ЧТОБЫ СОЕДИНЯТЬ ЛЮДЕЙ НА РАССТОЯНИИ
Телефонная связь в Салавате появилась с началом строительства города, в 1948 году. Через шесть лет, в 1954 году, стала работать Салаватская контора связи, которую организовали на базе четырёх отделений. Тогда в распоряжении связистов были телеграфный аппарат и междугородный коммутатор. Затем, в течение пятидесяти лет, длился период бурного развития телефонной связи, роста абонентской базы и строительства сетей, который в начале 2000-х сменился спадом популярности проводных телефонов. О том, что стало с телефонной связью и каковы перспективы, мы побеседовали с Сергеем Никитиным, начальником Салаватского линейно-технического цеха Стерлитамакского МЦТЭТ ПАО «Башинформсвязь».
— В городе, как и везде, с развитием мобильной связи полностью исчезли уличные таксофоны, переговорные пункты. Многие горожане отказались от домашних телефонов. Как изменилось число абонентов, в том числе на предприятиях и в учреждениях?
— Число абонентов фиксированной телефонной связи с развитием мобильных технологий действительно снизилось. Но о полном отказе от телефонии наших абонентов: жителей города, компаний и госучреждений — речи не идет. Старшее поколение продолжает пользоваться домашними телефонами, предприятия и организации нашего города — все, кому важна надежная связь.
Что касается уличных таксофонов, они не исчезли полностью. На территории Республики Башкортостан сегодня находятся свыше 4 500 действующих таксофонов универсальной услуги связи. В Салавате аппараты расположены на улицах Уфимской, Октябрьской, Ленина и на бульваре Салавата Юлаева. Горожанам таксофоны, конечно, не так важны, как жителям отдаленных и труднодоступных сел, где нет мобильной связи. Но и те, и другие могут с помощью таксофонов круглосуточно и бесплатно звонить в экстренные оперативные службы. К сведению, такие звонки составляют четверть общего трафика.
С января этого года «Ростелеком» отменил плату за внутризоновые телефонные соединения на любые стационарные телефоны в пределах региона установки таксофона универсальной услуги связи. Теперь позвонить родным, друзьям, в больницу или какое-либо учреждение можно бесплатно, без таксофонной карты.
— В прошлом у нас были пятизначные номера, после появились шестизначные. Периодически происходит смена цифр в телефонных номерах. С чем это связано?
— Шестизначная нумерация в Салавате в 2007 году появилась в связи с окончанием модернизации оборудования АТС и полным переходом на цифровые технологии. На тот момент база абонентов телефонии достигла максимума и превысила 47 000 номеров.
Изменение цифр в телефонных номерах происходит по одной из двух причин: пользователь меняет технологию предоставления услуги, например, переходит на IP-телефонию, или выбирает другого оператора связи. Сегодня «Башинформсвязь» не единственный оператор на рынке, предоставляющий услугу фиксированной телефонии.
Что касается смены технологий, IP-телефония, в отличие от прежних аналоговых технологий, позволяет организовать телефонную сеть, имея лишь доступ в Интернет. Новые технологии несут корпоративным клиентам, абонентам телефонии, еще несколько преимуществ. В телефонную сеть компании можно включить номера, расположенные в Салавате, и номера из других населенных пунктов республики. Внутри сети можно настраивать сценарии, по которым будут распределяться звонки сотрудникам предприятия, или переадресовывать вызовы на мобильные телефоны. Эти возможности полезны прежде всего компаниям и учреждениям, работающим с населением, которым важен каждый звонок.
— Вы немного рассказали о том, какая телефонная связь сейчас. А что её ожидает в ближайшей перспективе?
— Раньше телефонная связь подавалась абонентам исключительно как моно-услуга по отдельному медному кабелю. С появлением волоконно-оптических линий связи и внедрением цифровых технологий представление о передаче информации полностью изменилось. Сегодня приоритет отдан развитию мультисервисных сетей и облачных решений. Теперь по одному кабелю стало возможно оказывать одному абоненту сразу несколько услуг: телефонную связь, широкополосный доступ в Интернет и интерактивное телевидение. Думаю, в ближайшем будущем телефония будет входить в различные комплексы услуг и сервисных решений, при этом сохраняя свою роль — соединять людей на расстоянии.
В Салавате на улицах Уфимской, Октябрьской, Ленина и на бульваре Салавата Юлаева размещены таксофоны, с их помощью круглосуточно и бесплатно можно звонить в экстренные оперативные службы. Такие звонки составляют четверть общего трафика.