Все новости
26 Июня 2020, 13:50

Дмитрий Артамонов: «Стараюсь служить на благо жителей и гостей Салавата»

#ВрачиГероиРБ

Победа в номинации и почётное звание «Лучший врач скорой медицинской помощи» республики — это заслуженная оценка высочайшего профессионализма и максимальной отдачи пациентам заведующего отделением скорой медицинской помощи Городской больницы Дмитрия Артамонова. В этом году именно он возглавил первую смену созданного ковид-госпиталя города, организовав бесперебойную, эффективную работу учреждения. Накануне профессионального праздника мы не смогли встретиться с ним лично, потому что он возглавил работу пятой смены в госпитале, но благодаря возможностям онлайн-ресурсов мы всё-таки провели небольшое интервью.
— Врач — профессия или призвание?
— Стать врачом я решил после одиннадцатого класса, но, к сожалению, с первого раза стать студентом медицинского университета не удалось, и я поступил в Салаватский медицинский колледж, который с отличием окончил и, отработав один год медбратом в Мраковской районной больнице, поступил на первый курс педиатрического факультета Башкирского государственного медицинского университета. Призвание и профессия — отделить эти два понятия на современном этапе становления себя как врача невозможно. Сейчас я врач — это и профессия, и призвание.
— Почему скорая помощь, а не узкая специализация?
— Если честно, будучи студентом Салаватского медицинского колледжа, по каналу НТВ смотрел удивительный сериал «Скорая помощь», который получил не одну премию «Эмми», тогда думал — вот она служба, в которой я хотел бы работать. Став студентом медуниверситета, понял, что система здравоохранения Российской Федерации несколько отличается от данной системы других стран, в том числе и США, и начал планировать работу реаниматологом. А на 6 курсе при распределении оказалось, что в Салавате детские реаниматологи не нужны. К тому времени я уже был женат и планировал вернуться в Салават, поэтому пришлось выбрать другую специализацию. Проанализировав все, я пришел интерном на станцию скорой помощи, о чем ни капли не жалею. Буду честен: периодически я задумываюсь о смене специальности, особенно когда устаешь до таких пор, что домой приходишь, ложишься спать, утром просыпаешься и понимаешь, что нисколько не отдохнул. А нужно работать дальше. Вот в такие моменты хочется какого-то спокойствия, возможности проводить вечера в кругу семьи. Но, оказывая экстренную помощь, спасая жизни, понимаешь, что сделал правильный выбор, потому что действительно можешь попытаться помочь людям.
— Попытаться?
— К сожалению, помочь не всегда получается, иногда… Помните, у Михаила Булгакова в "Мастере и Маргарите" Воланд говорит: «Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен». В этом решающую роль играет фактор времени, а наша служба как раз и пытается уменьшить влияние этого фактора и дать пациенту второй шанс. Возвращаясь к предыдущему вопросу, скажу, что у меня как врача скорой помощи есть возможности переучиться, но пока говорить об этом еще рано.

