Все новости
31 Октября 2020, 18:17

Герои: он погиб в Грозном

Судьба отвела Андрею Бурцеву неполных 19 лет жизни.

3 мая 1976 года в салаватском роддоме появился на свет мальчик весом четыре с половиной килограмма. Когда выбирали имя, старшая пятилетняя дочь Бурцевых попросила: «Мне в детсадовской группе нравится мальчик, его зовут Андрей, давайте братика тоже так назовем». Так и решили.
Андрей до девятого класса учился в средней школе № 11, затем — в ПЛ-20 на автослесаря, очень любил технику. А еще научился играть на гитаре и выступал на праздниках в школе и училище. О том, что его прозвали «артист», родители узнали позже.
Рассказывает Людмила Александровна, мама Андрея:
— Рос так же, как все, в садике не выделялся, но был забавным. Каждый день мы ездили с ним во дворец культуры встречать его сестру Ирину — она занималась в балетной студии, приходилось долго ждать окончания занятий. А затем, в садике, Андрей учил воспитательницу, как надо плясать, рассказывал и показывал, как правильно ставить ноги, подражая сестре, — воспитатели удивлялись его серьезности.
В школе попал в сборный класс: 19 мальчиков и 5 девочек. Классный руководитель — худенькая, маленькая… Боже, как она с ними справится? — думала я. Но со временем мальчишки начали ее слушаться, она стала для них авторитетом. Однажды Андрей прибежал из школы на перемене — и мимо меня на балкон. Сорвал цветы и на ходу сказал: «Мам, не ругай, Олесю Николаевну выписали из больницы, это ей». Сын был самостоятельным и очень отзывчивым. Когда мы жили в доме на улице Ключевой, жильцы по очереди мыли в коридоре полы. Наступала моя очередь, Андрей приходил с занятий, молча забирал у меня тряпку и сам всё домывал. Часто бывало: идет пожилая соседка с полными сумками — сын увидит, заберет сумки и донесет до дверей квартиры. Ребята нуждались в помещении для занятий спортом — Андрей не поленился, сходил в домоуправление, администрацию города. Когда для группы в училище выделили одну бесплатную туристическую путевку в Ташкент, все дружно решили, что поехать должен Андрей. После экзаменов его сразу призвали в армию. Для нас, родителей, это было очень трудное время. Письма из Балтийска были интересными: о городе, море, местных порядках. Часто писал о командире — Сергее Сергеевиче Шейко, о том, какой он справедливый и как строго с них спрашивает, как его все уважают. Честность, порядочность Андрея привлекали людей. У него было много друзей, когда провожали в армию, ребята приходили целую ночь, — завершает рассказ Людмила Александровна.
Евгений Лежанкин, близкий друг Андрея Бурцева, сейчас живет в Ульяновске, автор этих строк связался с ним по т елефону.
— Мы жили в соседних домах, — вспоминает он. — Вместе занимались спортом — тогда модно было ходить в спортзал. Вечерами Андрей пел, играл для друзей на гитаре. Нас призвали в армию в один день, провожали человек шестьдесят. В республиканском призывном пункте сидели целую неделю. Когда за нами приехали морские пехотинцы, даже обрадовались. Уже на месте начали комплектовать десантно-штурмовой батальон. Чувствовали, что готовится что-то серьезное — нас усиленно стали тренировать, заниматься стрельбой. Сначала думали, что отправят в Чехословакию. На Новый год подняли по тревоге, посадили в транспортный самолет — и мы оказались в Чечне. Родителям решили ничего не писать, чтобы не расстраивать. Нам выдали ампулы с обезболивающим, патроны — лишь тогда поняли, насколько всё серьезно. Закинули под Грозный на смену десантникам, которым сильно досталось. Несли на себе килограмм восемьдесят груза — бронежилеты, автоматы, гранатометы, пулеметы. Впервые нас обстреляли у рынка. Вблизи дворца президента — неразбериха, боевики хорошо знали местность, вылезали из колодцев, снайперы всё простреливали. Много наших ребят погибло в первую же ночь, снайперы стреляли на вспышки автоматных очередей. Когда Андрея ранили, я прибежал к нему, не зная, что рана смертельная. Он еще пошутил: «Вернемся домой, в «Ярославне» (столовая в Салавате) посидим». На следующий день мне сказали, что он умер. Андрей был веселым парнем, всегда улыбался, поддерживал в трудных ситуациях. Когда я приезжаю в Салават, сразу иду к его родителям, и мы вспоминаем моего друга.
