Все новости
4 Июля 2019, 12:23

Дружба школьная не кончается…

Сданы ЕГЭ, отшумели выпускные балы. Совсем скоро разъедутся бывшие одноклассники по всей стране — кто на учёбу, кто на работу, кто в армию. Встретятся ли они ещё когда-нибудь?..



ШКОЛЬНЫЙ АЛЬБОМ



Почему одни люди считают, что встречаться с одноклассниками — только время терять («жизнь развела в разные стороны, говорить не о чем»), а другие утверждают, что такие встречи — как глоток воды из родника? Кто помог этим другим сохранить школьную дружбу на многие годы? И нужна ли она вообще — школьная дружба? Наверное, все зависит от того, как прошли школьные годы. Если прожили их ребята вместе, были рядом и в горе, и в радости, то и потребность время от времени встречаться, вспоминать детство, помогать друг другу в жизни остается на все оставшиеся годы. Бывает, что школьная дружба перерастает в дружбу на всю жизнь.


— Разве так случается? — спросит недоверчивый читатель.


Отвечу с уверенностью:

— Случается! И не так уж редко, как кажется.


Есть примеры? Конечно! Нашему 10 «А» классу школы № 12 в следующем году исполнится 50 лет со дня выпуска. И мы дружим до сих пор. Причем нам интересно знать друг про друга все. Мы бывали на свадьбах одноклассников, знаем про всех наших детей и внуков (а сегодня у некоторых из нас появились уже правнуки!). И каждый раз встреча бывшего 10 «А» становится событием для каждого из нас. Разговоры и воспоминания бывают «гвоздем программы» таких встреч. И наш класс не уникален. Несколько лет назад мне довелось побывать на встрече выпускников школы № 6 (сейчас — гимназия № 1). Съехались они со всей страны и собрались почти в полном составе бывшего 10 «Б» класса. Замечательная была встреча! Ребята (позвольте так называть уже солидных взрослых людей) с наслаждением общались, вспоминали школьные годы и даже выпустили потом юбилейный журнал «Легенды десятого «Б». Очень хотелось узнать, почему много раз (а этому выпуску уже за 40) люди каждые пять лет собираются вместе. И получилось небольшое, но очень интересное интервью выпускников бывшего 10 «Б» класса школы № 6. Все эти люди — бывшие ученики именно той старой советской школы, которую кто-то любит, кто-то ругает. Но, согласитесь, именно тогда в школе уделялось много внимания созданию в классном коллективе атмосферы взаимопонимания, дружбы, совместной деятельности, сплоченности. И эти чувства люди пронесли через всю жизнь. Итак…


— Что для вас школьная дружба? Почему она продолжается? Школа это вам дала или вы сами такие — друг без друга не можете?


Григорий Куранов, заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе, доцент кафедры регионального управления и национальной политики МГИМО, кандидат медицинских наук (Москва):

— Тут, по моему мнению, три причины. Во-первых, почему человек что-то делает? Или это доставляет ему удовольствие, или он считает это своим долгом. Безусловно, я встречаюсь с одноклассниками потому, что это доставляет удовольствие, это мне нравится, это приятно. На встречах одноклассников мы 20% времени говорим о своих детях и внуках, а 80% — вспоминаем годы школьной жизни. И эти 80% позволяют нам вернуться в то время, когда мы были молоды, когда у мальчиков были пышные шевелюры, а у девчонок — косички и бантики.


Вторая причина, наверное, в том, что мы так и остались коллективом, не разбежались по своим углам. А почему? Уровень каждого коллектива определяется наличием или отсутствием в нем генераторов энергии. Если есть сильный «генератор», то коллектив становится очень мощным, работоспособным, креативным. По моим ощущениям, в нашем классе существует четыре супергенератора и четыре сильных генератора, каждый из которых мог бы потянуть целый коллектив. И результат, что называется, налицо: мы практически все успешны (у всех высшее образование, никто не пропал, не скатился на жизненное дно), до сих пор дружим, общаемся и гордимся своим классом. Мы так зарядились общей энергетикой, что, даже расставшись, держим друг друга по жизни, и каждый расправил крылья, взлетел. А когда встречаемся, также подпитываем друг друга.


Третья причина — это гордость. Ты гордишься тем, с кем дружишь, гордишься, что имеешь возможность сказать: я встретился с одноклассниками! Когда рассказываю, что мы встречаемся всем классом спустя 40 с лишним лет после окончания школы, это вызывает гордость у меня и зависть у собеседника.


