Все новости
2 Февраля 2019, 12:00

«Режиссура – это наука о том, как сделать так, чтобы зрителю было интересно»

ГОД ТЕАТРА ОТКРЫВАЕТ РАССКАЗ РЕЖИССЁРА, АКТЁРА РАВИЛЯ ХАКИМОВА О НОВЫХ ВЕРШИНАХ, КОТОРЫЕ ОН ПОКОРЯЕТ


Визит в редакцию Равиля Хакимова был накануне важного события — 3 февраля ему предстоит вернуться на обучение к Мастеру. Именно так называют студенты Высшей школы сценических искусств своего педагога Константина Райкина. Да, история Равиля подтверждает, что если есть желание и стремление, подкреплённое талантом и трудолюбием, — можно достичь очень многого, и фраза «Я же из провинции» — лишь отговорка.



— Равиль, тебе подвластны разные роли, жанры, профессии и проекты. А как ты сам определяешь свой профиль?

— Я тесно связан с культурой города и республики, мне интересны творческие проекты. По образованию я режиссер театра и кино, работал на телевидении, в Салаватском драматическом театре, культурно-досуговом центре «Агидель».

Выступил режиссером фильмов «Галиябану. Легенда о любви» и «Бабье лето». На сцене театра поставил музыкальную комедию «Девушка с веснушками» и несколько театрализованных представлений — «Второе дыхание», юбилейные вечера. Несколько лет подряд был режиссером городского конкурса «Хылыукай». Во время работы на канале «Телеконтур» снял первый салаватский молодежный сериал «Классные будни», много лет работал над циклом очерков о жителях города «Знакомые лица».

Как актер воплотил образы Сыщика в музыкальной комедии «Башмачки», Исмагила в драме «Галиябану», полицейского в социальной драме «Конец игры», Эдуарда в комедии «Девушка с веснушками», сыграл в новогодних представлениях.

Пришлось осваивать и профессию педагога: три учебных года вел специальный авторский курс «Школа юного журналиста», мои воспитанники не раз занимали призовые места на республиканских слетах юных журналистов.


— И всё-таки главную роль в твоей жизни играет театр.

— Фанатик своей деятельности, горю творчеством. Театр всегда был, есть и будет в моей жизни. Если один раз вкусил его, то не сможешь забыть. Выходишь на сцену и навсегда остаешься ее заложником. Но ее необходимо постигать! И делать это систематично и постоянно, а иначе теряешь навык. Зачастую о постановке, проекте думаешь даже когда ложишься спать — мозг живет этим круглые сутки. Сейчас в жизни есть друзья — соратники, которые очень любят театр. С ними мы запустили проект — студию «Независимый театр национальной культуры».


— Творчество не любит границ, ему нужен простор — почему ты всегда возвращаешься в маленький провинциальный, будем честны, Салават?

— Дорожу — семьей, своим городом, именно поэтому и живу тут. Хотя многие сверстники уезжают. Уверен, что границы у творчества не на карте, а в голове. Хотя возможностей для «подпитки» профессиональным мастерством, актуальными тенденциями, новаторскими проектами в столице, конечно, несравнимо больше. Но все это нужно возвращать домой, реализовывать в Салавате.


— Давай не будем томить читателей и перейдём к твоему обучению в Высшей школе сценических искусств в Москве у Мастера — Константина Райкина. И главный вопрос: как?

— Сила Интернета! Действительно случайно наткнулся на объявление о конкурсном наборе по программе профессиональной переподготовки «Театральная режиссура» в мастерскую Константина Аркадьевича. Скажу честно: испугался, но отправил необходимые документы и стал ждать, думая, что ничего не выйдет... Москва, там таких, как я, — море, а вышло — не такое уж и море.


— Какие условия необходимо было выполнить?

— Уточню сразу, что курс ориентирован на тех, кто уже имеет профессиональное образование и опыт режиссерской работы. Забегая вперед, скажу, что по итогам в мастерской собралось 14 человек разного возраста, опыта, сфер деятельности со всех концов нашей страны и ближнего зарубежья: Москва, Красноярск, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Алтай, Таллин, Витебск (Белоруссия). Это отдельная тема для разговора: мы за короткое время обучения стали очень дружны, и вы даже не представляете, какой творческий взаимообмен происходил ежедневно. Возвращаюсь к конкурсу: необходимо было представить устную экспликацию. Москвичи делали это очно, а иногородним предлагался формат собеседования по скайпу.


