3 ноября в Международном детском центре «Артек» в Крыму прошел финал всероссийского конкурса среди школьников «Большая перемена». Итоговые испытания проходили 1 200 человек из разных регионов России, в их число вошла ученица Лицея № 1 Диана Нигматуллина.
«Большая перемена» — один из проектов президентской платформы «Россия — страна возможностей». Творчество, экология, медицина, инновации — каждый выбирал свое направление. Диана работала над созданием кейса «Школа будущего» в потоке «Образование». Сразу после Крыма Диана отправилась на встречу с министром образования республики Айбулатом Хажиным, а потом заглянула к нам в редакцию, чтобы поделиться яркими впечатлениями.
— Расскажи немного о самом конкурсе. Как ты о нем узнала, почему решила участвовать?
— О конкурсе рассказала моя учительница Ирина Викторовна Видинеева. Я заинтересовалась, сначала участие предполагало выполнение тестов на профориентацию, потом появились новые интересные задания, которые я не могла оставить без внимания — затянуло. Я сама не поняла, как оказалась сначала в полуфинале, а потом уже и в суперфинале. Всё это из-за моего стремления узнать новое.
— И вот ты на финале в Крыму. Какие цели перед собой ставила? Приехала за победой?
— Конечно, меня полностью захлестнули эмоции, я сияла от счастья, ведь находиться в окружении таких же заинтересованных людей, как и я, брать от них всё хорошее и вносить частичку себя в создание будущего — это для меня настоящая победа.
— Ты попала в группу потока «Образование» — это случайность или твой выбор?
— Случайность. Мне до сих пор неизвестно, по каким критериям нас разделяли на потоки, но я очень рада, что попала именно в «Образование». У меня было много идей на эту тему, которыми я хотела поделиться, включив в наш командный проект.
— Расскажи о кейсе, который вы готовили.
— Нам предложили подготовить кейс «Школа будущего». Это очень интересная тема. Уверена, каждый школьник визуализировал для себя идеальное, по его мнению, учебное заведение. Во время решения кейса нам удалось собрать все идеи в единое целое и сформулировать полный образ нашей школы. А в качестве продукта проекта у нас выступала 3D модель самого образовательного учреждения.
— А какие идеи прозвучали? Расскажи чуть подробнее об увиденной вами школе будущего.
— Для многих людей школа будущего представляется так: роботы вместо некоторых сотрудников, проведение опасных опытов, дети, создающие машину времени, и всё в этом роде. Но мы, в первую очередь, живые существа, способные чувствовать, любить, радоваться, сострадать. Если технократический процесс развития будет доминировать над духовным, это может привести к тому, что люди просто перестанут наслаждаться жизнью, а в самом худшем случае будут подобны роботам. Это были наши предположения, ничего более. Мы сделали школу, направленную не только на технократическое, но и на духовное развитие. Главная «фишка» проекта —каждый ученик является автором своего образовательного процесса. Согласно концепции, у нас будут преподаваться те уроки, которые действительно заинтересуют ученика. Мной была предложена идея проведения генетического обследования перед школой, в результате которого можно будет узнать о способностях будущего ученика. То есть уже на начальном этапе будет понятен круг профессий, к которым можно целенаправленно готовить ученика, не уделяя слишком много времени на те предметы, в которых он не будет заинтересован. А оставшееся время использовать на творческое развитие, что сделает его жизнь менее агрессивной и технократичной. Конечно же, в начальной школе просто необходимо живое общение с учителем по всем предметам, а в средних и старших классах мы оставили очные встречи по предметам гуманитарной части, основные уроки будут проходить онлайн с ведущими учителями мира. Классный же руководитель будет выполнять функции куратора, своего рода психолога, оценивающего подключенность и нацеленность ученика.
Мы, конечно, не забыли про инновационные технологии. В нашей школе особое место будут занимать голограммы и виртуальная реальность. Вы просто представьте, как круто, когда ход исторических событий будет объяснять не учитель, а их участник! Возможно, Наполеон расскажет о концепции Наполеоновских войн.
— Как ты думаешь, можно ли уже сейчас воплотить часть ваших идей в школах? Ну, например, в Лицее № 1?
— Думаю, что частично можно, но это по большей части зависит от учеников. Есть ли у них мотивация учиться, познавать что-то новое? Хотят ли они быть успешными? Если да, то к этому нужно прилагать усилия, чтобы добиться желаемого результата.
Но я бы запускала этот проект с самого первого класса, мне кажется, это было бы лучшим решением.
Кстати, если бы в этом году нашу школу представляли 3 и более финалиста, то был бы шанс получить 2 млн рублей на благоустройство школы. Думаю, тогда я бы обязательно предложила вариант частичной реализации моего проекта.
— Финалисты смогли стать участниками онлайн-встречи с Владимиром Путиным — твои впечатления?
— Если честно, то я до сих пор не могу в это поверить. Не думала, что когда-нибудь мне удастся увидеться и пообщаться с президентом, хоть и в онлайн-формате. Я очень рада, что наш президент настолько заинтересован в развитии молодежи и верит, что мы способны обеспечить динамичный рост нашей страны, сделать так, чтобы все дети смогли реализоваться в жизни — а это общенациональная цель, которая объединяет всех граждан нашей великой страны.
— Что тебе лично дал конкурс?
— Наверное, самое главное — бесценный опыт. С нами проводили большое количество мастер-классов, тренингов, образовательных и мотивирующих лекций, после которых ты чувствуешь себя другим человеком, точно знающим, каких целей он хочет добиться.
— А с кем именно удалось пообщаться?
— Были интереснейшие интервью с Сергеем Новиковым, начальником управления президента России по общественным проектам, Дамиром Фаттаховым, министром по делам молодежи Республики Татарстан, Клавой Кока, видеоблогером, певицей, Василием Пасечником, музыкантом, сонграйтером, участником проекта «Голос. 9 сезон. Команда Басты», резидентом арт-кластера «Таврида». Буляш Тодаевой, промышленным дизайнером, сооснователем Birzha studio, победителем конкурса Lexus Design Award Russia Top Choice 2020, резидентом арт-кластера «Таврида».
— Ты очень разностороння личность. Кем планируешь стать в будущем?
— Хочу поступать на архитектора. А в дальнейшем планирую попробовать себя в работе с инновационными технологиями, проектируя виртуальную реальность.