«В Салавате (в соцсетях) идет сильное негодование по созданной скульптуре. Возник вопрос: почему не создали что-то свое (индивидуальное)!?... Почему нелепо скопировали с настоящего памятника, который находится в Екатеринбурге, и выдали за «свое творчество»... Как будет указан автор? Настоящий или поддельный?!»…
Это одно из многих высказываний на тему.
Напомним, что инициатор установки памятника — депутат Городского совета, тренер, иподиакон Успенского кафедрального собора Сергей Данилов. Именно он обратился к депутату Госсобрания РБ, генеральному директору ООО «Газпром нефтехим Салават» Айрату Каримову, который, оказав спонсорскую помощь, выделил свои личные средства для изготовления памятника.
Пресс-центр ООО «Газпром нефтехим Салават» опровергает информацию, которая распространяется в Сети, о финансировании памятника воинам-интернационалистам и участникам локальных конфликтов, установленного на мемориальном комплексе «Вечный огонь» в городе Салавате. Все сообщения в СМИ и социальных сетях о выделении финансовых средств предприятия на изготовление и установку данного памятника не соответствуют действительности. Памятник был создан на личные средства депутата Айрата Каримова.
Скульптуру создал мастер по обработке камня Артем Будаков. «Артем — мой ученик, — объяснил в одном из предыдущих номеров нашей газеты свой выбор Сергей Данилов. — Он занимался у меня в секции. Кроме того, этот талантливый парень изготовил недавно памятные доски и установил их на зданиях средних школ №№ 15 и 7, где учились погибшие в Чечне Герой России Владимир Трубанов и Александр Бочкарев, повторивший подвиг Александра Матросова в Афганистане».
Предысторию и возникшую ситуацию Сергей Данилов комментирует так:
— Ко мне как к депутату обратились воины-интернационалисты. Они сказали, что хотели бы иметь в родном городе монумент, куда могут прийти товарищи по оружию, чтобы поклониться. Речь не шла о грандиозном монументе: должна быть скульптура, отражающая лицо войны. Правдивая, сделанная с душой. И выполнить эту просьбу стало для меня делом чести. Состоялся разговор с несколькими мастерами. Я видел, что глаза от этой идеи загорелись лишь у Артема. А еще свой выбор на кандидатуре этого исполнителя остановил потому, что знаю его как очень творческого и глубоко порядочного человека. И с камнем он работает мастерски. Разговор у нас шел об образе, который отражен в мемориале «Черный тюльпан». Поза, выражающая скорбь от утрат и усталость от войны, — это гениальная художественная находка. Ни у кого не было и в мыслях чем-то обидеть автора. К нему лично мы не обратились, но был другой разговор. Представитель «Боевого братства» из нашего города общался с сослуживцем из Екатеринбурга. Он поинтересовался, можем ли мы в своей скульптуре отразить выраженную в скульптуре «Черного тюльпана» идею. Воины-интернационалисты из столицы Урала были не против.
А вот что сказал о своей работе Артем Будаков:
— Скульптура создана из натурального камня. Уже этим она отличается от «Черного тюльпана». Если сравнить оба монумента детально, сразу заметно, что, при схожести темы, все остальное отличается. Я сделал собирательный образ солдата — представителя нашей республики. Если посмотрите на скульптуры, изображающие воина Великой Отечественной, вы тоже найдете много общего в идее, но каждый бронзовый, каменный или гипсовый солдат при этом индивидуален. Салаватская скульптура по материалу, технике исполнения отлична от «Черного тюльпана», хотя в отражении идеи, темы и можно заметить сходство. Но это ни в коем случае не копия или плагиат.
Автор «Черного тюльпана» Константин Грюнберг в интервью республиканским СМИ высказал свое видение возникшей дискуссии: «...перед установкой надо бы обратиться к автору. По-человечески как-то договориться. И все было бы нормально».
Между тем, участники локальных войн так оценивают ситуацию.
Рашит Асфандияров, воин-интернационалист, кавалер боевых орденов:
— В советское время в любом городе и селе стоял памятник Владимиру Ленину, каждый из них изображал одного человека, причем похоже во многом, но по-разному. И каждый воспринимал его как своего, близкого и понятного ему человека. Детали, сюжет, наверное, могут быть в чем-то похожи, а в чем-то разниться. Главное — чтобы память была жива. Каждый, кто защищал свое Отечество, достоин, чтобы его помнили, иначе пережитое и сделанное им теряет смысл и ценность.
Виктор Ямщиков, председатель «Боевого братства» им. Героя России Владимира Трубанова:
— Я был в шоке, когда узнал, что творится. Удивлен, что можно так опорочить все светлое в нашей жизни. Мы рады, что скульптура есть. И недоумеваем, за что кто-то проявляет такое неуважение к своим солдатам.
Завершает спор мнение Сергея Данилова:
— Для меня главная оценка работы — мнения, которые я услышал от самих воинов, родителей, чьи сыновья погибли. Они все отозвались и о скульптуре, и о внимании, которое оказано созданием этого монумента нашим воинам, положительно. Монументы героев необходимы. Они нужны для воспитания патриотов. Развал любого общества начинается именно с подрыва авторитета его защитников, снижения значимости их подвига под любым предлогом.
— Алмазные диски, которые использовал Артём, буквально горели. Каждого из них хватало на то, чтобы пройти 2-3 сантиметра камня, — вспоминает Сергей Данилов. — Нас просили создать скульптуру именно к 30-летию вывода войск из Афганистана. Мастер сделал всё к указанному времени.
Фото Павла Бизикина и ekaterinburg/geo