Все новости
Дата
10 Августа 2018, 11:55

И на память города дарить


Накануне профессионального праздника в редакции побывали те, кто возводил город


Эти люди гордятся своей профессией и в известной песне композитора Якова Дубровина «Города на память» есть запоминающаяся строка: «Не каждому дано так щедро жить — на память города дарить». Эти слова относятся и к нашим героям.







Эти новостройки в Ленинакане появились после землятрясения.


— 7 декабря 1988 года в Армении случилось сильное землетрясение, — вспоминает Раис Абдрахманович.— И в январе 1989 года меня отправили в город Ленинакан. — Страшно было смотреть на результаты природной катастрофы, земля аж разорвалась, разрушилось даже здание церкви, толщина стен которого составляла один метр. Погибли 23 тысячи человек. Мы вывозили части разрушенных зданий, где находили останки человеческих рук, ног. Я там находился два года и четыре месяца, вначале жил в наскоро построенной хибарке, не было условий даже помыться в течение месяца, зимой и в межсезонье основной одеждой была фуфайка. Там я должен был создать управление механизации, куда собирали новую технику со всего тогдашнего Советского Союза, привозили гусеничные краны грузоподъемностью в 25 тонн из Германской Демократической Республики. Наш рабочий день длился по двенадцать часов, в течение месяца у нас не было ни единого выходного. Курировал новую стройку в городе, практически жил там сам председатель совета министров Николай Иванович Рыжков. В результате я привез в Салават, в УМР – 5 очень много новой техники, а это было ой как не просто, я написал заявление заместителю председателя совета министров Армении. В итоге за этот ударный труд мне разрешили приобрести новую машину «Волга – 24», в 1991 году в Москве нам выделили бесплатную путевку на месячный круиз. Мы сели на теплоход «Тарас Шевченко» в Одессе, побывали в Турции, Италии, Франции, Испании, Марокко, на Канарских островах, нам каждый день давали концерты известные артисты эстрады, это было великолепно и незабываемо…

РАИС ХУСНУТДИНОВ


Нынешним летом благодарные земляки из Куюргазинского района присвоили Раису Хуснутдинову звание почетного гражданина района. Он не только участвовал в строительстве комбината и города Салавата, но и возвел несколько мостов на своей малой родине, строил дороги, тем самым сильно облегчил движение между населенными пунктами.


Родился Раис Абдрахманович 79 лет назад в деревне Абдулово нынешнего Куюргазинского района. Окончил семь классов базовой школы, потом продолжал учиться в соседней деревне, но уже за деньги.


— У кого отец вернулся живым с войны, те платили за учебу 150 рублей за учебный год. Для сравнения, тогда килограмм мяса стоил семьдесят копеек, — вспоминает он. — В 1957 году я поступил в Кумертауский железнодорожный техникум, тогда это было престижно, притом учебное заведение выбрал сам. После его окончания приехал в Салават и устроился в управление строительства комбината №18. Поступил учиться на вечернее отделение индустриального техникума, закончил его, получил диплом техника – строителя. В это время я работал в УМР – 5, меня приняли мастером, затем назначили прорабом. Тогда ни в одной организации, кроме нашей, не было строительной техники, и мы выполняли основные земляные работы по всему городу. Работал с заключенными, впервые узнал от них, что означает слово «бугор», оказалось, что это «бригадир, уважаемый человек», разгружал с ними железнодорожный состав с бревнами, который пришел на кирпичный завод.


Затем Раис Хуснутдинов до 1975 года трудился начальником участка строительно – монтажных работ – 1(СМР №1, входивший в состав УМР - 5), который строил дорогу Уфа – Оренбург, после — от Ировки в сторону Мраково. Там каждой организации выделяли участок в два – три километра, но дело застопорилось, строители пьянствовали. И тогда строительство поручили УМР – 5, и дело сразу пошло, за год сделали 21 километр дороги. В благодарность председатель райисполкома продал начальнику участка автомашину «Жигули», тогда эти машины выделяли для района всего по две в год. Сделали гравийную дорогу до Мраково, в 1972 году там об асфальте не было и речи. Строительство контролировал «Главбашстрой». После этого карьера Хуснутдинова резко пошла в гору. Сначала он год работал начальником участка, затем три месяца заместителем начальника управления, после этого — исполняющим обязанности начальника управления. К этому времени у него было только средне-техническое образование, поэтому он поступает заочно на открывшийся недавно строительный факультет нефтяного института. Организации поручали строительство объектов по республике, которые контролировал обком партии. Раис Абдрахманович как начальник управления должен был выделять строителям жилье. Как заказчик построенного шестидесятиквартирного дома он поехал в Уфу и в восемь утра был в приемной у начальника «Главбашстроя» Громакова (ранее был управляющим треста «Салаватстрой»)

— Что болтаешься в рабочее время без дела? — с ходу спросил его Владимир Яковлевич.


Узнав суть дела, он выделил ему половину построенных квартир, и квартирный вопрос в УМР – 5 был снят. Тогда начальство решало все вопросы без всякой волокиты. В первые годы руководства Хуснутдинова на предприятии было около сорока единиц техники, которую зимой по ночам обогревали паром, так как не было цехов, закрытых гаражей. По своей инициативе он построил три цеха, и машины уже можно было обогревать отоплением. За успехи в труде Раис Абдрахманович был награжден орденом Знак почета, ему присвоили звание «Заслуженный строитель РБ». Вручили Благодарственное письмо от правительства Армянской ССР.

Раис Хуснутдинов познакомился со своей будущей женой -красавицей Леной Сабировной в 1964 году, она тогда работала на минерало – ватном заводе. Сначала им дали комнату в бараке, затем комнату в доме молодоженов, после справили новоселье в двухкомнатной, затем четырехкомнатной квартире. Они живут вместе уже почти 55 лет. Дочь Гульнара работает в Уфе, в таможне. Старшая внучка живет в Америке, вышла замуж, правнук — в Майами, где много русских. Вторая внучка в Чехословакии, в Брно, там вышла замуж, родители ездили на свадьбу, которую провели по мусульманскому обычаю.


— Свободного времени у меня нет, — делится ветеран.— С 2008 года я на пенсии. Давно была мечта построить дом, мы же деревенские. Построили его в деревне Яшел – Тау рядом с детским оздоровительным центром «Спутник», у нас 15 соток земли, держим кур, выращиваем овощи, все по дому и на участке делаю своими руками, за помощью ни к кому не обращаюсь. В прошлом году нам дали приз как образцовому участку. Что еще могу сказать? В моей судьбе, во время работы в УМР – 5 огромную поддержку оказал сначала управляющий трестом «Салаватстрой», затем начальник «Главбашстроя», заместитель премьер – министра РБ Минираис Марванович Усманов, за что ему огромное спасибо. При строительстве любого сооружения туда первыми приходят механизаторы и уходят последними. Копают сначала котлован, а после строительства приводят в порядок территорию. Мы строили город, комбинат, другие крупные предприятия. У нас красивый, компактный Салават, сделано и делается много для его украшения, восстанавливаются скверы, и нас не стоит забывать.



ФАНИЛЬ АХМЕТОВ


Фанилю Ахметову 67 лет, в Салават он попал в 1972 году после службы в армии. Имея за плечами диплом Уфимского индустриального техникума, устроился на завод крупнопанельного машиностроения мастером, затем стал технологом, инженером. С 1981 по 1984 годы работал инструктором транспортного отдела Салаватского горкома КПСС, затем снова вернулся на завод в качестве инженера, а с 1989 до 2000 года возглавлял предприятие:


— Мы выпускали железобетонные изделия для крупнопанельного домостроения, жилья тогда строили много, — говорит с гордостью Фаниль Хакимович.— До шестидесяти процентов домов построены из наших изделий, которые были очень востребованы. Строили не только у нас, но и в Ишимбае, Кумертау, Мелеузе, завод работал в три смены, рабочих не хватало, поэтому горком партии принял решение о направлении рабочей силы из других предприятий, у нас быстро можно было получить квартиры, до десяти процентов выделяли строителям, в том числе и нам. Сначала строили пятиэтажные дома. Потом после реконструкции предприятия — девятиэтажные, получали переходящие красные знамена. Со своей будущей женой Флюрой Явдатовной я познакомился на заводе, у нас трое детей, две внучки и два внука. К сожалению, предприятия нынче нет, как не сохранились кирпичный, железобетонный заводы, ДОК, КПД, предприятия стройиндустрии, в том числе и трест «Салаватстрой». Я горжусь, что половину жилья в городе построило наше предприятие, и не только в

Салавате.


О ЛЮДЯХ

На заводе тогда работали замечательные люди, грамотные специалисты. Почти вся трудовая биография, как и у меня, связана с заводом у Салавата Забиховича Гайнизарова. Начинал он бетонщиком, потом стал мастером, начальником цеха и долгие годы работал главным инженером. Более тридцати лет трудился начальником ПТО Леонид Константинович Люцко. Самыми теплыми словами вспоминаю о В. С. Литвинове, Л. В. Гаврилюк, С. Ф. Николаеве, А. К. Нарбикове, Н. А. Ефимовой, А. М. Ляпине и многих других. Хотелось бы поздравить всех ветеранов – строителей с профессиональным праздником, пожелать здоровья и долгих лет жизни. А тем, кто продолжает работать, успехов, дальнейших трудовых свершений на благо нашего города и России.


Фото из архивов Раиса Хуснутдинова и Фаниля Ахметова