Газета «Выбор» тему наведения порядка на кладбищах поднимала не единожды. И некоторые подвижки на данных территориях происходят. В их числе субботники. В этом году впервые организован республиканский единый день поминовения. В 2019 году началась и в декабре завершилась инвентаризация мест захоронения на кладбищах № 2 и 3, её финальная часть — программа «Электронное кладбище». О результатах проведенной работы рассказывает директор МБУ «Ритуал» Надежда Комкова.
— Для чего проводилась инвентаризация? Что вы считали?
— Мы считали зарегистрированных умерших и фактическое наличие выделенных для захоронения участков. Поскольку кладбище — муниципальная собственность, инвентаризация по нормативным актам должна проводиться раз в 5 лет. А на салаватских кладбищах она не проводилась ни разу.
Цель инвентаризации — определение и систематизация сведений о местах захоронения, установление их точных географических координат, сбор данных, написанных на надгробиях, выявление сведений о наличии и состоянии надгробий, выявление заброшенных мест захоронений.
Надо было найти захоронение каждого умершего и зафиксировать место его «вечной прописки». Причем мы не просто «продрались» к каждой могиле, а произвели аэрофотосъемку и оцифровали каждое захоронение, оцифровали также и журналы, в которых умершие регистрировались в течение всех лет существования кладбищ. Сложность во время съемки создавало сильное зазеленение кладбища № 2 и местами — 3, необходимо было произвести фотосъемку до полноценного появления листвы. С журналами тоже пришлось повозиться, так как их состояние, ведение, заполнение, порой неразборчивый почерк заполняющих мешали отладке электронной программы.
— Такую объемную работу только силами МБУ «Ритуал» провести было бы сложно. Привлекался подрядчик?
— Да, был исполнитель — ИП Чернов из Самары, который определился в результате электронных торгов. Сумма контракта на два кладбища составила 1 млн. рублей.
— Кто финансировал работы?
— Городской бюджет. На это в 2019 году было выделено 1,5 млн. рублей, но в результате торгов сумма уменьшилась до 1 миллиона. Инвентаризация проводилась с мая по 31 декабря 2019 года и включала несколько этапов, завершающим из которых стало создание компьютерной программы «Электронное кладбище».
— Зачем нужна программа? Чтобы легче было искать места захоронений?
— Не только. Данная программа нужна и для эффективного администрирования. Мы будем иметь точную информацию, сколько земли остается после определенного периода использования кладбища, какие есть резервы. Контроль за использованной землей становится ежедневным. При окончательной доработке программы мы получим возможность загрузить данные о захоронениях на общедоступный сайт и мобильное приложение.
В ходе работы стало понятно, что архивом должен заниматься специалист, а не случайные люди. И конечно, нам нужен регламент по организации похоронного дела и содержания кладбищ, чтобы не возникали слухи и домыслы, что мы создаем дополнительные трудности частным агентам, заставляя правильно оформлять заказ на погребение и выделение участка. При строительстве нового кладбища необходимо сразу предусматривать разбивку по секторам и готовые дороги между кварталами, санитарно-гигиенические блоки, площадки для мусоросборников, скважины для воды.
— В ходе инвентаризации и создания программы была проведена точная статистика по захоронениям. Что она дает?
— Приоритеты в выстраивании работы. Сегодня мы знаем, чего нельзя делать на кладбище, даже на закрытом: заселять дороги, выделять участки в защитной зоне, позволять разрастаться деревьям. Потом все это превращается в огромную проблему. Надо работать так, чтобы не приходилось постоянно организовывать на территории кладбищ экологические субботники и тратить на это бюджетные средства (лучше направить их на приобретение оборудования и инструментов).
— Программа уже готова?
— Идет ее доработка. Сложность составляют ошибки в журналах регистрации умерших. Машина не хочет понимать, почему в журнале, например, фамилия записана с одной «л», а на памятнике — с двумя.Таких примеров масса, и каждый требует подробного анализа и внесения правок. В России есть оцифрованные кладбища, их немного, и каждое уникально. Единого стандарта нет, готового продукта тоже нет. Но сегодня с удовлетворением могу сказать, что первая инвентаризация в Салавате состоялась. Теперь наша задача — максимально извлечь пользу из полученной статистики.
— Салаватцы беспокоятся, не будут ли в результате инвентаризации ликвидированы брони на участки? Ведь с 2017 года бронирование мест не производится.
— Если на руках у человека есть охранное свидетельство, то можно не беспокоиться, бронь сохраняется. Если ограда была самовольно установлена на пустой участок или бронь оформлена на одно родственное захоронение, а по факту стоит более широкая ограда, то дополнительное место может не сохраниться. Однако это вовсе не означает, что мы сразу ликвидируем такие места. Я бы попросила родственников умерших, самовольно присвоивших муниципальную землю, прийти в МБУ «Ритуал» (на ул.Северной) и пояснить, почему они этот участок хотят оставить за собой. Например, на участке похоронен отец, а мать попросила сохранить для нее участок рядом с мужем. Мы должны как-то это зафиксировать, отметить на карте и взять с человека обещание, что он будет ухаживать за обоими участками, зарегистрировать контакты. В противном случае все «самозахваченные» места будут ликвидированы. Нам важно, чтобы земля не пропадала и не зарастала порослью.
— Будет ли проведена инвентаризация на старейшем в городе кладбище № 1?
— Такое задание главой администрации Салавата дано, но это будет в следующем году при наличии средств.
Наша справка
Первое захоронение на кладбище № 2 было 15 сентября 1974 года, а закрыли кладбище в 2013 году. Но там и в настоящее время идут захоронения, так как есть еще 394 брони. Кладбище № 3 существует с 2000 года.
Общая площадь кладбища № 2 — 32,1 га. Из 28 927 умерших согласно регистрационным журналам идентифицировано 27 837 (26 077 захоронений). К сожалению, 10 % захоронений не опознано. За 46 лет существования кладбища потеряно 2850 захоронений. Ухоженных захоронений — 20 585, брошенных и в неудовлетворительном состоянии — 5 492. Если не продолжать начатую в этом году работу по благоустройству мест захоронений, то эти тоже быстро канут в вечность. Не использовано 0,8 га.
Общая площадь кладбища № 3 — 41,2 га, количество умерших — 28 748 (27 965 захоронений), идентифицированных — 26 423. Действующей брони — 1 205. Площадь неиспользованной территории — 6,1 га. Ухоженных могил — 22 090, в неудовлетворительном состоянии — 5 875. Сегодня земли на кладбищах с учетом брони хватит на 4 года при рациональном использовании.