Александр Иванович, отец Андрея, служил в десантных войсках в Белоруссии, участвовал в чехословацких событиях, сохранил благодарственное письмо от командира части. Сыну рассказывал об армии, которая закаляет характер, поэтому Андрей пошел служить охотно. Родители парней, погибших в «горячих точках», как зеницу ока хранят письма своих сыновей. Вот первое письмо Андрея:
«Здравствуйте, мои дорогие! Пишет вам ваш боец. Кормят здесь отлично, но иногда охота мамкиных пирожков или блинчиков особенно. Ваш сын и защитник».
Когда отправляли в Чечню, Андрей Бурцев написал другу:
«Домой не пиши, что у нас в Чечне командировка». Обычно свои письма домой он завершал словами: «До свидания». А в последнем крупными буквами написал: «Прощайте». Как чувствовал.
Дома у Бурцевых хранится книга «Морская пехота Балтики», в которой приводится выдержка из записной книжки заместителя командира бригады морской пехоты Валерия Пакшина — во время боевых действий он всегда носил ее в кармане.
«17.01.95. Ранен матрос Серов Владимир Александрович. Одна мать. Орловская область, город Мценск. Погиб матрос Бурцев Андрей Александрович. Пулеметчик, город Салават».
О событиях тех горестных дней подробно рассказывает в письме Бурцевым командир войсковой части 81282 гвардии майор Сергей Шейко:
«Уважаемые Александр Иванович, Людмила Александровна, ваш сын Андрей проходил службу в десантно-штурмовой роте отдельного батальона морской пехоты. За полгода службы он зарекомендовал себя как дисциплинированный, исполнительный матрос, образцово выполняющий поставленные задачи. Добросовестно изучал военное дело, постоянно совершенствовал свою физическую подготовку. Всегда подтянут в строевом отношении, опрятный внешний вид, бережно относился к оружию и военному имуществу. За высокие показатели в боевой подготовке был назначен командиром отделения.
В декабре 1994 года в связи со сложившейся обстановкой в Чечне, в бригаде был сформирован сводный десантно-штурмовой батальон, которому ставилась задача подготовиться к возможному ведению боевых действий. Личный состав был собран из числа военнослужащих, прослуживших не менее полугода, прошедших курсы доподготовки, устойчивых в морально-психологическом отношении. Каждому матросу предоставлялась возможность отказаться от данного служебного задания. 7 января… батальон был направлен в Чечню. С 14 января вступил в бой с незаконными бандитскими формированиями в городе Грозном. В ночь на 17 января роте, в числе которой был Андрей, ставилась задача овладеть несколькими домами в квартале, прилегающем к президентскому дворцу. В выполнении задачи участвовало несколько подразделений батальона, что требовало четкого, слаженного взаимодействия между ними. Дудаевские боевики вокруг всех зданий организовали хорошо оборудованный опорный пункт с продуманной системой огня, где каждый открытый участок простреливался огнем стрелкового оружия и гранатометов. А на высотных зданиях и в труднодоступных местах сидели снайперы. Сложность заключалась в том, что одна из штурмовых групп находилась в отрыве от основных сил и должна была
выполнить главную задачу. Для более детальной постановки задачи и чтобы исключить возможный огонь по своим подразделениям, командиру батальона требовался посыльный из числа наиболее подготовленных матросов. Эту задачу поставили десантно-штурмовой группе под командованием гвардии младшего сержанта Бурцева. Оценив обстановку, он взялся сам ее выполнять. Андрей никогда не прятался за спины товарищей, и, зная, что подготовлен лучше других, иначе поступить не мог. За прошедшие дни боев он действовал грамотно и уверенно. Оставалось преодолеть самый опасный участок. Тридцать метров до назначенного места необходимо было пробежать по улице Розы Люксембург, заваленной обломками кирпича и металла, простреливаемой со стороны президентского дворца. Андрей был уже у цели, когда по нему открыли снайперский огонь. Первая пуля просвистела рядом, вторая ударила по бронежилету и отлетела в сторону. Он повернулся, забегая в укрытие, и в этот момент третья пуля настигла его. Она вошла в правый бок и нанесла тяжелое ранение живота. Андрей оставался в сознании, ему оказали первую помощь.
Потеряв кровь и обессилев, он твердо шептал командиру взвода, повторяя боевую задачу, поставленную комбатом. Под прикрытием огня, ставя дымовую завесу, его эвакуировали. Товарищи рисковали, возвращаясь с ним обратным маршрутом, но доставили в батальонный медицинский пункт. Затем отправили в госпиталь, но рана оказалась для него смертельной, в дороге он скончался. К вечеру 19 января батальон уничтожил дудаевских боевиков в этом квартале, остатки бросили президентский дворец и отступили.
Александр Иванович, Людмила Александровна, примите наши глубокие соболезнования по поводу гибели вашего сына…
Он с честью выполнил воинский долг».
Сергей Шейко после построения призывников сразу выбрал Андрея в разведроту и не ошибся. Сергей Сергеевич, сейчас уже полковник, в те дни командовал ротой морской пехоты в уличных боях в Грозном, за мужество ему присвоено звание Героя России.
Во время отпуска после ранения он заехал к родителям погибшего воина. Командир бригады постоянно присылает открытки, поздравляет с праздниками, прислал и эстамп с янтарем и гравировкой боевой машины.
— Мы возвращались домой со второй смены и даже не обратили внимания на то, что во дворе находятся военные, — вспоминает Людмила Александровна. —
Военный комиссар Дробахин и его сотрудники в тот вечер так и не решились зайти к нам, в дверь позвонили только утром. Я сразу всё поняла.
На похоронах присутствовало огромное число людей — это видно на фотографии. С тех пор прошло четверть века. В марте 2017 года представители региональной обще-
ственной организации «Ветераны морской пехоты и спецназа Республики Башкортостан» приехали в Салават, чтобы почтить память Андрея. Они вручили его родителям памятные коллажи в виде портрета и знамени, изготовленные в Санкт-Петербурге. На них изображены портрет Андрея и надпись:
«Гвардии матрос, стрелок 336 отдельной гвардейской Белостокской орденов Суворова I степени и Александра Невского бригады морской пехоты Балтийского флота Бурцев Андрей Александрович. 03.05.1976— 17.01.1995. Героически погиб в бою 17 января 1995 года. За мужество и героизм награжден орденом Мужества (посмертно)».
17 января этого года Бурцевы поехали в Балтийск на День памяти.
— Приехали люди со всей России, — рассказывают они. — Состоялся торжественный парад, выступал главнокомандующий Северным флотом, были выставлены фотографии погибших моряков. А совсем недавно из разных городов страны приехали друзья Андрея и пришли к нам.
Как и Герой России Владимир Трубанов, Андрей погиб во время уличных боев в Грозном. Сейчас они лежат рядышком на салаватском кладбище…
В годовщину гибели Андрея воспитатель детсада написала стихотворение «Память о воспитаннике». Пусть немного нескладно, но от всей души.
Мечтал Андрей, как все мальчишки,
В детстве непобедимым и отважным быть,
Чтоб справиться с любым врагом на свете,
И если надо — слабых защитить.
И был близок в своих мечтаньях детских
К тому, что в жизни выпало свершить.
И долг, и честь, и воинскую доблесть
Он в сердце юном смог соединить.
Ты в памяти людей останешься навечно.
И серьезным, и смешным — ты разным быть умел.
В сердцах родных любимым бесконечно,
Ребятам — воинского подвига пример.
Читайте нас: