К реализации проекта уже приступил Салаватский психоневрологический интернат, и его директор Наталья Кочетовская рассказала о проблемах, с которыми столкнулись сотрудники. На данный момент интернат предоставляет услуги в рамках сопровождаемого проживания по системе долговременного ухода. Главная цель — интеграция в обществе для улучшения качества предоставления услуг при инновационных формах и методах обслуживания.
— Пилотный проект предлагает формы воздействия в адаптационный период, чтобы научить социальным навыкам и трудоустроить людей. Когда к нам в стационар помещают получателей соцуслуг, мы не изолируем их от общества, а наоборот, стараемся вывести хотя бы на стационарно замещающую форму устройства, — рассказывает о реализации проекта Наталья Кочетовская. — По этой программе создаются социально-бытовые комнаты, в которых есть бытовая техника. Там мы обучаем получателей соцуслуг самостоятельно себя обслуживать. Эти навыки развивать можно и нужно, и мы на этом не останавливаемся.
По ее словам, был проведен мониторинг трудовой ориентации и трудоустройства среди получателей соцуслуг, который выявил, что устроиться на работу могут 10 человек, даже несмотря на то, что они находятся в статусе недееспособных. С этой целью на территории психоневрологического интерната было устроено два человека. На момент верстки номера, по информации, представленной психоневрологическим интернатом, еще 4 получателя социальных услуг, проживающих в стационарном учреждении, в рамках квотирования рабочих мест заключили трудовые договоры с ООО «БИТУМ».
Кроме этого, для 62 людей также посильна трудовая деятельность, которую можно обеспечить в рамках трудотерапии на территории интерната.
— Необходимо рассмотреть и запустить в нашу процедуру сопровождения — предоставление услуг общеобразовательной деятельности, профессионального образования и переподготовки. Из 166 человек, находящихся в нашем интернате, не имеют образования 90. А трудоустроить людей, у которых нет хотя бы школьного образования, невозможно. По заключению психиатра, реализация программ возможна лишь для 29, — добавляет Наталья Кочетовская.
— Для реализации проекта мы выбрали людей, у которых уже есть какое-то образование. С ними проще работать, возрождая их знания, — сказал директор Ишимбайского психоневрологического интерната Шамиль Фахруллин.
— В нашем интернате такая же ситуация, как и в салаватском. Из 102 человек отобрали 6 пациентов, которые на сегодняшний день проходят обучение. Начали эту программу с 2018 года, обучая женщин тому, что может пригодиться в быту: готовить, стирать. В этом году в мужском интернате по сопровождающему проживанию отобрали 6 пациентов из 120. Проблемы обучения, конечно, есть, но, если мы выведем в социум пару человек — это будет большая победа, — вступил в обсуждение директор Кумертауского психоневрологического интерната Ринат Ибрагимов.
А вот руководитель психолого-медико-педагогической комиссии Лариса Королева считает, что не всех и не всему можно научить. Но в Конституциях Российской Федерации и Республики Башкортостан говорится о том, что каждый гражданин обладает правами и свободами, что они неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Она также уверена, что государство делегирует полномочия субъектам федерации и муниципалитетам, чтобы они создавали условия для получения образования лицам с ограниченными возможностями здоровья независимо от нозологии.
— У нас создаются условия для получения образования людьми с ограниченными возможностями здоровья. Отдельно оговорено, что образование людей, которым нужно больше внимания, заботы, терпения и ухода, должно основываться на принципах гуманизма, на особых образовательных методах и приемах, — говорит Лариса Королева.
Отметим, что обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в нашем городе осуществляет коррекционная школа. На данный момент там обучаются 180 детей с ограниченными возможностями здоровья, из них 123 ребенка-инвалида, дети поступают на обучение в разном возрасте.
— В этом году к нам поступила семнадцатилетняя девушка, и поскольку она несовершеннолетняя, мы можем продолжать обучение в течение девяти лет. Но если законный представитель пожелает закончить обучение досрочно, без получения документа, после наступления 18-летнего возраста, он имеет право написать заявление о прекращении обучения, — рассказывает о нюансах обучения заместитель директора по учебно-воспитательной работе Ольга Шивцова. — Что касается методической помощи и проведения совместных межведомственных мероприятий, мы открыты для сотрудничества.
Инклюзивное профессиональное образование для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья происходит на базе Салаватского колледжа образования и профессиональных технологий с 2008 года.
— Уже два года как реализуем профессиональное обучение выпускников коррекционных школ по двум направлениям: для мальчиков предлагаем профессию «Комплектовщик мебели», а для девочек — «Портной». На следующий год детей, пришедших к нам из коррекционных школ, будем комиссионно изучать и заранее постараемся определить, насколько они обучаемы. О взаимодействии с интернатом: вариантов обучения много. Кстати, советую вашим пациентам присоединяться к движению «Абилимпикс», где само участие является большой победой, — обращаясь к директорам психоневрологических интернатов, предложила директор колледжа Зулфия Ишембитова.
В ходе заседания круглого стола руководитель жилищного отдела администрации города Наталья Пушкарева подняла острый для нашего города и республики вопрос об обеспечении жильем инвалидов и семей, имеющих несовершеннолетних детей-инвалидов. Она отметила, что жильем обеспечиваются в первую очередь граждане с тяжелыми формами хронических заболеваний и те, кто стоит на учете в качестве нуждающихся.
— Постановка на учет в качестве нуждающихся носит заявительный характер и осуществляется при условии, что обеспечены учетные нормы в расчете на каждого члена семьи. Те семьи, где нет детей-инвалидов, не попадающих в этот перечень хронических заболеваний, обеспечиваются в порядке общей очереди и не включаются во внеочередной список. В 2018-2019 годы квартирами было обеспечено две семьи. На сегодня во внеочередном списке еще находятся 9 семей, — поясняет Наталья Пушкарева.
Начальник отдела центра занятости населения Надежда Сухорукова отметила, что имеется около 150 вакансий на трудоустройство инвалидов ежемесячно. Этим вакансиям вряд ли соответствуют пациенты интерната, однако выход из непростой ситуации все же есть.
— Положением о квотировании рабочих мест (выделение минимального количества рабочих мест в организациях для приема на работу) предусмотрена аренда рабочих мест, такого опыта в республике пока нет. Если работодатель не выполняет эту квоту, но заявляет вакансии — центр занятости может подобрать инвалида на должность. Главная проблема — несоответствие спроса и предложения, — поясняет Надежда Сухорукова. — А аренда — это когда работодатель может заключить, например, с психоневрологическим интернатом договор и обеспечить инвалида работой.
— Ведется большая работа по трудоустройству. Много лет мы пытаемся трудоустроить инвалидов, и, как выяснилось, порой они не готовы, а чаще не желают работать. У нас есть люди, которые уже много лет работают на больших предприятиях, в открытых акционерных обществах и у индивидуальных предпринимателей. Инвалиды, которые хотят трудиться и получили образование, будут работать, — добавила председатель городского отделения «Всероссийского общества инвалидов» Светлана Халилова.
— Наш круглый стол — это часть огромной системной работы с теми, кто нуждается в особой заботе. Во время обсуждения высказано много предложений по актуальным проблемам. Мы понимаем, что данные проблемы в одиночку никто не решит. Только совместными усилиями и благодаря не просто межведомственному взаимодействию, а принципу «плечом к плечу», мы вместе сможем помочь людям, которые оказались в непростых ситуациях, связанных с серьезными заболеваниями, — подытожила Дильбар Мустафина.