На базе Салаватского колледжа образования и профессиональных технологий состоялась научно-практическая конференция «Основные направления и механизмы развития инклюзивного образования», которая транслировалась в более 140 образовательных организациях Республики Башкортостан в онлайн-режиме через Интернет.
В переводе с английского это — цех, мастерская. Но практика применения воркшопов наполнила это понятие более богатым содержанием. В современном понимании воркшоп — это мероприятие, где под руководством мастеров своего дела можно создавать новые, зачастую уникальные интеллектуальные продукты и обмениваться опытом. Именно в таком формате и была проведена научно-практическая конференция, где обсуждались не только вопросы организации инклюзивного образования, но и, что очень важно, дальнейшего трудоустройства людей с ограниченными возможностями здоровья.
— Оказавшись в незнакомой стране, я понял, что такое быть глухим и немым, потому что не говорил по-русски, — так начал свое выступление студент Салаватского филиала УГНТУ Поль Джонатан Гбата из Кот-д’Ивуара, вызвав аплодисменты зала. — Теперь мне проще понимать инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
С интересом прослушали участники конференции выступления студентов из Казахстана Айданы Багитовой и Гульназ Маратовой. Иностранные студенты рассказали об организации инклюзивного образования в своих государствах. А студенты БашГУ Алина Давлеткильдина, Гульназ Самигуллина, Аделия Гаитова, Юлия Вильданова, Булат Мустафин и Марат Денекиев презентовали студенческий проект «Science together» и дорожную карту «Развитие инклюзивного образования в Институте права БашГУ».
В настоящий момент в городе Салавате создана система непрерывного инклюзивного образования. А как обстоят дела с трудоустройством? С подробным анализом структуры рынка труда в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья выступила руководитель отдела содействия трудоустройству и постдипломному сопровождению Ресурсного учебно-методического центра ВятГУ Марина Лучинина. Она отметила, что сегодня, к сожалению, недостаточно хорошо организована работа по мотивации молодых людей с инвалидностью — выпускников учебных заведений — на дальнейшее трудоустройство. Это одна из причин того, что всего 50% таких ребят находят для себя место трудовой деятельности.
— И это печально, — отметила она, — потому что человек с инвалидностью должен жить нормальной жизнью, интегрироваться в общество. Ресурсные учебно-методические центры как раз и созданы для того, чтобы помогать ребятам не только учиться, осваивать профессию, но и быть трудоустроенными. Когда мы тестировали, почему выпускники учебных заведений не трудоустраиваются, то увидели низкую мотивацию на дальнейшее трудоустройство. Есть боязнь, иногда и нежелание работать. Поэтому мы говорим, что сегодня надо работать над мотивацией и самих студентов, и их родителей, и окружения.
Марина Лучинина рассказала о важном направлении деятельности РУМЦ — создании и широкой демонстрации мотивационных видеороликов с участием студентов с инвалидностью, которые успешно трудоустроились, замечательно себя чувствуют, живут полноценной жизнью.
Участники конференции ознакомились с успешно функционирующим уникальным электронным ресурсом — порталом «Инклюзивноеобразование.РФ», который включает широкий спектр вкладок. На этом портале, например, можно перед поступлением в вуз пройти профтестирование и подобрать профессию, которая наиболее подходит. Студенты могут познакомиться здесь с анализом рынка труда, найти онлайн-курсы, в том числе курс, обучающий первым шагам на рынке труда (как написать резюме, пообщаться с работодателем). Через портал можно задать любой вопрос в письменном виде или через колл-центры.
— На сегодняшний день ситуация на рынке труда такова, что нельзя одной профессии обучиться раз и навсегда. Приходит время, когда мы будем менять свое рабочее место не один раз, переобучаться на какие-то новые специальности. Условие успешности на рынке труда — это ваши компетенции. Если вы еще в школьном возрасте определили направление и профориентацию, то в этом направлении у вас больше шансов успешно приобретать новые специальности, повышать свой уровень, переобучаться и быть востребованным специалистом на рынке труда. Берет вас работодатель или нет, зависит только от уровня вашей подготовки. Работодатель готов вкладываться в сотрудника и брать его к себе на работу, если ваши компетенции соответствуют его требованиям и потребностям, — обратилась к студентам директор ООО «Инвестработа» Азалия Натфуллина.
В ходе обсуждения определены направления и перспективы развития инклюзивного образования в регионе, непрерывного инклюзивного образования «детский сад — школа — колледж — вуз», вопросы профессиональной адаптации, организации наставничества и сопровождаемого трудоустройства молодых людей с инвалидностью. Сформулированы предложения для представителей органов исполнительной власти, вузов, работодателей по организации наставничества как формы сопровождения выпускников вузов с инвалидностью и успешного их трудоустройства.
Фото из архива Салаватского колледжа образования и профессиональных технологий