БЕЗОПАСНО ЛИ ЖИВЁТСЯ В САЛАВАТЕ ЮНЫМ ГОРОЖАНАМ?
Информация о событиях в керченском колледже и школе в Ивантеевке приводила нас, взрослых,
в шоковое состояние. По прошествии времени мы вновь пытаемся анализировать ситуацию и снова задаём себе вопросы: «Как такое вообще могло случиться?» И, конечно, во весь рост встают два извечных российских вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?» Ответить на них — дело сложное, этим сейчас занимаются структуры на федеральном, региональном, муниципальном уровнях. Безопасность в отношении детей складывается из очень многих составляющих: антитеррористическая, психологическая, информационная, в том числе и в области сохранения детского здоровья. Создана ли безопасная среда для юных салаватцев?
Травмобезопасность — одна из составляющих проблемы сохранения детского здоровья в частности и безопасных условий жизни и развития детей в целом.
В октябре врио главы республики Радий Хабиров дал поручение всем муниципалитетам в срок до 1 декабря обследовать детские игровые площадки на наличие травмоопасного оборудования (качелей с жесткой сцепкой, устаревших каруселей, горок и т. п.) и принять меры по их замене.
— В первую очередь мы провели совещание со всеми управляющими компаниями, рассказали о предстоящих проверках детских площадок, которую с 5 ноября начала проводить жилищная инспекция, и порекомендовали вначале самим обследовать все детские площадки, находящиеся на их территориях. Устаревшее оборудование детских площадок будут демонтировать (прошу жителей понять ситуацию и не возмущаться по поводу ликвидации устаревших детских площадок). Особенно это касается кварталов в старой части города. Но такая работа ведется во всех кварталах.
Есть проблемы по игровому оборудованию для детей с ограниченными возможностями здоровья. Оно более тяжелое в силу специфических особенностей (наличие пандусов, широких площадок на каруселях и качелях). Подобные карусели и качели в силу их инерционных возможностей можно сильно раскачать и раскрутить, что ведет к несчастным случаям. Нужно учить родителей правильно использовать это
— Новые детские площадки тоже будут обследовать?
— Обследовать будут все площадки. Потому что и на некоторых новых площадках есть качели на жесткой сцепке для детей до трех лет, у них имеются сертификаты, которые мы тоже будем проверять.
— Сначала оно будет демонтировано. А потом будем обращаться к собственникам жилья и предлагать поучаствовать в программе по приобретению и установке нового оборудования. Участвовать в софинансировании жителям однозначно нужно.
Информация о результатах обследования через управляющие компании будет доведена до жителей.
ОРУЖИЕ: ТЕОРИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
Дискуссии по поводу оправданности законодательно обусловленного наличия огнестрельного оружия у населения возникают в прессе периодически и возобновляются после событий, подобных керченской стрельбе в колледже. Но так как закон «Об оружии» уже работает, необходимо что-то делать, чтобы хранящееся дома оружие не стало фактором риска. «Нужен особый контроль!» — считают и граждане, и отвечающие за это службы.
Выдачей разрешения на приобретение и хранение огнестрельного гладкоствольного и огнестрельного оружия ограниченного поражения (так называемого «травматического» оружия самообороны) занимается отделение лицензионно-разрешительной работы по г. Салавату Управления Росгвардии по Республике Башкортостан. По закону, получению лицензии на приобретение оружия предшествует довольно серьезная процедура подготовки. Мало того, что гражданин, пожелавший такое разрешение получить, должен собрать определенный пакет документов, куда входит его медицинское освидетельствование (в том числе наркологом и психиатром), ему еще придется пройти обучение: теоретическое (правила использования и хранения оружия, безопасного обращения с ним) и практическое (стрельба), сдать по всему материалу экзаменационное испытание. И только потом в отделение ЛРР Управления Росгвардии подаются документы, с которыми инспекторы работают в течение месяца, в том числе запрашивая у участковых уполномоченных характеристику гражданина с места жительства, проверяя условия хранения оружия (наличие сейфа).
Если разрешение выдается, гражданин в течение 6 месяцев должен приобрести оружие, которое затем в течение двух недель должно быть поставлено на учет. А потом в течение 5 лет и инспекторы отделения ЛРР, и участковый (не реже раза в год) будут проверять, как соблюдаются правила хранения оружия и патронов, какая обстановка в семье гражданина, нет ли предпосылок использования оружия в не оговоренных законом рамках.
— В правилах безопасного обращения с огнестрельным оружием есть точные предписания, — отмечает инспектор отделения ЛРР Айнур Исангужин.
Владелец оружия должен обращаться с ним так, как будто оно заряжено и готово к выстрелу. Игнорирование требований правил обращения с огнестрельным оружием приводит к трагическому финалу.
