Все новости
19 Октября 2018, 11:41

Токарь, каменщик, столяр, слесарь, стропальщик, маляр




В ГОД СЕМИДЕСЯТИЛЕТИЯ ГОРОДА В ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОМ МУЗЕЕ ВПЕРВЫЕ СОБРАЛИСЬ ВЕТЕРАНЫ ПРОФТЕХОБРАЗОВАНИЯ










НАША СПРАВКА

Расцвет профессионально-технического образования в нашей стране пришелся на сороковые — восьмидесятые годы прошлого столетия. 2 октября 1940 года указом Президиума Верховного Совета СССР были созданы государственная система профтехобразования, система трудовых резервов. За 78 лет существования профессиональной школой подготовлено более 60 миллионов рабочих. Когда началось строительство комбината и будущего города Салавата, встал вопрос о подготовке кадров. Первым появилось ремесленное училище № 1 (позже ГПТУ — 26, 19). Всего действовало девять профессионально-технических училищ, сейчас их осталось два, обучается в них около шестисот человек.

— Я пришел в училище в 1953 году, — рассказывает он. — Стал мастером, готовил токарей, в первой группе были одни девчонки, половина из них из детдома, остальные из окрестных деревень. Тогда здесь обучались менее двухсот человек. В училище быстро сформировали хороший, трудоспособный коллектив мастеров. Для сравнения: до этого на заводе я получал сдельную зарплату от 280 до 350 рублей, а у мастера в училище был оклад в 90 рублей. Но мне работа сразу понравилась. Я выпустил девять групп токарей — всего 227 человек, многих по повышенным разрядам, затем меня назначили старшим мастером. Училище выпустило более 15 тысяч квалифицированных нефтехимиков, мастерами работали 32 наших выпускника, окончивших училище с отличием. Наши ребята были нарасхват. Мы даже выпускали сверлильные станки, которые пользовались спросом в стране.



— Я проработал в системе профтехобразования 45 лет, — сказал он в своем выступлении. — За 70 лет каждый второй салаватец окончил ПТУ. Среди наших выпускников около пятидесяти руководителей предприятий и заводов, депутаты разных рангов, комсомольские и партийные работники, известные спортсмены, более пятисот человек награждены орденами и медалями за трудовые и ратные подвиги. Среди них и Герой России, рядовой срочной службы Владимир Трубанов, погибший в Чечне, Александр Бочкарев, повторивший подвиг Матросова в Афганистане.




— У нас была создана прекрасная материально-техническая база, — вспоминает он. — На оптико-механический завод прислали пять новейших токарных станков и три из них отдали лицею. У нас были лучшие в республике станки по токарной и фрезерной обработке. Группа оптиков-механиков обучалась в лицее, проходила практику на заводе, а по окончании учебы в полном составе работала на линии сборки, и их показатели были выше, чем у заводских специалистов. А в мастерских лицея был участок сборки оптических приборов. Разрабатывался проект второй очереди завода, а у нас — техникума, но тут началась перестройка… Наше счастье в том, что труд не пропал даром, мы остались в сердцах и душах наших выпускников.


В профтехучилищах мастера и преподаватели помогали ребятам, многие из которых были из неполных, малоимущих семей, отдавали им свое душевное тепло, которого так не хватало, заменяли им родителей. Училища для многих, по сути, были реабилитационным центром. Одна из женщин-мастеров вспоминала: «Когда я спросила, почему юноша пришел в училище, он ответил, что здесь хорошо кормят».



Фарит Ахатович Кадыров, отличник образования РБ:

— После окончания университета в 1985 году меня направили в ПТУ № 27 (затем — ПЛ-20, сейчас — механико-строительный колледж). Работаю здесь 33 года, преподавал электротехнику, сейчас только физику. Нравится готовить рабочие кадры. Учеба здесь сильно отличается от школы, у нас каждый учащийся стремится получить профессию. Если ребята в школе учились не очень усердно, то у нас ведут себя по-другому, стараются получить специальность. Через несколько лет, после армии, наши выпускники приходят и благодарят нас. Мы к ним относимся как к своим детям.




— Я работал в системе профтехобразования с 1978 по 2015 годы. Работал в ГПТУ-26 заместителем директора, затем директором ПТУ-7 и в ПЛ-20. Я влюбился в эту систему и посвятил ей всю жизнь. Роль профтехобразования в стране, республике и городе огромна. То, что училищ практически не осталось, — большая потеря. Нужно было переходить на новый уровень, оснащать материально-техническую базу. Сейчас мы теряем рабочих. Готовят теоретиков вместо практиков, а нужны высокопрофессиональные рабочие. Нужно видоизменить программу обучения, советоваться с работодателями.




Остается добавить, что тепло и сердечно вела встречу экскурсовод музея Валентина Бухарина, выступала со своими песнями руководитель ансамбля «Казачье раздолье» Галина Клокова.

Фото из архива музея и Павла Бизикина

Читайте нас: