Все новости
21 Июня 2019, 14:42

Притягательная сила сюрреализма

Картины многих художников обладают необыкновенной притягательной силой. К их числу относится уроженец нашего города, уфимский художник Михаил Гладких, член Творческого союза художников России и Международной федерации художников при ЮНЕСКО. Сейчас в картинной галерее Салавата проходит его выставка под названием «Интеллектуальный мир Михаила Гладких».



В картинах этого художника мы будто переносимся в магический и таинственный мир — мир символизма и сюрреализма, иносказательности и аллегорических образов. Зачастую с помощью аллегорий и метафор Михаил высмеивает людские пороки. В каждой картине оригинальным способом припрятаны символы, знаки, и зрителю предоставляется возможность разгадать «шифр» произведения...


Экскурсовод картинной галереи Виктория Исакова подробно рассказала о каждом полотне талантливого художника. К примеру, картина «Остановка на пути». Здесь художник причудливым образом, с помощью аллегорий и метафор, описывает различные грехи людей, их страсти. Изображена повозка с человеком полного телосложения, в которой мы видим много еды. Под повозкой — чьи-то босые ноги и бутылка с алкоголем. Художник показывает проблемы современного общества — алкоголизм и переедание, указывает на один из грехов — чревоугодие.


Видно сломанное деревянное колесо, лежащее на дороге.

— Вообще, колесо — это символ жизни, движения, развития, а здесь оно сломано. Это означает, что, предаваясь порокам, люди сами ломают свою жизнь, останавливают жизненное колесо, — поясняет экскурсовод Виктория Исакова.

На земле возле повозки мы видим лица — это тоже символ падших людей.


Кроме того, есть на картине и старая машина в виде черепахи, а сзади на ней написано «Маг».

— Часто люди ждут, что кто-то им поможет разобраться в своих проблемах, и обращаются к различным магам, колдунам, ведьмам. Приводит ли это к добру или, наоборот, усугубляет ситуацию — зависит, в первую очередь, от человека. Если он что-то не понял, не усвоил свой жизненный урок, то никакой маг ему уже не поможет. Менять мир вокруг человек должен только после того, как изменится сам, — говорит Виктория Исакова.
НА ШАБАШ!



На летящем корабле изображено множество животных с крыльями — Михаил Гладких показывает нам, что люди в нашем обществе очень разные, каждый не похож на другого. Кто-то предлагает бесплатный сыр, который, как известно, бывает только в мышеловке. Кто-то всю жизнь ищет свою золотую рыбку, как кот, сидящий на вершине корабля, кто-то прыгает с парашютом, привнося в свою жизнь адреналин.

— Многие люди не понимают, почему на первом плане рядом с кораблем изображена ведьма на странной метле, — рассказывает экскурсовод. — Дело вот в чем: задолго до появления всех религий существовала одна общая религия. В данном случае — язычество. И поэтому в настоящее время все больше напоминаний о том, что мы едины.
Многие полотна Михаила Гладких несут политический подтекст. К примеру, картина «Судилище». Здесь художник явно описывает борца против несправедливости. Можно вспомнить выражение: «А судьи кто?» — здесь оно звучит как нельзя кстати.

— Часто общество судит кого-то, пряча свои скелеты в шкафу. Мы видим на картине судью — крысу, которая прячется за маской справедливости и сидит на трусливом страусе. Можно ли верить ее приговору? — задается вопросом Виктория Исакова. — Все очень относительно.
В ПОТОКЕ ТВОРЧЕСТВА


Еще одна картина на выставке, которая нас очень впечатлила, называется «Посвящение». Автор адресует ее как самому себе, так и всем художникам.


И снова мы окунаемся в мир сюрреализма. У мольберта стоит художник и пишет картину. Как рассказывает сам Михаил Гладких, каждый раз, когда творческий человек, художник подходит к своему холсту, он не знает, что получится и каким будет итог, придет ли к нему вдохновение. Поэтому, как и изображено на полотне, каждый раз художники скрещивают пальцы на удачу.

