— В армии научился играть и на духовых инструментах,- рассказывает Ильмир. — Служу в Московской области (Наро-Фоминский район поселок Калининец). Это полковой оркестр, отдельное подразделение. Первые дни в армии всегда сложные, но в то же время интересные. Трудности были: непривычно рано вставать, ходить строем и прочее. Но со временем привык. После завтрака до 12 часов мы занимаемся строевой подготовкой. Моя служба отличается тем, что мы бываем на различных мероприятиях, обеспечиваем воинские ритуалы. В этом году очень сложной была подготовка к параду, которая началась с января. Сначала ввели парадные расчеты, потом собирались сводным оркестром всего московского гарнизона под руководством начальника военно-оркестровой службы вооруженных сил Российской Федерации, главного военного дирижера страны генерал-майора Тимофея Маякина. Остановили тренировки в апреле. Позже сказали, что парад будет 24 июня, и мы начали дальше готовиться.
— Вас проверяли на коронавирус?
— Еще как, три раза в неделю. Выдали маски, перчатки, капли для носа, антибактериальный гель. Маски меняли четыре раза в день.
— Когда начались тренировки?
— С 1 июня начались тренировки в местах дислокации, с восьмого июня стартовали ежедневные совместные тренировки парада. Все они проходили на полигоне Алабино. Это такая площадка, размером с Красную площадь, там и шагали все. Я ни разу до этого не был в столице. В Москве мы тренировались три раза. Это две ночные репетиции по два прохождения с пешей и механизированной колонной, но без авиации, и дневная генеральная репетиция, одно прохождение с пешей, механизированной колонной и авиацией. Нас в оркестре было девятьсот человек. После тренировок нас увозили обратно в часть.
— Какие произведения играли на параде?
— Больше пятидесяти произведений. В том числе «Юбилейный встречный марш», который исполняли на параде 24 июня в 1945 году. Как и 75 лет назад, звучала и другая музыка легендарного военного композитора Семена Чернецкого: «Парад», «Марш гвардейцев-минометчиков», «Старинный марш Героев». С первыми нотами «Юбилейного встречного марша» нынешний парад сделал первый шаг. В день парада мы были в Москве уже в семь часов утра. В районе восьми часов строились, проверяли наш внешний вид, в девять стояли на Красной площади напротив трибуны, играли весь парад. Мы, как и все, в конце парада прошли по площади, при этом играли и пели песню «День победы». Спели, развернулись и ушли в разные стороны.
— Что у тебя за медаль на кителе?
— «За участие в военном параде в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-45 г.г».
— Какие чувства тебя обуревали во время парада?
— Испытывал гордость, которую не могу выразить словами, оттого, что я участвовал в параде, пройдя по брусчатке Красной площади.
— Сильно волновался?
— Не очень, я же не один играл.
— Ты счастлив, что попал именно в эту часть?
— Да, конечно. Считайте, что вытащил самый счастливый билет, хотя от меня это никак не зависело. У меня нет тех людей, которые могли меня «затолкать» в нужную часть, просто повезло. Армия дала мне многое: умение ценить родных и близких, разбираться в людях, учиться быть самостоятельным, настоящую дружбу.
— Что больше всего запомнилось?
— То, что ты в первый раз играешь с такими же музыкантами, как и ты, только их в разы больше, чем простой оркестр, это во-первых. Во-вторых, без музыки парад был бы скучным, все шли под твою музыку, крича из строя «счееет иии раз» и «равнение направо». Запомнилась техника, которая проезжала мимо нас, а мы играли ей. Но больше всего запомнилась авиация, когда над тобой сверху пролетают истребители, вертолеты и т.д. Там такой звук был, что оркестра не было слышно.
— Сложно быть синхронным среди сотни других музыкантов, или в этом помогают навыки игры в оркестре?
— Нетрудно, конечно же, навыки помогают. Не с первого же раза ты вышел и играешь. Мы репетировали по группам, потом со всем оркестром.