Собрать воедино фольклорные произведения, систематизировать их, понять, какую роль играет образ Салавата в башкирском фольклоре — непростые задачи, которые поставила перед учеными сама жизнь.
Образ Салавата Юлаева жил в памяти народа и проникал в печать, несмотря на цензурные ограничения XIX века. Впервые легенда о батыре была записана еще в 1852 году под названием «Пещера Ай», ее вариант опубликован в 1882 году в газете «Волжско-Камское слово». Народные песни о Салавате упоминает Н. Казанцев в своей работе, изданной в 1866 г. в Санкт-Петербурге. А менее чем через 10 лет, в 1875 году, известный фольклорист Руф Игнатьев опубликовал вольный перевод нескольких песен. Упоминания имени Салавата и попытки осмыслить его роль в башкирском фольклоре не прекращались, но систематических исследований не было, поэтому многие тексты, возможно, потеряны для потомков навсегда. Заведующая отделом фольклористики Института истории, языка и литературы УФИЦ РАН Гульнур Хусаинова считает, что поскольку «царское правительство запретило не только петь песни о Салавате, а даже произносить его имя, то можно предположить об исчезновении какой-то части существовавших произведений». Это сказалось на жанровом составе фольклора, посвященного герою — ученым известно лишь два кубаира и три баита на эту тему.
Серьезное изучение образа Салавата Юлаева в башкирских народных преданиях началось в только в ХХ веке. На территории современного Баймакского района поэт и фольклорист Мухаметша Бурангулов записывает предание о народном герое, а вслед за ним — Г. Вильданов в Бирском районе в 1928 году, писатель Баязит Бикбай — в Салаватском районе в 1938 году. Работа фольклористов продолжалась и в суровые 40-е годы, но наибольший успех ждал ученых в 1971-1977 гг., когда Фануза Надршина, Борис Ахметшин и Виктор Сидоров записали множество произведений в Салаватском районе. Во второй том фундаментального научного издания «Башкирское народное творчество», изданный в Уфе в 1987 году, вошли 72 народные легенды о Салавате Юлаеве, почти половина из которых записана на родине батыра — в Салаватском районе.
Песни о Салавате Юлаеве, исполнявшиеся на протяжении всего XIX века, не умерли и в следующем столетии. Сравнивая песни, записанные в разных районах Башкортостана уже в советское время, в 20-х, 30-х и 50-х годах, выдающийся музыковед Людмила Атанова отмечала их мелодическую общность — подобные напевы были общеизвестны и любимы народом. Трагическая судьба Салавата Юлаева находила отражение в сюжетах этих песен, тем не менее, подчеркивает фольклорист С.А. Галин, народные песни оптимистичны, наполнены верой в победу. Песни о Салавате Юлаеве записывали еще в 80-х годах — по историческим меркам, совсем недавно.
В нашем столетии работа ученых, исследующих монументальный образ Салавата Юлаева, продолжается — вышли в свет энциклопедия «Салават Юлаев», книга «Салават Юлаев в башкирском фольклоре» в 2-х томах (2008), подготовленная доктором филологических наук Фанузой Надршиной. Впереди — новые открытия, которые помогут понять и оценить масштаб личности Салавата Юлаева.