В Салавате на отраслевом совещании по образованию обсудили важные вопросы, среди которых — пятидневный учебный режим и электронные учебники.
В своем докладе об итогах работы образовательных учреждений города, который открывал совещание, начальник управления образования Фруза Хабибуллина говорила о том, кто и что помогает школьникам быть умными, креативными, талантливыми. Таких факторов много. Главный — то, что все салаватские учреждения образования серьезно работают над повышением качества обучения.
— Разработаны и реализуются планы мероприятий по улучшению работы, — отметила Фруза Хабибуллина. — Ежегодно учебно-методическим центром проводится предметно-содержательный анализ результатов ЕГЭ и ОГЭ, проверочных работ, муниципального мониторинга учебных достижений учащихся. Итоги радуют: успеваемость в 2017-2018 учебном году составила 99,95%. По результатам итоговой аттестации выпускников город находится в благоприятной (желтой) зоне. 61 выпускник набрал 90 и выше баллов по разным предметам, а две ученицы гимназии № 1 стали 100-балльниками.
Педагоги Салавата постоянно работают над повышением своего профессионального мастерства, осваивая новые современные методы преподавания. Они активно участвуют в семинарах, вебинарах, профессиональных конкурсах и каждые три года проходят курсы повышения квалификации. В городе работают «Школа молодого педагога», клуб «Учитель года».
Все школы города работают в односменном режиме, продолжается работа по внедрению проекта «Электронная форма учебника», проводится множество культурно-массовых и спортивных мероприятий, общественно значимых акций.
Понятно, что такая серьезная и сложная сфера, как образование, не обходится без трудностей и проблем. Сегодня, например, школы города готовятся перейти на пятидневную учебную неделю. Эта тема волнует и самих учеников, и их родителей, и педагогов. Плюсы и минусы пятидневки проанализировала на совещании директор школы № 19 Татьяна Дятлова:
— Переход всех классов школ на пятидневку давно назрел. Не секрет, что суббота — самый непродуктивный учебный день. К концу недели дети устают. Многие отпрашиваются по семейным обстоятельствам. По субботам часто проходят городские мероприятия, спортивные соревнования, на которые уходят целыми классами. Нередко в субботу детям приходится идти в школу всего на 2-3 урока, порой — с другого конца города. Расписание по субботам постоянно меняется. Все это привносит несомненный негативный оттенок в учебный процесс. Помимо этого, дети меньше времени проводят с родителями, что тоже плохо. Пятидневка поможет разрешить перечисленные проблемы. Понятно, что нужно будет все тщательно проработать, составить такой учебный план, который не нанесет ущерб ни одному учебному предмету и не отразится на нагрузке учителей. Но в целом мы — за пятидневку, а каким путем пойдем — будем думать.
— Для начальных классов переход на пятидневную учебную неделю уже идет достаточно безболезненно, — сказала директор гимназии № 2 Марина Киреева. — Думаю, что и 5-6 классы мы тоже сможем беспроблемно перевести на пятидневку. А вот перевод на такой режим учебы 7-9 классов сопряжен с рядом сложностей. Учащимся 7-х классов переход на пятидневку обеспечит увеличение учебной нагрузки до 6-7 уроков в день в следующем учебном году. В 8-9 классах будет 2 дня по 6 уроков и 3 дня — по 7 уроков. Приплюсуем сюда время внеурочной деятельности, занятий в кружках и секциях. Когда дети будут возвращаться домой? Сколько времени остается на выполнение домашних заданий и отдых? При этом объем учебного материала не изменился, стандарты никто не отменял. Кроме того, за счет каких предметов мы будем уменьшать учебный план? Соотношение формируемой и обязательной части предметов должно быть в начальной школе 40% на 60%, в основной — 30% на 70%. Как их равномерно сократить, пока ответа нет. Введение пятидневки неминуемо приведет к сокращению нагрузки педагогических работников, что тоже несет определенные проблемы. Это далеко не все возникающие вопросы.
Согласно Закону об образовании, каждая образовательная организация определяет для себя режим работы. Марина Киреева призвала принимать взвешенные решения при переходе на пятидневку.
Серьезной проблемой остается материально-техническая база и состояние зданий и помещений части образовательных учреждений. Сегодня некоторые вопросы сняты благодаря участию школ и детских садов в программах поддержки местных инициатив, «Реальные дела», «Комфортная городская среда». Так, в 2018 году выиграли конкурс в рамках Программы поддержки местных инициатив 7 проектов школ и детских садов: лицей № 8 (2 объекта), школа № 21, детские сады № 1, 46, 52. На 2019 год собрано 39 заявок на сумму 44,5 млн рублей.
Заместитель главы администрации города Дильбар Мустафина обозначила и такой серьезный вопрос, как профилактика детского суицида, а значит — необходимость особого внимания безопасности детей в школе, семье, социальной среде, учреждениях дополнительного образования, исключение случаев буллинга (травли сверстниками, в семье, в социальной среде), кибербуллинга (травли в Интернете) и скулшутинга (вооруженного нападения учащегося или стороннего человека на школьников внутри учебного заведения).
Для решения всех этих вопросов необходимо постоянно выполнять комплекс задач. Дильбар Мустафина обозначила следующие: профилактика в форме пофамильного тестирования суицидального тревожного аутоагрессивного поведения; особый контроль тех ребят, которые совершили попытку суицида (в прошлом году их было пять — два школьника и три студента) и работа с ними; разработка индивидуальной программы работы с детьми, подверженными суициду, которая должна быть неформальной и основываться на юридической, бытовой, медицинской поддержке.
— Необходимо обратить внимание на профессиональную подготовку педагогов-психологов и социальных педагогов, — добавила Дильбар Мустафина, — и пересмотреть профессиональную переподготовку, если таковой нет.
✓ В Салавате функционируют 67 организаций, осуществляющих образовательную деятельность. В 2018 году произошло объединение в одну организацию детских садов № 3 и 10, школ № 3 и 22.
✓ В 2018 году было предоставлено финансирование в сумме 13 млн 876 тысяч рублей, на которые приобретено 12 квартир, выделенных впоследствии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
✓ Как сообщил отдел опеки и попечительства администрации Салавата, за 2018 год выявлено 42 ребенка, оставшихся без попечения родителей. Из них 4 помещены в детский дом, 5 — в медицинские организации, 18 — переданы под опеку, 1 — усыновлен и 8 — возвращены в семью.
✓ За 2018 год лишены родительских прав 19 родителей в отношении 18 детей. Восстановился в родительских правах один родитель в отношении одного ребенка. В удовлетворении 13 исковых заявлений о лишении родительских прав судом отказано.