С 2022 ГОДА ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК СТАНЕТ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПРЕДМЕТОМ ПРИ СДАЧЕ ЕГЭ И ОГЭ
О том, какие технологии изучения иностранного языка применяются в современной школе, рассказал преподаватель английского языка, трижды победитель конкурса лучших учителей России в рамках национального проекта «Образование», председатель региональной предметной комиссии ЕГЭ и ОГЭ, ведущий эксперт ЕГЭ по английскому языку, член экспертного совета всероссийских олимпиад школьников Андрей Мишин.
В Салавате на семинаре, который прошел на базе Лицея № 1, собрались преподаватели английского из нашего города, Ишимбая, Мелеуза и Кумертау. Учителей интересовал вопрос технологии подготовки учеников к итоговой аттестации по английскому языку. Актуальность данной темы связана с тем, что по новому Федеральному государственному стандарту образования с 2022 года иностранный язык станет обязательным предметом при сдаче ЕГЭ и ОГЭ наравне с математикой и русским языком. Это уже коснется шестиклассников (им придется в 9 классе сдавать обязательный основной государственный экзамен по иностранному языку) и восьмиклассников (которые в 11 классе станут сдавать ЕГЭ).
На семинаре были рассмотрены методы и приемы подготовки к экзаменам в различных видах речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение и письмо, потому что наибольшие трудности возникают при выполнении заданий с развернутым ответом (говорение и письмо). Также говорилось о том, какие изменения будут при проверке экзаменационных заданий и на что нужно обратить внимание и детям, и учителям.
Семинар вел не просто преподаватель английского языка — трижды победитель конкурса лучших учителей России, председатель региональной предметной комиссии ЕГЭ и ОГЭ, ведущий эксперт ЕГЭ по английскому языку, член экспертного совета всероссийских олимпиад школьников Андрей Мишин. Семинар он начал на английском языке, и зал внимательно слушал, реагируя на все высказывания. А когда аудитория перешла на русский язык, все нюансы методик были в деталях разобраны и обсуждены.
— Андрей Мишин подробно остановился на типичных ошибках в обучении английскому языку, обрисовал подходы и предложил различные упражнения для подготовки школьников к экзаменам, — отметила методист УМЦ, курирующая преподавание иностранных языков, Наталья Попандопуло.
На семинаре учителям были также рекомендованы полезные печатные и электронные ресурсы. В фойе была организована выставка печатной продукции для учеников и учителей. К слову, книгами и учебниками живо интересовались дети: подходили, смотрели литературу, обсуждали ее полезность.
— Мне было очень интересно послушать такого опытного наставника, как Андрей Мишин, пообщаться с коллегами, — поделилась впечатлениями преподаватель английского языка Эльза Игнатьева. — Сегодня изучение иностранного языка становится необходимым элементом дальнейшей успешной деятельности во многих областях производства, науки и предпринимательства. А значит, нам, учителям, нужно донести это до учеников и мотивировать их на углубленное знание предмета.
ПЯТЬ ВОПРОСОВ АНДРЕЮ МИШИНУ
— Пока рассматриваются две тенденции. Первая: не делить предмет, но четко обозначить, что является базовым уровнем, что — высоким и повышенным. Вторая: сразу разделить предмет на базу и профиль («углубленку»), и ученик уже сам будет выбирать, какой экзамен ему сдавать. Окончательное решение еще не принято. Может, потому, что считается: иностранный язык — это гуманитарная область, и школьник должен овладеть минимумом в общем плане, не выделяя какой-то базовый компонент.
— Сегодняшние учебники соответствуют требованиям времени? Они могут стать действенным пособием для успешного изучения иностранного языка и при подготовке к экзаменам?
— Учебники, естественно, постоянно дорабатываются. Сейчас мы готовим новые проекты в издательстве «Просвещение», чтобы выстроить учебники и пособия под ФГОС второго поколения. Там совершенно другие подходы, сценарный план урока, большая избыточность материала, его новизна, преобладает социокультурный компонент, коммуникативно ориентированная технология в обучении. Ведь, если честно признаться, язык мы учим для того, чтобы на нем общаться, и авторский коллектив (в который я тоже вхожу) в настоящее время переделывает учебники, чтобы они были направлены на коммуникацию.
— На ваш взгляд, общий уровень подготовки сегодняшних учителей соответствует выполнению этих задач?
— Уровень подготовки абсолютно разный! И в столице, и в регионах есть прогрессивные, продвинутые учителя, которые многое делают для повышения своей квалификации, усердно работают над своими профессиональными знаниями. Но есть и такие, которые испытывают сложности. Радует, что сегодня сама система повышения квалификации начинает постепенно перестраиваться. Есть понимание: когда учитель приходит на курсы повышения квалификации, он должен не лекции слушать, а погружаться в практику. На примере многих регионов могу сказать, что такая система существует.
Иностранный язык — это такой предмет, который требует постоянного развития педагога. На каком-то этапе учитель начинает чувствовать, что ему чего-то не хватает, нужно «brush up» (освежить) знания. Сегодня очень много ресурсов, и плакаться на тему «Где мне совершенствоваться?!» нет смысла. Открывай Интернет — там все есть, находи кучу материалов и ресурсов.
— Сейчас дети со второго класса начинают изучать один иностранный язык, а с пятого класса — второй. Возможно ли, чтобы ребёнок освоил два иностранных языка?
— Возникает вопрос: на каком уровне? На уровне функциональной грамотности, оперирования самыми основными понятиями, чтобы реально общаться, — возможно. Имеются методики, которые позволяют овладеть определенным набором лексических единиц за достаточно короткий срок и уже быть успешным. Есть такое понятие, как «английский для выживания» («Survival English»), которое предполагает, что обозначены минимизированные, четко дозированные понятия, при освоении и активном использовании которых человек уже готов к общению. Экзамен в базовой части на этом и будет выстраиваться.
— Сегодня по-другому нельзя. Тем более и современные учебники «заточены» на это. Плюс надо понимать, что большая часть заданий при сдаче ЕГЭ и ОГЭ — именно коммуникативно ориентированные. То есть ученик должен уметь написать письмо другу, поучаствовать в телефонном разговоре, задать вопросы, позвонив в отель или музей, описать фотографию, высказать в эссе свое мнение. Все это нужно учитывать при подготовке к экзамену и школьникам, и преподавателям. А наши семинары — хорошая помощь учителям в успешном выстраивании работы и мотивировке своих учеников к изучению предмета.