— Кто проводил собеседование: ассистенты или Мастер лично?

— Мне пришла информация, в которой было указано, когда и во сколько мне необходимо ждать звонка по скайпу и быть готовым к диалогу. До последнего сомневался. Чтобы снять нервное напряжение, включил телевизор, который что-то гудел фоном. Слышу вызов — быстро подключаюсь и вижу… Лицо Константина Аркадьевича. Не ожидал, думал, собеседование будет проводить кто-то из ассистентов или преподавателей мастерской. Начинаем разговор и… В этот момент я понимаю, что телевизор вещает достаточно громко, прислушиваюсь и понимаю, что это «Давай поженимся». Сказать Мастеру: «Подождите, я телевизор выключу», конечно, не смог. Так вот и прошло наше первое собеседование под сопровождение Ларисы Гузеевой… Честно: думал, что мне больше не позвонят…


— Константину Райкину важно было то, что ты говоришь, а не какую передачу транслирует твой телевизор, и второе собеседование было?

— Да, те, кто прошел первый отбор, проходили второе собеседование в той же форме. И опять его проводил сам Райкин. Уже после него позвонили тем, кто прошел эти испытания, и сообщили, что мы стали студентами.


— Равиль, что такое экспликация, и какой спектакль помог тебе пройти первое собеседование?

— Упрощенно: экспликация — это режиссерская разработка будущего спектакля, размышления и наброски о том, каким он будет, чем детальнее они — тем лучше. Мне помог наш Мустай Карим, я делал экспликацию по его пьесе «В ночь лунного затмения». Константин Аркадьевич отметил, что это очень похоже на «Ромео и Джульетту», только на башкирско-этнический лад.


— И вот ты студент мастерской Мастера. Как проходила первая сессия?

— Лейтмотив авторского курса звучит так: «Режиссура — это наука о том, как сделать так, чтобы зрителю было интересно». Этому нас и учили. Для меня все занятия с нашим мастером — большой праздник. Для нас он как театральный отец, его слово закон. Наши пары пролетают мгновенно, потому что интересны. И тот колоссальный опыт, который он передает нам, мы впитываем как губки. Есть еще одна отличительная особенность — все наши занятия пронизывает тонкий юмор. И это заслуга Константина Райкина. При всем его величии наш педагог настолько прост, что сразу вспоминаешь фразу: все гениальное просто. Мы чувствуем его постоянную поддержку, стремление помочь, дать важный совет, направить. Когда я готовил постановку для показа, Константин Аркадьевич, и я ему очень благодарен, дал вовремя важный совет по подбору актеров, и все получилось — мою постановку отобрали для итогового показа лучших работ.


— Взгляд на театр, его роль изменился после общения с Константином Райкиным? Или у вас изначально взгляды и мнение совпадали?

— Мой взгляд на театр был больше в рамках национального. Благодаря учебе, эти горизонты значительно изменились, открылись новые грани. Я увидел широту Большого театра, традиции Малого, инновации театра Женовача, и, конечно, театр эмоции «Сатирикона» и самого Райкина! Он научил и учит не только режиссуре, но и актерскому мастерству. Благодаря ему, я все больше и больше ухожу в глубь профессии! Он делает огромный вклад в развитии тебя как человека искусства и театра. При этом я стараюсь и надеюсь сохранить национальное тепло нашего театра, при этом дополняя его новшествами столичного современного театра. Наши взгляды с мастером близки: мы — фанатики этого искусства. Работать не ради, а для: для искусства, для людей!


— Расскажи подробнее о знакомстве с Большим театром.

— Это был практикум: мы отправились в театр. Неизгладимое впечатление! Нас провели в святая святых — за кулисы! Это был день открытий. Обучение действительно переворачивает сознание и дает возможность изучить тенденции современного театра страны и мира. Верю, что это поможет в развитии театрального искусства Башкирии.


— Уже 3 февраля ты отправишься в Москву на вторую, завершающую сессию?

— Уезжаю с большим предвкушением! С ожиданием открыть еще больше нового! Ну и, конечно, увидеть, услышать, перенять знания и опыт мастера.



Фото из архива Равиля Хакимова


Читайте нас: