Все новости
3 Июля 2020, 16:30

Пленэр 2.0

Минувшее воскресенье вновь объединило художников юга Башкортостана.

При поддержке администрации города и Салаватской картинной галереи состоялся второй в этом сезоне пленэр. В прошлый раз живописцы собирались в селе Воскресенском Мелеузовского района, теперь рабочей площадкой для них послужила деревня Сергеевка (она же Саргай), расположенная на берегу Нугушского водохранилища — одного из самых красивых мест нашего региона.
Пленэр должен был начаться в субботу вечером: художники хотели запечатлеть закат и рассвет, но испортившаяся погода внесла свои коррективы. Выезд назначили на воскресенье. Накануне была гроза, и утро предстало в серых тонах и с мокрыми тротуарами. Солнца особенно никто и не ждал, мастера кисти готовы были писать и в ливень. Не зря некоторые вспомнили песню Анжелики Варум «Художник, что рисует дождь». Однако, как только микроавтобус, безвозмездно предоставленный мэрией Салавата участникам пленэра, приехал на Нугуш, тучи стали рассеиваться, и сквозь них начали пробираться солнечные лучи. Гигантский водоём и его прекрасные окрестности заиграли разными красками.

Так получилось, что в этом пленэре приняли участие художники только трех городов: Ишимбай представляли Лилия Булякова, Ильшат Даутов, Вера Фролова и Вера Шаригина, Салават — Атилла Галиуллин, Владимир Николаев и Ренат Халиуллин, Стерлитамак — Елена и Ольга Литвиненко, Анастасия Сисина и Гульшат Суфиянова. Художников было меньше, чем в прошлый раз, видимо, потому, что капризы погоды всё же сыграли свою роль. Однако среди них оказались и новые лица — те, кто посетил очередной сезон пленэров впервые. Стоит добавить, что Ренат Халиуллин всё же рискнул поехать в субботу ночью, чтобы увидеть закат и восход солнца.

Живописцы расположились в самых разных местах: кто-то в самой деревне, кто-то за её пределами. Каждый из них запечатлел на своих работах частичку нугушских красот: само водохранилище, горы, богатые леса, простые деревенские домики, журчащий ручей, старенький грузовик и многое-многое другое. Погода щедро подарила замечательный день. Художники покидали Нугуш с положительными эмоциями и яркими впечатлениями. Такие встречи — уникальный шанс оказаться в культурной среде, пообщаться с интересными людьми, посмотреть воочию, как рождаются произведения искусства. В скором времени запланирован третий пленэр в одном из уголков Башкирии.
ГОЛОСА УЧАСТНИКОВ
АТИЛЛА ГАЛИУЛЛИН, художник, член Творческого союза художников России, куратор пленэра:
— Продолжили серию пленэров по уголкам Южного Урала. Потрясающие виды, которые не может передать объектив. Любая творческая поездка, возьмем пленэр в качестве примера, — это не какая-то работа, не получение впечатлений, это, в первую очередь, терапия. Каждый творческий человек, работая один, наедине с собой, приобретает некую такую творческую болезнь, от которой вылечиться и получить какого-то обновления очень сложно. Некоторые просто впадают в творческий кризис и не могут двигаться. Вот для этого и существуют такие выезды, только такие коллективные акции излечивают определенным образом. Нельзя ездить в восторге, в эйфории, желая чего-то получить. Мы проходим определенную реабилитацию и потом уже, когда возвращаемся, совсем по-другому смотрим на какие-то свои работы, на то, что ты сейчас делаешь. Машинальная отдача от одиночных пленэров, когда просто выехал сам на природу и пописал или вдвоем с кем-то, практически нет пользы никакой. Нужны коллективные выезды, даже если у художника не получилось, что-то он там не сделал или сделал очень мало, или сделал очень плохо. Но терапия от поездки, от коллективного, не от общения именно, а от творческого процесса — огромная.
ВЕРА ФРОЛОВА, художник, лауреат Государственной республиканской молодежной премии в области литературы и искусства им. Ш. Бабича, член ВТОО «Союз художников России»:
— Я очень рада, что удалось поучаствовать в пленэре. Художник Атилла Галиуллин открыл для многих собратьев по кисти прекрасные уголки природы. Сама идея серии пленэров, которые проходят каждое второе воскресенье, — хороший вклад в культуру. И на сегодняшний день очень важно то, что значимость пленэров понимают не только художники. Художники растут на пленэрах, черпают вдохновение и идеи для новых картин — картин, где с любовью будут написаны прекрасные уголки нашей малой Родины. Моя благодарность организаторам и художникам, которые пригласили поучаствовать.
ОЛЬГА ЛИТВИНЕНКО, художник, преподаватель Детской художественной школы № 1 г. Стерлитамака, член ВТОО «Союз художников России»:
— Вообще, сам формат однодневных пленэров, выездов за пределы городов, где мы живем, для нас новый. Обычно мы едем на несколько дней, бывает, недель на пленэр. А тут — один день. Но мобильность таких поездок привлекает. Хорошо, что участвуют молодые, начинающие и уже зрелые художники. Для нас этот формат удобен еще и потому, что мы можем взять с собой своих учеников. Им надо учиться работать на природе, глядя, как работают взрослые художники. Приобретать мастерство. Важно не одному ходить по красивым местам и писать. Очень важно быть как бы в команде и ощущать, что ты не один здесь. Даже если мы кого-то в процессе работы не видим, так как один художник далеко ушел, другой выбрал иной сюжет — и все разбрелись по территории объекта. Ну и что! Мы все равно ощущаем некое родство, творческое братство. Конечно, есть опасность многое не успеть, сильно устать и не понять всей местности, где пленэр организован. Поэтому приходится подстраиваться под человеческие возможности, делать, что возможно в этих условиях, и много смотреть, зарисовывать и фотографировать. Если успеваем, то делать длительные этюды.
Фото автора.
Читайте нас: