Более четырёхсот школьников приняли участие в очном этапе республиканского конкурса научно-исследовательских работ в рамках Малой академии наук школьников Республики Башкортостан. Встреча состоялась на базе Салаватского филиала УГНТУ. Здесь их ждали, в зрительном зале царил настоящий аншлаг — ни одного свободного места.
Приветствовала ребят и их наставников начальник управления образования администрации города Фруза Хабибуллина:
— Сегодня в зале я вижу весь цвет нашей республики! Вы — наши творческие, одаренные дети, наши будущие академики! Я всегда говорю, что нетворческих детей не бывает — талантливы все. Задача педагога — своевременно заметить, увидеть и развить ваши способности.
Продолжила вступительную часть ведущий специалист-эксперт отдела государственной политики в сфере общего образования Министерства образования РБ Гузель Мингазова, отметившая, что конкурс проектно-исследовательских работ актуален сегодня по многим причинам: он призван содействовать развитию творческой, исследовательской активности детей, положительной мотивации к учению, способствует формированию умений и навыков самообразования, развивает память, мышление, умение формулировать свои мысли, формирует навыки ораторского мастерства.
Лариса Чайникова, директор научно-методического центра развития одаренности Института развития образования РБ, подчеркнула, что научная площадка в Салавате очень авторитетная, и для ребят, которые приехали сюда со всех районов и городов нашей республики, это большая победа.
— Поэтому, какой бы результат вы сегодня не получили, считайте себя победителями, наберитесь здесь знаний, положительных эмоций, — пожелала она школьникам. — Покажите свое умение мыслить, мы возлагаем на вас большие надежды!
Очень порадовало в этот день зрителей выступление самых маленьких представителей нашего города — воспитанников детского сада № 23. Ребята на сцене держались уверенно, передавая позитивное настроение и заряжая энергией весь зал.
Заинтересовало участников конкурса и яркое выступление педагогической мастерской школы № 24 города Салавата «Развитие одаренности в полилингвальном пространстве», в котором было показано, как можно пробудить интерес к иноязычному пространству с помощью фрагмента игры-квеста, проходящего в полилингвальном пространстве.
Полилингвальное пространство — это такая образовательная среда, которая позволяет осуществлять образовательную деятельность с учащимися разных языковых групп, национальных культур и разных религиозных конфессий.
Как отметила директор школы Ольга Сырова, по мнению специалистов ЮНЕСКО, современный человек должен владеть не менее чем тремя языками.
— Специфика нашей школы в том, что дети углубленно изучают английский язык, имеют возможность в качестве второго иностранного языка изучать французский или немецкий, также преподаются башкирский язык — государственный язык нашей республики, и, конечно же, родные языки, — рассказала она. — Педагоги школы используют урочные формы работы, но в большей степени делают упор на внеурочную деятельность, которая, на наш взгляд, дает широкое поле для реализации творческого потенциала детей. Любимой среди учеников и результативной формой внеурочной работы является проектная деятельность. В ней закладываются основы настоящих научных исследований.
После торжественного старта конкурса ребята разошлись по аудиториям в соответствии с изучаемым направлением: химия, биология, экология, география, медицина и ОБЖ, история и МХК, обществознание и право, русский язык и литература, лингвистика и иностранные языки, история и культура Башкортостана, лингвистика и родные языки, физика, математика, информатика, экономика и предпринимательство, наука и техника, финансовая грамотность, технология и дизайн.
Наставники одаренных детей не скучали — делились опытом.
Лия Искандарова, учитель химии гимназии № 2, лауреат республиканского конкурса «Учитель года — 2016», провела мастер-класс «Использование ситуационных заданий для формирования универсальных учебных действий».
Отметим, что совсем недавно ученик этого талантливого педагога Азат Валиев стал призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии.
Как отметила педагог, химия — это сплошные парадоксы, явления, кажущиеся на первый взгляд невероятными, что может помочь учителям-предметникам в развитии мотивации к обучению у детей. В мастер-классе она познакомила с технологией преподавания Елены Мельниковой, показав прием выхода на тему урока химии по теме «Соли» в девятом классе. Она назвала его «Яркое пятно».
— Как называется низшее воинское звание? — обратилась педагог к зрителям, демонстрируя на слайде фотографию.
Оказывается, древние римляне трепетно относились к добыче и продаже соли и конвоировали ее. Те, кто отличался в этом, получали жалование и становились солдерами. Далее было представлено фото Торатау, природного памятника Башкортостана, который состоит из известняка, а это соли.
Следующая фотография — картина Леонардо да Винчи, где Иисус рассказывает своим двенадцати апостолам, что, возможно, кто-то его предаст. Если присмотреться внимательно, то можно увидеть, что у правой руки Иуды рассыпана соль.
Еще одно фото — на нем изображен великий австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт. Как же он связан с темой «Соли»? Как известно, он родился в Зальцбурге, а там издревле добывалась соль.
— Такой прием развивает мощную мотивацию при изучении темы «Соли», — подытожила Лия Искандарова. — А ведь это одно из самых распространенных неорганических веществ.
ДЕБАТЫ КАК ФОРМА КОММУНИКАЦИИ
Продолжила конференцию Элина Антонова, учитель английского языка средней школы № 23 города Салавата, лауреат республиканского конкурса «Молодой учитель года — 2019», мастер-классом «Джентльмены не спорят, а обмениваются мнениями».
— Дебаты как форма проведения уроков приближают нас к решению глобальной проблемы — научить ребенка вступать в коммуникацию, высказываться уважительно к своему оппоненту, вести диалог грамотно и вежливо, — отметила Элина Антонова.
Чтобы их провести, необходимо разделиться на две команды: одни — «за», другие — «против», должен присутствовать человек, который будет следить за временем. А чтобы дебаты не превратились в перепалку, необходимо четко определить правила. Учителю очень важно правильно подобрать тему для дебатов. Не стоит обсуждать всем известные истины. Лучше всего проводить дебаты в конце темы модуля, когда дети уже знают определенный набор лексики, грамматические правила, могут составлять полноценные предложения на иностранном языке.
Завершила семинар Альмира Шамсутдинова, учитель башкирского языка и литературы школы № 19 города Салавата, участник республиканского конкурса «Учитель года — 2019», мастер-классом «Использование видеоматериалов в развитии коммуникативной компетенции». По ее мнению, самой большой роскошью для человека является общение: «Это фактор, играющий огромную роль в психическом развитии ребенка. Оно очень способствует социализации детей».
Педагог представила вниманию зрителей телеспектакль, снятый в 1981 году по сказке «Харанбай и Зиннат -агай», в котором участвуют легендарные актеры. Один из отрывков был показан без звука — нужно предположить, о чем идет речь, как его можно озвучить по ролям? Какие можно составить диалоги?
— Именно этот отрывок я использую на уроках башкирского как государственного языка в девятом классе, когда мы проходим тему «Театр и артисты театра», — пояснила учитель.