Ирина Барковская, педагог-психолог Салаватского индустриального колледжа, заслуженный учитель Республики Башкортостан:

— В школе нас очень сдружила совместная деятельность. Причем организованная не столько учителями, сколько нами самими. Мы вместе ходили на лыжах, ездили на велосипедах на природу. Помогали друг другу, когда надо было откликнуться. Например, когда у Люды Хомченко мама лежала в больнице, а надо было сажать огород, мы сделали это вместе. Или когда Грише Куранову нужно было сделать ремонт, чтобы он мог уехать в Москву, мы всем классом ему помогали. Это очень сближало тогда и сохранилось по сей день: у нас одноклассница Чернобыль прошла и в Донбассе жила в самое трудное время, потом переехала в Крым, а мы все вместе поддерживали ее, старались помочь.


Ринат Мусин, полковник милиции в отставке, в настоящее время руководитель строительного предприятия:

— Первый раз массово мы собрались на 15-летие выпуска — в 1991 году. И с того времени каждые 5 лет встречаемся. Люди приезжают практически со всей России.

Что меня радует при встречах? У нас никто не меряется ни квадратными метрами, ни должностями, ни машинами, ни кошельками. Мы все равны, никогда не обсуждаем материальное положение друг друга, просто вспоминаем детство, свой класс. Вспоминаем, как ездили на велосипедах «на ручеек» (так назывались наши выезды на природу). Уезжали туда рано утром, готовили еду, играли в бадминтон. Последний велосипедный сезон мы закрыли, когда приехали в Салават после вступительных экзаменов.

Нам всегда было интересно вместе, может, потому, что цели у всех были похожими. В классе у ребят не стоял вопрос, идти учиться или нет, стоял вопрос, куда идти учиться. В целом в нашем классе атмосфера заставляла отстающих тянуться вверх, за всеми. Да и сама школа по своему уровню тянула нас вверх.


Ирина Барковская:

— И родители сыграли свою хорошую роль в том, что мы до сих пор дружим. Моя мама до сих пор вспоминает, как мы собирались у нас дома.


Ринат Мусин:

— Наши родители знали всех наших одноклассников. И сегодня передают им приветы.


Ирина Барковская:

— Например, маме Гриши Куранова 90 лет, она всех помнит, спрашивает про нас.


Лидия Воронкова, пенсионер, ветеран ООО «Газпром нефтехим Салават»:

— Да, Ринат прав: нас и теперь сближают общие интересы. Наш возраст уже к 60-ти приближается, 15 юбиляров в 2019 году будет, большинство находится на заслуженном отдыхе. Но мы и сегодня общаемся, гуляем вместе, ходим в бассейн, проводим свои мероприятия. А еще наши встречи — это настоящая энергетическая подпитка.


— Когда сегодняшних молодых людей спрашиваю, встречаются ли они с одноклассниками, очень немногие отвечают утвердительно. Как вы думаете, почему после школы пути современных выпускников так кардинально расходятся?


Ирина Барковская:

— Сегодня в некоторых школах очень конкурентная среда. Порой детей изначально настраивают на достижение высокого личного результата. Как психолог скажу, что эта конкуренция, воспитываемая буквально с начальных классов, во многом деформирует личность. Стремление вырваться вперед приводит к тому, что ребенок не обращает внимания на тех, кто рядом. Нередко оценка личности идет по учебным достижениям: если ты не победитель олимпиад, не участник конкурсов, то и внимания-то не достоин. Наши отношения не строились на качестве учебы.


— Ремонт пойдут сейчас делать к своему однокласснику? Или огород сажать?

— Скорее всего, нет. Скажут, что нужно готовиться к ЕГЭ или идти в спортивную секцию.


Ринат Мусин:

— Хорошо, когда школа чтит свои традиции, надо проводить вечера встречи, приглашать выпускников, причем — всех, разных годов выпуска. Рассказывать о дружных классах. Дети должны видеть, что школа помнит своих выпускников. Среди выпускников салаватских школ есть и политики, и врачи, и учителя, и депутаты. А дети об этом не знают. Они и будут думать: мы окончили школу — и про нас забыли.


Читатель скажет: опять эти дурацкие разговоры типа «Вот в наше время…»! Возражу так: в каждое время было и плохое, и хорошее. Может, хорошее не стоит отметать вместе с плохим? Воспоминания о детстве и юности, каковыми, несомненно, являются встречи выпускников, сколько бы лет ни прошло со времени выпуска, всегда (и я в этом твердо уверена!) несут много положительных эмоций и дают некую позитивную энергетику на месяцы, а то и годы вперед. Так что, дорогие выпускники, встречайтесь, дружите, любите свои школьные годы. И пусть дружба школьная не кончается!


Читайте нас: