города Салавата.


ПРЯМАЯ РЕЧЬ


Зулфия Ишембитова, директор Салаватского колледжа образования и профессиональных технологий:

— Наша республика одной из первых среди российских регионов присоединилась к движению «Абилимпикс». Начиная с 2015 года, у нас проводятся региональные отборочные этапы чемпионата «Абилимпикс». За это время количество компетенций на региональном отборочном этапе увеличилось с 5 до 18. Команда республики успешно участвует в национальных чемпионатах, а наши специалисты входят в советы по компетенциям и в экспертные советы России.

Студенты колледжа успешно выступают в соревнованиях. Так, с 2015 по 2017 годы победителями и призерами стали студенты Айдар Идрисов (сейчас — студент БГПУ им. Акмуллы), Артур Алекберов, Алексей Дубовицкий (работает в ООО «Газпром нефтехим Салават»). В национальном чемпионате 2017 года в компетенции «Робототехника» принимал участие ученик школы № 15 Вячеслав Гаврилов. В региональном отборочном этапе участвовали ученики школ №№ 15, 17 и Салаватской коррекционной школы.





ВПЕЧАТЛЕНИЯ И ВОСПОМИНАНИЯ

С большим удовольствием вспоминают региональный конкурс «Абилимпикс» его участники.


Владимир Дорофеев, школьник:

— Я участвовал в компетенции «Туризм». Нужно было выполнить два задания: по журналам подобрать в одном из городов Турции отель для двух клиентов среднего возраста (30-40 лет), презентовать и город, и отель. Второе задание я выполнял с помощью интернет-ресурсов: нужно было найти отель в Таиланде для двух студенток (тихое, спокойное место вдали от людных мест, с оплаченным завтраком, недалеко от моря). Готовясь к защите задания, как будто путешествовал по этим странам. Мне было очень интересно!


— Участие в конкурсе стало значимым событием для моего сына, — говорит мама Владимира Мария Дорофеева. — С тех пор, как он стал заниматься с Надеждой Бравцевой — преподавателем Центра туризма и краеведения города Салавата, интерес к географии, краеведению у мальчика значительно усилился. И это замечательно!







Екатерина Иванова, студентка третьего курса Салаватского колледжа образования и профессиональных технологий по специальности «Туризм», победитель регионального отборочного конкурса:

— Поучаствовать в конкурсе мне предложила наш преподаватель Дина Табаева. Я согласилась, и получилось очень интересно.

Первым моим конкурсным заданием было подобрать тур в Грецию для жены и 5-летнего сына клиента. Я выбрала для них Кипр. Нужно было как можно подробнее прорекламировать этот тур, составить презентацию, рассказать про все отели. Время на выполнение задания — 2 часа, а рассказать обо всем нужно было за 5 минут. Приятно, что все получилось, я заняла первое место и буду участвовать в национальном чемпионате «Абилимпикс». Учиться в колледже по этой специальности мне очень интересно. Во-первых, много узнаешь про страны. Во-вторых, учишься разговаривать с самыми различными людьми, искать к каждому подход. После окончания колледжа планирую продолжить обучение в вузе по этому профилю (на санаторно-курортном направлении), а потом работать по специальности.





Михаил Сергеев, студент четвёртого курса Салаватского колледжа образования и профессиональных технологий по специаль­ности «Учитель начальных классов», победитель регионального конкурса в этой компетенции:

— В младших классах школы преподают в основном женщины, но я уверен, что «мужская рука» в работе с младшими школьниками очень нужна. Мне интересно работать с детьми. Так получилось, что раньше я подрабатывал аниматором. Сначала это было просто весело, интересно, я быстро находил общий язык с детьми. Потом решил, что это мое, и выбрал данную профессию: после 9 класса поступил в колледж образования и профессиональных технологий. После колледжа планирую поступить в вуз по этой же специальности. Обязательно буду работать в школе. Надеюсь, что моя педагогическая карьера будет успешной и интересной.

В конкурсе участвую уже во второй раз, впервые — когда учился на втором курсе (тогда я никакого места не занял). На четвертом курсе решил, что возьму эту вершину.

Конкурсное задание в нашей компетенции включало фрагменты урока, родительского собрания, внеурочное занятие и решение педагогической ситуации.






Уверен, что период начальной школы очень важен в дальнейшей жизни ребенка. Школа играет большую роль, и особенно — первый учитель. Какие знания и умения он заложит — с этим ребенок дальше и пойдет. Даже не в школе, а вообще по жизни. Главное — помочь ребенку стать в дальнейшем успешным человеком. Постараюсь помочь в этом моим будущим ученикам. Я работал в младшем отряде лагеря и ощущал, что дети сейчас более развитые. Мы в этом возрасте играли в игрушки, они все — с гаджетами, телефонами, планшетами, даже разговаривают по-другому. И надо им соответствовать, успевать за ними, быть с ними на одной волне.


Фото автора и из архивов участников конкурса

Читайте нас в