— Музе, по большому счету, все равно, каким будет конечный результат, — говорит Михаил. — Поэтому здесь она изображена с повязкой на глазах и сидящей на барабане. Ей важен сам процесс творчества, тот момент, когда художник пишет, и она к нему приходит, вдохновляет его.


— Рядом нарисованы свиньи — символ людей с низким мышлением и неразвитым художественным вкусом. Это могут быть критики, которые хотят осудить произведение, поливают его грязью, и желтая пресса, которая обманывает, играет на человеческих бедах, — рассказывает Виктория Исакова. — Также мы видим, что некоторые свиньи пытаются сорвать одеяло с музы.
Еще один очень яркий символ — мясорубка с надписью «Правда». Здесь истину пропускают через мясорубку, прокручивают.

— Очень часто люди так преподносят правду, будто пропускают ее через мясорубку и представляют уже совсем иной, это как другая сторона медали, — делится экскурсовод. — Вообще, на мой взгляд, это глубокая и запутанная картина. Здесь очень много различных символов, которые посетители выставки пытаются разгадать.
Один из них — шахматная доска, изображенная в левой части полотна. По словам художника, жизнь человека зачастую как шахматная доска, и бывают люди-манипуляторы, которые переставляют фигуры на ней. Человек сам придумал правила, иногда, возможно, ему подсказывает кто-то свыше.


Очень часто под личиной справедливости в полотнах Михаила прячутся трусость, глупость. Так, здесь изображены люди в костюмах, из которых торчат трусливые заячьи уши, ослиные хвосты. Так художник показал, что внешняя «картинка», которую мы видим, не сочетается с внутренним миром человека.


ЖИЗНЕННЫЕ КОНТРАСТЫ


Таинственно и обворожительно полотно Михаила Гладких под названием «Парк Якутова». По словам экскурсовода, художник участвовал в цикле выставок «Парки города Уфы» и искал свой сюжет. Отправился в поисках необычного, красивого места в парк Якутова, который показался ему очень мистическим. На картине он изобразил карусель с образами-лицами, как у художника Эдварда Мунка. В деревьях будто припрятан леший — ветви, как руки, глаза из листьев. Всюду Михаил спрятал образы.


В этом же парке художник увидел двух персонажей, которые, как он потом признался, «сделали его день». Это черная собака и клоун с белым гримом в несуразной желтой соломенной шляпе и рыжих штанах. Автор сразу же увидел символ, который затем отразил в этой картине. По словам Михаила, собака и клоун отражают контрасты нашей жизни — темное и светлое, «инь — ян». В полотно заложен глубокий философский смысл, впрочем, как и во всех произведениях художника.

Очень любопытно было взглянуть на полотно под названием «Поездка в Екатеринбург».

— Однажды Михаил Гладких с коллегами ездил на всероссийскую ярмарку в Екатеринбург, после чего написал эту картину, — поясняет Виктория Исакова. — Здесь он изобразил своих коллег. Каждый художник, который с ним поехал, вез не только свои картины, творчество, но и самого себя, свое эго, принципы, правила.

Кто-то изображен на полотне в роли султанши, некоторые женщины — в виде королев, есть здесь и лисица, указывающая на хитрость, и корабль с парусами, который перекликается с повестью Александра Грина «Алые паруса». Михаил отталкивался от внутренних черт своих коллег и символически отобразил их.


Художника очень интересует чердачная тема. Для него это окно в параллельный мир, где все окутано тайной. Есть у него даже полотно под названием «Чердак», на котором автор показал чердачный хаос, чердачную жизнь, с помощью символов изобразил многих людей. Полотно очень мистично. По словам Михаила, когда он писал его, то вспоминал, как в детстве поднимался на чердаки, где ему мерещились эльфы, ведьмы, домовые. Любой чердак живет своей жизнью, и каждый в этой картине находит что-то свое.


Сейчас Михаил Гладких живет и творит в Уфе, состоит в уфимской творческой ассоциации «Арт-путь» и является активным участником многих выставок.



Читайте нас: