В Салавате впервые прошла пресс-конференция с главой администрации города Динаром Халиловым, занимающим этот пост с февраля. За это время сделано многое — результаты очевидны, но и на будущее запланировано множество нужных для комфортного проживания и отдыха салаватцев проектов. Во время пресс-конференции глава администрации дал ответы на проблемные вопросы, поделился ближайшими планами на будущее и ответил на ряд личных вопросов.
— С какими чувствами и мыслями вы вернулись в родной город? Какие цели ставили перед собой?
— Салават — мой родной город, здесь многое связывает меня с детством и юностью, мне было интересно вернуться в школу, в родной двор, увидеть близких людей. Какие цели? Эти полгода были достаточно насыщенными: мы решали вопросы и задачи, которые ставил глава республики. Судить салаватцам, что нам удается сделать, а что-то, может, еще не совсем. Но в целом, моя задача была — хоть немного ускорить некоторые процессы, которые, прежде всего, направлены на создание комфортных условий проживания в городе, в большей части это происходит в рамках федеральных и республиканских программ. Важно, чтобы салаватцы были соучастниками, проявляли гражданскую инициативу, говоря по-другому — формировали в себе «чувство хозяина» своего подъезда, двора и города. Это очень важно.
— В городе бытует выражение о том, что с начала весны тают не только снег, но и дороги. Какие работы проведены по реконструкции дорог и что предстоит в ближайшие годы?
— Вопрос вечный, и не только для Салавата. В городе ситуация не самая плохая, хотя проблемы присутствуют. В этом году по программе «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД) нам удалось сделать несколько крупных артерий по новым технологиям с качественным и долговечным асфальтом, разметками из термопластика, с новым освещением. Дорога — это инженерное сооружение, которое требует обслуживания в соответствии с нормами, поэтому строительство и обслуживание ливневой канализации — одно из важнейших условий. В Салавате сложно с ночным освещением, когда еду вечером по городу, вижу, что его недостаточно. Поэтому мы продолжаем заниматься модернизацией освещения города, и со временем дорожное полотно будет полностью и равномерно освещено. Это обеспечит безопасность.
— Дороги и транспорт связаны между собой. Планируется ли навести порядок в работе частных транспортных фирм?
— Вопрос транспортного обеспечения: вакханалия маршруток и их небезопасная езда, соревнования между собой за пассажира, их изношенный состав — присутствует не только в Салавате, но и в республике. Это является серьезной проблемой государственного перевозчика ГУП «Башавтотранс», который в свое время полностью обслуживал этот рынок, но ввиду экономических проблем растерял эти позиции. Сейчас огромные средства республиканского бюджета направлены на то, чтобы купить новые автобусы. Радостно, что Салават не забыт, и мы получили 28 новых автобусов, но нам нужно как минимум в два раза больше.
Недостаток транспорта на маршрутах будет компенсироваться частными перевозчиками. Если их дисциплина будет отвечать требованиям, которые к ним предъявляются, то ничего страшного в их присутствии на дорогах не будет — пусть возят. Надо лишь наладить техническое состояние, допуск до маршрута транспортного средства, водителя и контролировать режим работы.
— Как происходит реализация программы «Башкирские дворики»?
— Дворы — смежная территория, где муниципальные власти и жители должны суметь найти общий единый подход. Программа как раз на это направлена. Всю финансовую нагрузку по модернизации дворов несет республика. И она готова на это идти и отдавать деньги жителям, чтобы они соорудили для себя комфортную среду. Хотя программа действует не первый год, но чем дальше, тем больше она совершенствуется. Теперь двор можно назвать комплексно благоустроенным только в том случае, если в нем появились новые парковочные места, ночное освещение, нормальные мусорные контейнеры, детские и спортивные площадки и прочее.
Приятно, что этот процесс сдвинулся с мертвой точки и на собраниях живая обстановка, люди откровенно и заинтересованно в этом участвуют, отстаивают свою точку зрения, контролируют все изначально.
— С появлением в микрорайоне «Восточный» новых домов появились и два новых детских сада. Теперь жители ждут школу. Когда она будет готова?
— Этот микрорайон безусловно молодежный, вечерами десятки семейных пар прогуливаются там с детьми, во дворах до позднего вечера слышен детский гомон. Весной пришли к решению о строительстве школы, подобной школе № 23 Стерлитамака на 1 225 мест. Была лишь одна проблема — недостаточная площадь на участке в третьем микрорайоне. Мы решили, что в проекте ничего менять не будем. Построим школу, рядом сделаем площадку для младших классов, а большую спортивную часть перенесем на противоположную сторону дороги, за дом № 12 на ул. Бекетова, где на данный момент находится пустырь. Там ученики старших классов смогут заниматься на самом современном спортивном оборудовании.
Привязка школы к местности уже осуществлена за счет городского бюджета, на днях получим экспертное заключение. Врио Главы Республики Башкортостан Радий Хабиров дал добро на то, чтобы мы включили эту школу в Республиканскую адресную инвестиционную программу (РАИП). На следующий год начнем строительство, для города это будет большой шаг вперед.
— В Салавате сложно попасть к врачу, присутствует и нехватка узких специалистов. Как будут решаться эти вопросы?