За небрежное хранение огнестрельного оружия владелец несет уголовную ответственность (ст. 224 УК РФ). После выдачи разрешения на приобретение и хранение оружия, к контролю его владельца подключается служба участковых уполномоченных полиции.
— Участковые проверяют владельцев оружия не реже раза в год, — поясняет начальник отдела участковых уполномоченных полиции Отдела МВД России по городу Салавату Борис Машин. — Мы проверяем наличие оружия и соблюдение правил его хранения. Проводим сверку: действительно ли это то оружие, на которое выдано разрешение, где хранятся оружие и патроны, кто имеет к ним доступ.
Доступ к оружию и патронам должен быть только у владельца. Например, если мы просим открыть сейф, где хранится оружие, а владелец кричит супруге или другим членам семьи: «Принеси ключи!» — это уже нарушение порядка хранения.
При выявлении нарушения составляется административный протокол и накладывается административный штраф.
Если у владельца оружия наберется два и более посягающих на общественный порядок и порядок управления нарушений (правил хранения оружия, общественного порядка, паспортно-визового режима), то Росгвардия выносит заключение об аннулировании выданных разрешений с последующем изъятием оружия у владельца.
Большую часть дня ребята проводят в образовательном учреждении — детском саду или школе. Кто больше всего отвечает за жизнь и здоровье (физическое и психологическое) наших детей: семья или школа? Попробуем разобраться с помощью главного специалиста управления образования Татьяны Васильевой, ведущего специалиста Татьяны Сергеевой и специалиста по ГО и ЧС Натальи Кормаковой.
В понятие «безопасность в школе (детском саду)» входит целый ряд факторов. Все перечислять не станем, потому что те же электробезопасность, охрана труда, взрывобезопасность — чисто технические понятия и предполагают большой объем работ по содержанию зданий. Остановимся на антитеррористической защищенности, которая предотвращает создание ситуаций, подобных событиям в Керчи и подмосковной Ивантеевке.
— В начале года на все учреждения образования в Салавате сделаны паспорта безопасности, в которых объекты разделены на 1, 2 и 3 группы по категории опасности. Законодательно к каждой категории предъявляются определенные требования. Максимальные требования по безопасности предъявляются к объектам 1-й категории. В нашей системе присутствуют в основном объекты 2 и 3 категорий.
На объектах 2-й категории обязательно должна быть организована охрана с помощью охранного предприятия, а в здании установлена сигнализация. Необходимо оборудование системы видеонаблюдения, рамки металлоискателя, кнопки тревожного вызова.
Все это уже есть в школах и частично — в детских садах.
Также нужен контроль доступа (турникет и проход по карточкам).
Сегодня контроль доступа имеется в четырех школах: № 4, 21, 23 и гимназии № 2. В настоящее время выделены средства на установку данной системы во всех остальных школах. По данной программе во всех школах будет также оборудовано место охранника при входе. К слову, хорошо бы иметь в каждой школе не по одному, а по два охранника, так как в обязанности работника ЧОП входит не только дежурство у входа, но и обход здания, во время которого пост у входа пустует. Но это вопрос финансирования, и он пока не решен.
Понятие «безопасность» включает, конечно, и психологический фактор. Кто как не близкие к ребенку люди (члены семьи, учителя, руководители спортивных и творческих коллективов) могут заметить его душевное неблагополучие и помочь преодолеть кризис, исключив из «жизненной программы» трагические события.
— Кто работает в этом направлении в образовательных учреждениях?
Татьяна Сергеева: Школьные психологи и социальные педагоги. Отрадно, что они у нас сохранены, работают по полной ставке, никаких сокращений не было. Этими специалистами проводится тестирование, выявляются учащиеся, склонные к неадекватным, агрессивным действиям. Если школьный психолог, поработав с учеником, должных результатов не получил, он направляет ребенка и его родителей в центры психологической помощи: в Салавате работают бесплатные центры «Мир» и «Доверие».
— Наверное, не менее важна и работа учителей, особенно классного руководителя. Вы нацеливаете педагогов на это?
Татьяна Сергеева: Обязательно! Проводим специальные семинары, постоянно говорим о том, что лучше педагогов учеников не знает никто. Родители утром проводили детей в школу — и спокойны, что дети под присмотром.
Татьяна Васильева: Мы слышим много упреков от родителей по поводу невнимания и равнодушия педагогов. Но пока сами родители не будут понимать степень своей ответственности за ребенка, пока будут считать, что педагоги должны делать все, а они — ничего, проблемы останутся. Что происходит в голове у ребенка, могут заметить в первую очередь родители, которые чувствуют своего ребенка лучше любого педагога. А в целом только вместе мы сможем влиять на ситуацию.
— К сожалению, не все родители в полной мере занимаются своими детьми. Отслеживаются ли в школе семьи, где родители ведут асоциальный образ жизни?
Татьяна Сергеева: Естественно, мы ведем учет неблагополучных семей, родители обсуждаются на комиссии по делам несовершеннолетних (КДН). Существуют также списки семей группы риска, в которую входят семьи с конфликтными ситуациями (когда, например, родители находятся в стадии развода), семьи, в которых нет должного внимания детям. К сожалению, в последнее время в городе увеличилось количество семей группы риска, в которых воспитываются дети дошкольного возраста. В таких случаях комиссия по делам несовершеннолетних ставит на учет не маленького ребенка, а его родителей.
— Кто сообщает в школу, службу опеки или отдел по делам несовершеннолетних о неблагополучии в той или иной семье — соседи, педагоги?
— И педагоги, и соседи, а также инспекторы отдела по делам несовершеннолетних, участковые уполномоченные. Если какая-то служба узнает, что семья находится в группе риска, родители самоустранились от воспитания ребенка, пьют или употребляют наркотики, дома антисанитария, детьми не занимаются, она составляет сигнальную карточку, которая направляется в управление образования, в отдел опеки, в КДН, ОДН, прокуратуру. На основании этой сигнальной карточки семья ставится на учет, обсуждается на КДН, затем составляется межведомственный план взаимодействия, с этой семьей уже работают все службы.
— Такая работа приводит к результату?
— Да. Бывает, что человек только оступился, но чувствует со всех сторон внимание, контроль и в то же время поддержку, и результат есть. Ведь мы работаем не только на уровне бесед: это и посещение на дому участковым, сотрудниками службы опеки, ОДН. Подключается также центр «Семья», который ведет социальное сопровождение, оказывает психологическую помощь.
— Вы говорите, что есть семьи с конфликтными ситуациями: например, родители разводятся, ребёнок находится в «раздражённом» состоянии. Как с такой семьёй можно работать?
— В первую очередь — оказать психологическую помощь ребенку. Поэтому к психологу мы направляем именно ребенка.
— Если родители не пьют, не употребляют наркотики, но ребёнком не занимаются: накормят, оденут — и всё, есть какие-то механизмы влияния на них?
— Это считается самоустранением от воспитания ребенка, и такие семьи тоже ставятся на учет.
У нас были случаи, когда родители жили в одной квартире, а ребенок — в другой. Они приедут, привезут ему еду, одежду купят, и больше их ничего не волнует. Ситуация опасная, и она берется на контроль.
— Сегодня огромное влияние на наших детей оказывает Интернет. На некоторых сайтах дети получают очень опасную информацию, калечащую ещё не окрепшую психику.
Татьяна Сергеева: Все классные руководители, социальные педагоги, психологи, заместители директоров школ по воспитательной работе мониторят Интернет. Если выявляются сайты с опасным содержанием, мы сообщаем о них в Роскомнадзор, чтобы их закрыли. На всех компьютерах в школах установлены контент-фильтры.
Татьяна Васильева: Мы понимаем, что если пустим детей в самостоятельное плавание по Интернету, они могут заплыть неизвестно куда. И опять обращусь к родителям: интернет-безопасность — это также и ваша забота. Мы со своей стороны выносим вопросы интернет-безопасности на родительские собрания, в том числе в режиме онлайн. Рассказываем об опасных сайтах. Кроме того, функционирует сайт «Медиабезопасность», где вывешивается информация и для педагогов, и для родителей.
- Творчество и спорт как факторы безопасности
— Порой тренер или педагог творческого объединения могут сделать даже больше родителей. Творчество, спорт, увлечение краеведением, историей отвлекают ребят от опасных привычек.
Татьяна Сергеева: В управлении образования функционируют семь учреждений дополнительного образования, которые расположены по всему городу. Только в ДЮЦ «Юность» действуют 11 детских клубов. Центр искусств работает в 15 из 19 городских школ. Работает на базах школ Центр детского туризма и краеведения. Имеются у нас в городе Центр технического творчества, украинская школа, детская эколого-биологическая станция. По линии спорткомитета администрации Салавата работают пять спортивных школ, по линии комитета по делам молодежи — клуб «Ровесник», при котором тоже есть кружки. Все эти творческие объединения и спортивные школы бесплатные. Плюс в городе есть музыкальная и художественная школы.
Охват салаватских детей дополнительным образованием достаточно большой — порядка 95%.
Татьяна Васильева: Сегодня образовательный стандарт предусматривает внеурочную деятельность по пяти направлениям. Помимо уроков, дети могут посещать занятия, развивающие творческие таланты, спортивные способности.
Завершая наш разговор, мы далеко не закрываем тему создания безопасных условий для жизни, здоровья, развития, образования наших детей.
Предлагаем читателям подсказать наиболее актуальные и болезненные проблемы, о которых хотелось бы подробнее узнать.
Фото автора и Павла Бизикина