— Вы первым возглавили ковид-госпиталь Салавата, почему? Что двигало? Вы же даже не инфекционист.
— 22 апреля я возглавил первую смену ковид-госпиталя. Утром меня вызвал начмед и сказал, что с сегодняшнего дня мы открываем госпиталь и я буду заведующим. Почему я? Он улыбнулся и сказал: «А кто еще?» В таких случаях врачи не задают вопросов, а делают. С этого дня бригада в составе врача-реаниматолога Богданова, двух медсестер, одного медбрата и лаборанта зашли в первую смену, через несколько часов к нам поступили пять пациентов переводом из инфекционного отделения, они оказались в реанимации. Потом стали поступать новые пациенты. Через сутки в команду к нам пришли врач –терапевт Кристина Гейко и еще три медсестры. Первая бригада отработала практически тринадцать дней в составе 13 человек. Мы приняли и сдали второй смене 33 первых пациента. Да, я не инфекционист, но когда начала развиваться ситуация с коронавирусом, мы все прошли 36-часовое непрерывное медицинское обучение часов по данной теме. Добавлю, что обязанность заведующего — не столько лечить пациентов, сколько выстроить и проводить организационную работу. Администрацией больницы была проведена колоссальная работа для того, чтобы здание на улице 30 лет Победы превратить в ковид-госпиталь.
— Коронавирус — это действительно особый вирус, который оправдывает все принятые меры, или это один из вирусов, и изоляция и другие ограничительные меры были нужны для того, чтобы у медиков было время понять, с чем они столкнулись?
— Наверное, в медицинском сообществе до сих пор еще нет однозначного мнения, что это. Слишком мало времени прошло с момент появления данного заболевания. Много различных теорий, информации, как он представлен в различных странах. Но этого мало. Сказать, что это особый вирус — да, мы можем сказать, что это особый вирус. Изоляция и ограничительные меры помогают — да, я в этом абсолютно уверен. Если бы не были введены эти суровые меры, возможно, пациентов было бы больше. Многие в этот вирус не верят, но, видя, как умирают люди в реанимации, как буквально через двое суток на ИВЛ оказывается пациент, с которым ты недавно общался, я понимаю, что этот вирус коварен. Думаю, через несколько лет, когда информации, достоверных источников с точки зрения доказательной медицины, будет больше, мы сможем, оглядываясь назад, сделать выводы, правы были или нет. В настоящий же момент я считаю, что ограничительные меры, которые принимались, — не драконовские, не избыточные, а необходимые, потому что социальное дистанцирование спасло нас от печального итальянского сценария с большим числом погибших. Мы прошли по несколько иному пути, Россия всегда шла своей дорогой.
— Салават готов к борьбе с коронавирусом? Врачи? Медсестры? Как вы выстраиваете тактику лечения? Это решение логической задачи или в нем есть и место интуиции?
— Начнем с того, что врачи, медсестры всегда готовы прийти на помощь, в этом суть их профессии. И коронавирус не исключение. При лечении пациентов с положительным ковидом отталкиваемся от временных методических рекомендаций, которые регулярно обновляет Министерство здравоохранения Российской Федерации. В настоящий момент мы руководствуемся уже седьмыми. Очень сильно помогает сайт департамента здравоохранения города Москвы. Интуиция тоже имеет место быть, но на первом месте — официальные источники информации: минздрав и роспотребнадзор. Вообще лечение пациента — это не какой-то стандарт. Любая болезнь у конкретного пациента протекает всегда индивидуально, нет абсолютно одинаковых двух пациентов, поэтому это комплексный подход. Но повторюсь, отметив, что я как заведующий госпиталем практически не принимаю участие в лечении индивидуальных пациентов. Моя задача — организовать бесперебойную работу госпиталя. В настоящий момент меня можно назвать менеджером. Да, врачи советуются, мы коллегиально принимаем решение, как поступить в том или ином случае, но сейчас у меня другая основная задача.
— Часто ли пациенты мешают врачу? Как поступаете в этих случаях?
— Да, такое бывает, некоторые настаивают по старинке: «Давайте прокапайте, почему мне так мало делают систем, почему соседу четыре системы, а мне одну, почему так плохо лечите?» и подобное. Приходится долго объяснять, что тактика оказания медицинской помощи порой не требует со стороны медицинских работников бесконтрольного вливания пациенту жидкостей. У меня всегда вызывает недоумение это распространенное старое выражение «прочистить сосуды» — долго приходится объяснять, но пациенты понимают. Все это мешает в оказании медицинской помощи. Один из докторов в нашей пятой смене сказал очень интересную фразу: «Если пациент полюбит свою болезнь, то им очень тяжело бывает расстаться». Поэтому свою задачу вижу еще и в том, чтобы не дать пациенту полюбить свою болезнь. Каждый день полностью обхожу госпиталь, всех больных, с каждым разговариваю и пытаюсь не допустить этого.
—Тяжёлые будни и на скорой, и сейчас в госпитале — где, в чем или в ком черпаете силы для работы?
— Силы для работы дает семья, во всех моих начинаниях меня поддерживает супруга. Вдохновение черпаю из литературы — очень люблю читать произведения, написанные врачами как отечественными, так и зарубежными. Прямого ответа на вопрос, откуда я дополнительно черпаю силы, нет, потому что отовсюду и по чуть-чуть.
— Врач в семье — это плюс, потому что вылечит всех членов семьи и родственников, или минус — постоянно на работе, с пациентами и может принести тот же ковид, например?
— Я не могу сказать, что врач в семье — безусловный плюс и вылечит всех родственников. Дело в том, что, когда ты оказываешь помощь близкому человеку, у тебя абсолютно отсутствует критическое мышление. А его отсутствие — это одна из причин возможной врачебной ошибки. Сказать, что минус — тоже нет. Как и в любой другой профессии, есть и плюсы, и минусы.
— Вы — победитель республиканского конкурса «Лучший врач Республики Башкортостан» в номинации «Лучший врач скорой медицинской помощи». Как относитесь к этой награде?
— С особой гордостью. У нас, могу ошибаться, но с 2013 года никто из врачей скорой медицинской помощи не становился лучшим в этой номинации. Что победа в номинации дала мне? Оценку моего труда, заслуг, наверное, оценку неплохую. Стараюсь служить на благо жителей и гостей города Салавата.
Читайте нас: