После некоторого перерыва мы продолжаем проект «Легенды салаватского сыска». Сегодня расскажем о криминальной истории, произошедшей в Салавате. У этой истории мог быть иной финал, если бы …
Последние дни сентября восьмидесятых годов уже прошлого века. Горожане радовались субботнему погожему дню. Кто-то гулял по улицам и парку, другие наводили порядок на садовых участках, собирая последний в году урожай. Только в городском отделе внутренних дел работа шла своим чередом. Согласно приказу министра внутренних дел республики Владимира Рыленко не только сотрудники, но и начальник ГОВД, тогда еще подполковник милиции, Виктор Давыдков в праздничные и воскресные дни должны были находиться на своем посту. Обстановка в этот день была спокойной и ничто не предвещало беды. К вечеру пошел сильный дождь, который вскоре прекратился.
— Примерно около 9 часов вечера дежурный сотрудник сообщил мне, что поступило сообщение от супругов о том, что пропал их сын, — рассказывает полковник милиции Виктор Давыдков. — Шестнадцатилетний учащийся одного из профтехучилищ Андрей не пришел вовремя домой. Дело в том, что юноша, единственный сын в семье, никогда не огорчал своих родителей и всегда своевременно возвращался домой. Это в наши дни в случае каких-либо непредвиденных ситуаций можно позвонить по мобильному телефону и предупредить своих близких о том, что сын жив – здоров и придет попозже или переночует у друзей. Но в те годы подобной возможности не было. По словам родителей, Андрей после обеда уехал кататься на велосипеде, предупредив, что по пути заглянет на дачный участок, расположенный за лесопосадкой недалеко от оживленной автомобильной трассы. Родители поехали туда, но в саду сына не оказалось. И только после этого обратились в милицию.
А позднее в тот же вечер в милицию поступило сообщение от гражданина, который в лесопосадке во время поиска грибов обнаружил труп молодого человека. Туда немедленно выехала оперативная группа в составе старшего эксперта-криминалиста Рамиса Фаттахова, старшего следователя прокуратуры Прасковьи Травкиной, судмедэксперта Хоробрых и начальника милиции.
Уже стало довольно темно, когда гражданин, звонивший в дежурную часть, показал место, где обнаружил труп. Это было на узкой дорожке лесопосадки недалеко от трассы. Погибший скончался от переломов конечностей и, как установили в ходе вскрытия, от кровоизлияния в мозг. И если бы ему вовремя оказали медицинскую помощь, он бы остался жив. По следам стало видно, что был совершен наезд на легковом автомобиле, предположительно марки «Жигули», который получил механические повреждения. Приглашенные родители опознали своего сына — их горю не было границ.
В тот же вечер в ГОВД составили план мероприятий для поиска преступника. Недалеко от места происшествия сотрудники милиции встретили одного из жителей города, который в момент ДТП находился недалеко от места происшествия. Он слышал удар, крик человека, а также голоса, видимо, принадлежавшие молодым людям. Поэтому во время обсуждения плана мероприятий была высказана мысль, что машиной мог управлять молодой человек.
Начальнику ГАИ Ринату Мусину поручили проверить места ремонта автомобилей, благо, в те годы их было немного. А сотрудникам уголовного розыска Виктору Чернову, Фанзии Нуриевой было поручено опросить учащихся средних специальных учебных заведений и выяснить вероятного владельца машины.
Розыскные мероприятия проводились с утра до позднего вечера. О происшествии сообщили в МВД республики. Установили марку автомашины, как и предполагали, это были «Жигули». Только на пятые сутки вышли на студента, который приезжал к училищу на подобной машине. Оперативники уголовного розыска нашли его родителей. Отец тоже единственного сына Николая (имя изменено) являлся руководителем одной из крупных строительных организаций, мать — домохозяйка. Установили, что отец был встревожен вмятиной на машине, догадался об аварии и искал того, кто сможет провести ремонт. Во время допроса узнали, что машина была совершенно новая, даже еще не поставлена на учет. Ее подарили сыну на восемнадцатилетие.
Осмотрели машину. На кузове обнаружили следы недавней окраски и еле заметную вмятину, а также следы удара о металлический предмет. Был задан прямой вопрос: откуда появились эти повреждения и почему скрыли данный факт от милиции?
Единственный сын Николай рос избалованным ребенком. Ему ни в чем не отказывали, постоянно дарили дорогие подарки. Особенно в этом усердствовала мама, а отец слабо сопротивлялся. В день совершеннолетия Николая ожидал приятный сюрприз, утром родители сообщили ему о дорогом подарке. Нужно отметить, что в те годы для большинства горожан даже отечественный мотоцикл был роскошью.
Чтобы приобрести в восьмидесятые годы автомобиль ВАЗ-2105, нужно было стоять несколько лет в очереди, получить разрешение на его приобретение или быть руководителем крупного предприятия, иметь большие связи. Машина стоила по тем временам около восьми тысяч рублей при средней зарплате в 150 рублей.
Допросили и самого Николая. Он признался, что на второй день после получения подарка, не спросив разрешения у родителей, выехал с другом за город. Когда возвращались, уже темнело, было решено проехать через узкую просеку лесопосадки. Вскоре они догнали велосипедиста, пробовали его объехать, но неопытному водителю это не удалось — тот был сбит. Перепуганные приятели вышли из машины и увидели, что юноша еще жив. Но вместо того, чтобы немедленно отвезти его в больницу, оттащили в кусты и закидали листьями. Домой вернулись поздно, родителям ничего не сказали. Отец Николая и сам понял, что сын совершил серьезное ДТП, но скрыл это от милиции, надеясь спасти его от неминуемого наказания.
Так завершилась эта грустная история, Николай был осужден. Все члены оперативной группы, участвовавшие в розыске, были поощрены.
В наши дни «Жигулями» никого не удивишь. Молодые люди, обучающиеся в местном вузе или престижном колледже, подъезжают к учебным заведениям на крутых дорогих иномарках. По ночам разъезжают по городу, включив музыку на всю мощь. Хотелось бы, чтобы данная история послужила для них предостережением.