— В этом году динамика стала положительной: если в начале года мы теряли по 2-3 специалиста, то уже с июля по 5-6 специалистов начали к нам приходить. В городе приняли программу «Охрана здоровья населения города Салавата», в которой предусмотрены меры для поддержки системы здравоохранения, решения кадровых вопросов. Чтобы привлечь в Салават специалистов, решено студентам 5-6 курсов и ординатуры медицинских вузов выдавать стипендию от города в размере 10 тыс. рублей ежемесячно, предоставлять в виде служебного жилья квартиры. Огромную поддержку в этом вопросе оказала компания «Газпром нефтехим Салават», которая, начиная с этого года, будет выделять по одному миллиону рублей каждому приезжему специалисту первичного звена.
Салавату действительно нужно дополнительное внимание. Пока у нас есть недостаток в узких специалистах, руководитель региона Радий Хабиров поставил задачу организовать врачебный десант в наш город. В Салават на 10 дней приедут лучшие специалисты и будут принимать горожан, снимая самые больные вопросы.
— Как можно упростить процедуру обращения граждан к Вам?
— Старая схема приема граждан изжила себя, поэтому надо все менять. Первое, что успел сделать, — попросил, чтобы приемы проводились на выезде в вечернее время, в зданиях ЖЭУ, к примеру. Ни один прием граждан не закончил так, чтобы кто-то из салаватцев остался в коридоре и не попал на прием. Это пока временная мера, в будущем переведем прием граждан в новую форму.
Много вопросов задают в социальных сетях, порой просто физически не могу ответить. Если ситуации критичные, реагируем сразу, но бывает, что задают и достаточно типичные вопросы.
— Какие увлечения у Вас были в юности? Чем увлекаетесь сейчас?
— С 4 класса занимался в художественной школе, был не самым лучшим учеником. Позже окончил учебно-производственный комбинат и получил первую профессию — художник-оформитель. Даже была мысль поступить в Свердловский институт на факультет промышленного дизайна, но жизнь сложилась так, что я отправился в Уфу. Сейчас помогаю дочке, которая в свои 10 лет неплохо преуспела: может нарисовать хороший натюрморт не только в реалистичном стиле, но и пофантазировать. Всегда считал, что художники — это особые люди, чья незашоренность позволяет шире смотреть на вещи, радоваться тому, что есть и правильно оценивать действительность. Приятное воспоминание связано и с детской (юношеской) школой за «Орленком», где находился спортивный зал — там занимался дзюдо у тренера Ильдара Хисаметдинова. Дзюдо в переводе означает «гибкий путь к победе», к тому же это не силовая борьба, а техническая, мне это всегда нравилось.
— Символ спорта в городе — это спидвей. Когда будет отремонтирован стадион?
— Спидвей был предметом гордости для нашего города. И если Салават в будущем вернет свою былую спортивную славу, это будет одним из признаков того, что город действительно развивается. Спидвей — это особенный спорт, которым занимаются не все, но многие болеют. Его надо поддерживать и развивать совместно с каким-то еще видом спорта, например, с футболом. Если совместить на стадионе два таких важных развивающихся в Салавате вида спорта, то стадион заживет активной жизнью. 200 млн рублей требуются для реконструкции стадиона, думаю, что основная часть работ начнется на следующий год, и в конце 2020 — начале 2021 года у нас будет новый стадион.
— Какое место в Салавате было любимым в детстве, как оно изменилось спустя годы?
— Их много. Школа, в которой учился, двор, где вырос. Но сегодня, заново оценивая все, скажу, что это зона «Добро пожаловать» у реки Белой. С малых лет там мы купались в речке, ходили за яблоками, играли, проводились здесь и сабантуи. Но прошли годы, а свой облик это место не изменило, хотелось бы этот вопрос решить. Есть хорошая задумка о том, что там можно сделать, но говорить об этом пока рано. Скажу одно, если мы сумеем превратить это место в культурный и цивилизованный ландшафтный парк с различными наполнениями для детей и взрослых, то это станет зоной притяжения для всего города.
— Как Вам удаётся сохранять спокойствие и собранность в работе? Может быть, есть психологический приём или метод?
— Деваться некуда. Есть задачи, которые надо выполнять, а если их получится выполнить достойно, значит, смогу принести пользу родному городу — это большой стимул. Для этого можно и любые горы свернуть, ведь для каждого человека нет ничего ценнее, чем близкие и его родной дом. Я родился в Салавате, и для меня будет большим плюсом по жизни, если я смогу быть ему полезным.
— За полгода занимаемой должности какое самое сложное решение вам пришлось принять?
— Решения приходится принимать ежедневно, и они не могут быть легкими. Ведь любое решение отражается на многих людях, поэтому принять вовремя правильное решение очень важно. Чаще всего сложно решить, на что именно направить выделенные нам деньги, потому что все в городе требует немедленного вмешательства. Поэтому, не озираясь ни на что, надо просто решать с максимальной пользой для всех. Единственное, что бы я изменил, — занялся бы некоторыми вещами более детально. К примеру, остановки. На сегодняшний день мы нуждаемся как минимум еще в двадцати остановках общественного транспорта, а поставили только шесть. Считаю, что их надо было брать сразу все 20, найти на это средства.
— Каким Вы видите Салават в будущем?
— Думаю, что все будет хорошо. Нефтехимический комплекс, которым обладает город, — это залог бурного и стабильного развития на сотню лет вперед, не только для Салавата, но и для республики в целом. В плане жизни города я хотел бы совместно с салаватцами создать нормальную комфортную городскую среду, чтобы у нас была возможность не только работать, но и просто жить, отдыхать, чтобы наши дети учились в хороших школах и садах, чтобы больницы были высокотехнологичны и функциональны, чтобы дети играли у себя во дворах, где всего достаточно, да и, конечно, чтобы спорт в городе развивался.